Царь Федор Алексеевич

Виктор Хохлов 2
                vickhokhlov@yandex.ru

                Виктор  ХОХЛОВ





  Царь Федор Алексеевич
Либретто семи-оперы в 3 действиях.






 
 
Рязань  2023
Действующие лица:

Царь  Федор Алексеевич - баритон. 
   
Ф е д о р   А л е к с е е в и ч   Р о м а н о в  -  Русский Царь. Родился в 1661 году.  Царствовал с 1676 по 1682 год.


Царица Агафья Семеновна - колоратурное сопрано.   
 А г а ф ь я (Агата)    С е м е н о в н а   Г р у ш е ц к а я - Русская Царица.  Первая жена Царя Федора Алексеевича. Родилась в 1663 году. Умерла в 1681 году.

Царица Наталия Кирилловна - сопрано.
   
Н а т а л и я   К и р и л л о в н а   Н а р ы ш к и н а.  Вдовствующая Царица. Вторая жена Царя Алексея Михайловича. Родилась в 1651 году, умерла в 1694 году. Мать Императора  Петра  Первого. 
Царица Марфа Матвеевна - колоратурное сопрано. 
М а р ф а   М а т в е е в н а     А п р а к с и н а.  Вдовствующая царица. Вторая жена Царя Федора Алексеевича.  Родилась в 1664 году, умерла в 1713 году.

Царевна  Софья Алексеевна - меццо-сопрано.
 
С о ф ь я   А л е к с е е в н а   Р о м а н о в а - Царевна. Старшая сестра Царя Федора Алексеевича. Родилась в 1657 году. Умерла в 1704 году. В 1682 - 1689 годах Соправительница  при малолетних царях Иване Алексеевиче и Петре Алексеевиче.   

Леопольд  Первый Габсбург - баритон .
Император Священной Римской Империи. Эрцгерцог Австрии. 1640 - 1705 г.г.               

Элеонора Магдалена Пфальцская.  - сопрано. 

Императорица  Священной Римской Империи  третья жена Леопольда Первого, Эрцгерцогиня Австрии.    1655 - 1720 г.г.
 
Карл Второй  - тенор . 
 
Карл Второй Стюарт. Английский король.   1630 - 1685 г.г.



 Фридрих Вильгельм - бас.
Фридрих Вильгельм Гогенцоллер.  Курфюрст  Бранденбурга и Герцог Пруссии. 
1620 - 1688 г.г.          
               
 Князь Долгоруков - баритон.

Князь Долгоруков Юрий Алексеевич. Московский боярин. Дипломат.                1610 - 1682 г.г.


Ромодановский Григорий Григорьевич - бас.

Князь, курский боярин, военачальник. 1638 - 1682 г.г.

Голицын Василий Васильевич - баритон.
 
Князь, московский боярин. 1643 - 1714 г.г.

Шакловитый Федор Леонтьевич - тенор. 
Московский  боярин. 1676 - 1689 г.г.

Головин Федор Алексеевич - баритон.    
Курский  боярин. Граф Священной Римской  Империи,  1650 - 1706 г.г.

Нарышкин Лев Кириллович - баритон.
 
Брат Царицы  Натальи Кирилловны, дядя Петра Первого. 1662 - 1705.

Строганов Григорий Дмитриевич - тенор.
Пермский промышленник. 1656 -1715 г.г.

Князь Гагарин Матвей Петрович - тенор.   
 Стряпчий в приказе Тайных дел. 1659 - 1721 г.г.


Олимпия Манчини, графиня де Суассон - сопрано.
 
 Покровительница искусств. Фаворитка Людовика Четырнадцатого, мать принца Евгения Савойского. 1638 - 1708 г.г.

Луиза де Керуаль -  колоратурное сопрано.
Фаворитка Короля Англии Карла Второго.1649 - 1734 г.г.

Марфа (Марта ) Заборовская - сопрано.   
Дочь боярина  Семена Ивановича Заборовского .  подруга Агафьи Грушецкой.  1657 -1723 г.г.
               
Граф Арлингтон - баритон.
Министр иностранных дел Англии времен Карла Второго. 1618 - 1685 г.г.

Иван Мазепа - тенор.
Генеральный есаул Запорожского войска.  1639 - 1709 г.г.

