Новый человек реальность или утопия?

Вадим Ирупашев
       Первым, кто озаботился проблемой создания идеального человека, был Жан-Жак Руссо. И подошел он к решению этой проблемы просто: человек может стать идеальным, если в детстве его изолировать от порочной социальной среды.
       Но как изолировать детей от пагубной для них среды даже сам Руссо не знал и иронически замечал — разве только поместить их на Луну или на необитаемый остров.
       И несмотря на утопичность этой идеи, изложенной Руссо в полуромане, полутрактате «Эмиль или о воспитании» (1762 год), его педагогические взгляды оказали огромное влияние на современников.

       Одним из горячих почитателей идей Руссо становится Максимильен Робеспьер, политический деятель эпохи Великой французской революции, вождь якобинской партии. Он и предпринял попытку воплотить в  жизнь идеи Руссо.
       Сам Робеспьер, получивший прозвище «неподкупный», в своем частном быту воплощал все добродетели.
       Вознамерился вождь революции и всех французов сделать добродетельными: нравственными, благопристойными, просвещенными. Только такие люди и могли бы построить справедливое общество.
       И поначалу Робеспьер верил в силу воспитания, он даже учредил моральный культ Верховного Существа, отменив религию. Приказал над дверьми церквей золотыми буквами начертать кодекс строителя капитализма.
       Ропеспьер так верил в силу воспитания, что в Учредительном собрании выступил против смертной казни.
       Но, как оказалось, дело воспитания требовало огромных  усилий и длительного времени.
       Прошло уже несколько лет революции, а французы упорно не хотели становиться добродетельными и менее порочными.
       Разочарованный  Робеспьер приходит к решению: от «плохих, злых, порочных людей» надо избавляться.
       И все чаще  Робеспьер избавляется от своих политических противников отправляя их на гильотину. А чтобы ускорить этот процесс, он настаивает на принятии закона, освобождающего обвинение от каких-либо доказательств и лишающего обвиняемого всех средств защиты.
       И уже скоро в Конвенте  Робеспьер становится апостолом террора, как самого эффективного средства управления и воспитания.
       Вот одно из высказываний  Робеспьера: «Движущей силой народного правительства в революционный период должны быть добродетель и террор».
       И беспощадный террор принял ужасающие размеры. После расправы с политическими противниками,  Робеспьер фактически становится признанным вождем революции, а представители якобинской партии энергично проводят террор и диктатуру в Париже и на местах, выявляя «подозрительных», и предавая их суду революционного трибунала.
       Но уже скоро и сам  Робеспьер, совершивший ряд тактических ошибок, был арестован и обвинен в предательстве.
       И машина доктора Гильотена отрубила голову вождю революции, «неподкупному»  Робеспьеру.
       А как самозабвенно любил  Робеспьер людей. И как он хотел всех их видеть добродетельными, счастливыми. Но не помогли ни воспитание, ни перевоспитание, ни моральный культ Верховного Существа. Не хотели люди становиться добродетельными, нравственными, просвещенными даже когда им рубили головы.

       И основоположник научного коммунизма, вождь международного пролетариата Карл Маркс, в своей теории и тактике классовой борьбы, не отрицал целесообразности массового террора, как определенной формы революционного насилия. «Ибо, —  писал Маркс, — имеется одно средство сократить, упростить, сконцентрировать муки старого общества —  революционный террор.
       В вопросе об уничтожении целых классов и групп враждебных революции, Маркс был солидарен с Робеспьером. Но придавал он большое значение и социальному воспитанию детей, как «новых людей», свободных от пороков старого мира, будущих строителей коммунизма.
       Самому же Марксу не суждено было принять участие в какой-либо революции. Он так и остался кабинетным ученым, теоретиком революции.