Генри Пёрселл - баритон.
Ангийский композитор. 1659 -1695 г.г.

Граф Штаремберг - баритон. 
Австрийский дипломат времен Леопольда Первого. 

Кардинал Франческони - тенор.

П р и д в о р н ы е.
О ф и ц е р ы   с т р а ж и.
С л у г и.







                Действие первое.

1676 год. Пригород Лондона. Поздний вечер. Вход в Виндзорский замок. Слышен шум  подъехавшего конного экипажа. Из замка выходят  офицеры стражи. Ожидают  у входа. Несколько человек в плащах подходят к ним . Взаимное приветствие. Все скрываются за дверьми. Вечернее небо постепенно меняет цвет от алого через лимонный к темно-синему.

Звучит увертюра.

                Картина 1.
Рабочий кабинет Короля Англии Карла Второго. Карл Второй и министр иностранных дел Граф Арлингтон.
Граф Арлингтон.       
                Ваше величество! Прибыли чрезвычайные 
                Послы  из  Москвы.
Карл Вторрой.                Интересно - что так? 
Граф Арлингтон.                Разведка ничего  не докладывала.
 Карл Второй.                Объявите выговор. В следующий раз - на
                галеры.  Русское направление - усилить.
                Что-то у них происходит.               
                По графику они месяца через два
                должны быть.  Войны на их границах               
                нет.  Османы больше смотрят на 
                долину Дуная. Поляки  напуганы
                до смерти Смоленским походом Царя
                Алексея Михайловича. Месть 
                Настигла их.  Не зря 
                Царь  Алексей получил прозвище 
                Тишайший - на границе тихо!      
               
 Граф Арлингтон.               
                На Континенте три центра
                принятия решений - Константинополь,
                Париж и Москва - "четвертому  Риму
                не быти".  Кто-то не вырос, а кто-то не
                дорос еще.  Значит дело важное.               
Карл Второй.
                Проси. Пусть входят. 

Входят Князь Долгоруков, Князь Гагарин и Луиза де Керуаль.   

Луиза де Керуаль.       Карл, у меня срочное дело по поводу сына. Ты
                обещал дать ему графское достоинство. Ладно.
                Я подожду пока ты
                поговоришь с господами.

   Князь Долгоруков.        Ваше величество! Весть не простая. Царь               
                Алексей Михайлович представился перед               
                Богом.  Мы перед Вами в горе  застывшими.

   Карл Второй.              Братом мне был Царь Алексей. Состояли   мы с               
                ним  в союзе  и дружбе  сердечной! 

      Долгоруков.               Старший сын его - Федор Алексеевич венчан на 
                царство,  взошел на престол.   
                Царь Федор Алексеевич  повелел               
                заверить все Королевство 
                Англицкое  в  дружбе и верности  и всем 
                поклон! 

        Карл Второй.         Было бы странно услышать иное.  В чем суть             
                вопроса и Ваша задача? 
 
        Долгоруков.             Договор прежний -  войти нам  в степи   
                Днепровские правобережные 
                в районе Чигирина  -  хотим мы 
                выполнить в полном объеме то,  как Царь
                Алексей
                и желал при жизни  - сблизиться  со Священной 
                Римской Империей.   
                Молодой  Царь Федор Алексеевич тоже
                хочет ослабления Султана и продолжить               
                курс отца своего Алексея Михайловича.               

                В практическом плане  мы хотим наладить 
                контакты с Австрией и стабильно
                получать от Вены порох,  ружья новой 
                конструкции с примкнутыми штыками,

                лошадей тежеловозов для артиллерии.
               
                Всего этого у нас  пока недостаток.
                Восточную Балтику для развития мы оставляем   
                прусскам.            
 
Луиза де Керуаль.            Позвольте мне  прервать ваши речи!
 
               
  Ария Луизы де Керуаль.
                Мне счастье вдруг   
 
                Нежданным светом ,

                Мечтаньем близких мне подруг .

                Вернуло жизнь цветов букетом!

                И только ты  на всей земле
                Мог сделать это так чудесно.
                Мне повстречался  не во сне,
                А в жизни - в Англии прелестной!

                Так  неожиданный подарок -
                Нам сердце веселит .
                Сегодня  встреча двух красавцев -
                Мне счастье ворожит!

                Да, да, друзья мои!
                Нуждаюсь я в тепле.
                И солнце, небо и цветы -
                Хочу смотреть в окне!   
               
     Карл Второй.             Луиза!  Любовь моя,   
                Ты украшаешь жизнь,  но               
                Дай и нам поговорить!

                Господа!  А мне известно, что  Курфюрст
                Фридрих  Вильгельм

                Удачно  перенес все столичные функции               
                из Кенигсберга  в
               
                Берлин - поближе к Франции.

                Пруссия стремится к теплу
                И к горным массивам  - Альпам и Вогезам,   
                Где сосредоточено минеральное сырье.
 
                А Восточную  Балтику он оставляет вам  - 

                русским  - для развития. 
                У вас есть Урал  и вы более привычны к   
                суровому климату.  Будьте осторожны с 
                Пруссией - а то она сделает вас
                в завуалированной форме  своей колонией 
                на столетия.  Пруссия сама никогда не 
                испытывала влияние Античности. 
                Бавария - это другое дело.
                Вы в этом плане более продвинутые. 
                Выбор делайте осознанно. 
                Мы-то знаем,  как создаются   колонии... 
Луиза де Керуаль.             Я вас прерву. 
Князь Долгорукий.             Простите Мадмуазель, я Вас прерву.  Хочу   
                добавить, нам известно, что прусская система             
                управления регионами на основе
                экономических приоритетов - очень 
                эффективна и мы готовы взять  ее 
                за образец для ускоренного развития. 
                А там посмотрим.
               
  Ария Луизы де Керуаль. 
                Ах  Карл  - прекрасный друг судьбы моей!

                Во всем ты свет моих очей!

                Из Франции пришла сюда

                Я  в юности давно,
                Но в жизни  Радость -  не одна.

                Есть долг перед страной
                Трудиться верно и сполна.

                Вот почему в суровой жизни я служу

                И все что в жизни есть во мне -
               
                Я  все на благо родины второй

                Без сожаленья отдаю!
 
Карл Второй.                О, господа!  Представить вам хочу -  статс-
                секретарь министрерства иностранных дел
                моего королевства -  Луиза де Керуаль.



Князь Долгорукий.           Ваше Величество! По поводу 
                Вашего понимания проблем с колониями 
                Царь Алексей Михайлович неоднократно 
                тоже  говаривал об этом.
Карл Второй.
                Король Французский и Султан Османский в 
                в тайном союзе против всех. Мы со своей 
                стороны не хотим черезмерного
                усиления  Людовика.  Будем вам помогать в 
                этой военной капании. Кто будет командовать? 
Князь Долгорукий.            Воеводой определен Князь Ромодановский 
                Григорий Григорьнвич.
Карл Второй.                Отличное решение.
                Примите  на    время  военного похода               
                наших  наблюдателей.   Будет чему поучиться.
                Мы на Континенте редко воюем.
  Луиза де Керуаль.         Карл, любимый, я так по тебе соскучилась! Ты   
                молчишь? У тебя от меня секреты?

                Тогда вопрос к гостям. Вы прямо из Москвы?   
                Забавно.               
                Я только что слышала -

                новый Царь Федор  взошел на престол. 
                Сколько лет Царю Федору?               
               
Князь Долгоруков.            Уже  пятнадцать!
Ария Карла  Второго. 
                Для  царства процветающего -  самое время!
                Младая жизнь всегда успешна и силы брызжут 
                Через   край!  Друзья, подруги - все прекерасны
                И все готовы  вместе строить рай!   
                Мой личный опыт был несладок.
                Отец Король по приговору парламента
                Был  убит врагами в мои семнадцать 
                лет.  Затем лишен был трона я. 
                В нужде ,  лишениях    провел  я               
                долгих  шестнадцать лет по разным землям.
                Когда взошел я на Престол, то первым делом 
                Отмстил за смерть любимого отца. 
                Десятки  мерзких негодяев отправил я гореть в
 
                Аду.   И снял с себя я тяжесть муки  слыть   
                Несчастным простаком. И вместе я
                С моим народом    с судьбой счастливой стал   
                Знаком.
                И труд и много испытаний в стране родной 
                Мне стали радостною ношей  и не хочу 
                Судьбы иной!

                Я всех своих врагов  казнил.
                Отправил их в забвение.
                Любви напитак вновь мне мил.
                Мне снова близок дух везения.
               