       А идею создания «нового человека» подхватила Великая Октябрьская революция.
       И великий вождь и учитель трудящихся, основатель советского государства Владимир Ленин, признавая необходимость массового террора в революционный период, был обеспокоен проблемой «новых людей». Но предостерегал: «Было бы глупо думать, что это (превращение «старых» людей в «новых») можно сделать немедленно. Это было бы глупейшей утопией».
       Но в первые годы Советской власти у большевиков не было ни опыта, ни времени для переделки «старых» людей в «новых». И все силы были брошены на разрушение старого миропорядка. А для этого имелось лишь одно средство — красный террор.
       Ленин отрицал индивидуальный террор (вспомним слова Ленина, сказанные им после казни брата Александра: «Мы пойдем другим путем»).
       Но такие заявления Ленина, в большей их части, оказывались декларативными.
       Индивидуальный террор широко применялся, и не только против прямых врагов, но и всех нелояльных к советской власти.
       Нет доказательств, что царская семья была расстреляна по прямому указанию Ленина, но не последовало от него и осуждения этого ужасного преступления.
       Судьба распорядилась так, что Ленин скончался в 1924 году и уже не мог участвовать в кровавых репрессиях тридцатых годов.
       А после смерти Ленина идея создания «нового человека» стала претворяться в жизнь ускоренными темпами.
       Были учреждены пионерская и комсомольская организации. И создана в стране среда, в которой отрицалось все старое (вплоть до отречения от родителей) и проповедывалось все новое.
       Когда советская власть в стране уже укрепилась, вдруг обнаружился внутренний контрреволюционный фронт, состоящий из прямых агентов и шпионов, связанных с заграницей, и скрытых антисоветчиков, троцкистов, зиновьевцев.
       А в 1937 — 1939 годы массовый и индивидуальный террор в СССР приобрел угрожающие размеры (с 1937 по 1938 год к высшей мере наказания было приговорено 681 692 человека).
       Без суда и следствия, в плановом порядке, так называемые «тройки» фабриковали бесчисленных «врагов народа» (знаменитая 58-я статья) и проговаривали их к расстрелу или длительному тюремному заключению.
       И были уничтожены и репрессированы миллионы «плохих людей».А к концу тридцатых годов в стране Советов остались только «хорошие люди», преданные делу строительства социализма и светлого коммунистического будущего.
       Но случались и сбои. Так накануне Великой Отечественной войны были расстреляны талантливые советские полководцы. Подвергались репрессиям выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства.
       А всем этим конвейером репрессий против миллионов людей, непригодных к «переделке» и «перековке», потенциально опасных для нового общественного строя руководил глава Советского Союза Иосиф Сталин.
       И есть мнение, что несмотря на страшные репрессии тридцатых годов и даже благодаря им, к началу Великой Отечественной войны формирование «нового советского человека» было успешно завершено. И советские люди единодушно поднялись на защиту Родины и одержали победу над врагом человечества.
       Но даже Сталин 24 мая 1945 года, на приеме в честь командующих войсками Красной Армии, в своей знаменитой речи говорил не столько о заслугах в войне советского народа, сколько о выдающейся нации, русском народе, руководящая роль которого обеспечила победу над врагом.
       А мог бы Сталин и умолчать о выдающейся и решающей роли в войне с фашизмом русского народа, ограничившись новым понятием «советский народ», но, видимо, понимал, что было бы это большой неправдой.
       И после смерти Сталина и разоблачения его культа, репрессии в стране Советов не прекращались. Но к расстрелу уже приговаривали редко, ограничиваясь лишением гражданства и высылкой из страны, или тюремным сроком.
       А все силы, интеллектуальные и материальные, были брошены на воспитание трудящихся в духе коммунистических принципов.
       Был создан «Моральный кодекс строителя коммунизма» (вспомним культ Верховного Существа).
       И появилось огромное количество специалистов в области коммунистического воспитания.
       Были созданы народные дружины, которые выявляли нарушителей моральных норм социалистического общежития, а товарищеские суды подвергали их общественному порицанию и позору.
       И стал популярным лозунг: «Коммунистическое воспитание — дело общенародное!»
       Наступило время великой лжи и самообмана.
       Бригады коммунистического труда и его ударники, стройки Сибири, освоение целины,
повороты рек и массовый энтузиазм трудящихся, все это создавало иллюзию, что явился миру человек новой формации — «советский».
       И на волне всеобщего воодушевления и «головокружения от успехов» Генсек Никита Хрущев объявил о наступлении коммунизма к 1980 году.
       Но коммунизм не наступил. А страна продолжала безостановочный процесс воспитания. И уже отмечались «высокий уровень коммунистической сознательности», «героические свершения», «революционная солидарность» трудящихся.
       Вот с этими «героическими свершениями» Советский Союз и вступил в длительный экономический и политический застой имени Леонида Брежнева.
       Но несмотря на всеобщее уныние и неверие, в 1983 году на Пленуме ЦК КПСС, посвященном идеологии, Константин Черненко заявил, что «Советский человек — пламенный патриот и интернационалист, убежденный в правоте идеалов коммунизма. И у нас есть все основания считать, что новый человек — это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней».
       На этом оптимистическом заявлении и закончилась эпоха Брежнева-Черненко. Оба ушли в мир иной.
       И вдруг, как черт из табакерки, Михаил Горбачев с «перестройкой» и «новым мышлением» для страны и всего мира. И с продолжающимся процессом воспитания и перевоспитания.
       И по-прежнему утверждалось,  что для формирования «нового человека» в социалистическом обществе созданы все условия.
       Но никто уже никому не верил. Воспитатели делали вид, что воспитывают, а воспитываемые делали вид, что воспитываются.
       И как гром среди ясного неба: распался и исчез Советский Союз, с его коммунистической идеологией, бесчисленными секретарями парткомов, комсомольскими работниками, специалистами в области коммунистического воспитания.
       А миллионы «новых людей», воспитанных на коммунистических принципах и социалистической солидарности трудящихся, не вышли на защиту советского строя. Многие даже и не заметили, как оказались в «проклятом капитализме».
       И получив свободу и право выбора, советский человек, стряхнув с себя коммунистическую шелуху, предстал перед всем миром не «старым», не «новым», не «советским», а просто человеком.

       В ХХ веке самый выдающийся и безумный план по изменению сознания человека пытались осуществить коммунисты Советского Союза. Делили людей на классы, применяли массовый и индивидуальный террор, подвергали непокорных насильственному перевоспитанию.
       И даже уже казалось, что «новый тип человека» создан. Но все закончилось ложью и самообманом. Человек по своей сути остался прежним, со всеми своими пороками, эгоизмом, тщеславием, склонностью к насилию, разрушению, стяжательству, лжи.
       И все попытки повлиять на природу человека с целью получить новую сущность, «нового человека», обладающего коммунистическим сознанием, потерпели крах.
       А человек не плох и не хорош. Он потомок ветхозаветного Адама, с о всеми его пороками, которые в нем лежат глубоко, на самом дне его сознания и искоренить их уже невозможно.
       Бытуют два взаимоисключающие друг друга мнения о человеке: «Человек — звучит гордо» и «Человек — подлая тварь».
       Возможно, и то и другое верно. 
       А о «новом человеке» и светлом коммунистическом будущем пора нам и забыть.
       И помнить, что справедливость  возможна только в смерти. В смерти все равны.