.
               
 
               
Луиза де Керуаль.               
                Что бы вы хотели посмотреть в Англии? 

 Князь Матвей Гагарин.               А я бы хотел познакомиться 
                с работой вашего парламента! 
                Очень хочется 
                узнать тонкости  государственнорго 
                общения Англии с новыми 
                американскими колониями. В чем

                секрет успеха?
Луиза де Керуаль!               
                Отлично! Я помогу вам в этом!
   
                Ддля  начала  вам надо посетить

                королевский бал . который  будет 
                Через неделю. Я вас приглашаю
 
                быть моими гостями на нем. Будет
                интересно!  Дорогой  Карл, как ты 
                считаешь? Это хорошая идея 
                познакомить наших русских друзей  с 
                последними веяниями
                в итальянском музыкальном искусстве?

Карл Второй.   
                Безусловно!! Московское Царство наш 
                давний партнер и единственный 
                искренний друг на Континенте, если

                на минуту представить, что
                вообще такие друзья в политике  могут 
                быть .   
 Князь Долгоруков и Князь Гагарин покидают кабинет.   


 
Ария Карла Второго.       Звуки милого голоса 
                Я услышал в саду.
                Звуки милого голоса
                Я услышал во тьме.   
                Нежно тронул я волосы - 
                Стало  сладостно мне.   
                Рук твоих нежных сигнал я прочел  - 
                Сердце наполнил теплом. 
                Мой друг, я полностью принадлежу тебе!   
                Я избавлен от многих неприятностей
                Благодаря тебе!   
                Мы сейчас  пойдем уединимся в саду.   
                Я хочу выпить вина и ощутить
                Счастье  от любви к тебе! 
                Из Амстердама мне прислали 
                Бриллиантовое колье.   
                Позволь мне примерить его на тебе!
               
               

                З а н а в е с.

                Картина 2.   
 
Танцевальный  зал  Виндзорского замка.
Карл Второй  и Луиза де Керуаль входят в зал. Звучат фанфары. Присутствующие склоняются в поклоне.
 Придворная  молодежь  танцуют англез. Карл Второй выходит в круг  и протанцовывает фигуры  с каждой партнершей. 
 Затем Луиза де Керуаль танцует  короткие партии с партнерами.
   
Хор.               
                Слава нашему Королю .   
                Король любит свой народ.
                Народ любит своего веселого Короля! 
                Король нас к счастию ведет!

                Народ любил Короля,
                Когда он был в изгнании.
                Король был с народом во время чумы.
                Народ любит своего веселого Короля!   
      
                Народ верит своему Королю!
                Король свободен делать все,
                Что  успокаивает народ, и
                Что делает его свободным!

                Слава нашему Королю .   
                Король любит свой народ.
                Народ любит своего веселого Короля! 
                Король нас к счастию ведет

   
Дуэт
 Карла Второго и Луизы де Керуаль
.   
 Карл Второй.                С тобой я жить хочу!
                Не время говорить прощай!
                Когда я один - я мечтаю о бесконечности    
                И о словах любви. 

   Луиза де Керуаль.                Когда нет света Луны
                То нет и ночного покоя.
                Если ты покинул меня
                То я несчастлива  в тот же миг! 

Карл Второй.                Я хочу быть близок с тобой 
                Каждую минуту дня.
                Мне радостно встретить 
                Тебя случайно на прогулке. 

Луиза де Керуаль.                В лесу , на берегу реки.
                С тобй и я в стране поэзии.
                С тобой я смело плыву 
                На корабле по морю жизни.       

  Карл Второй.                Опасности нам не страшны.
                Испытания и заблуждения
                Я с честью выдержу .
                Когда ты будешь рядом!
 
  Луиза де Керуаль.                Бокал прекрасного вина
                Не помешает никогда!
                Охота, шутки  - все дано,
                Когда  веселье к нам пришло!      


               

 
Карл Второй и Луиза де Керуаль подходят к группе гостей, среди которых Кардинал Франческони. Луиза де Керуаль знакомит Кардинала Франческони с русскими гостями.

Луиза де Керуаль.            Кардинал  Франческони!         
                Я хочу Вас познакомить
                С нашими  гостями из Мсквы.   
                Посол Князь Долгоруков  Юрий Алексеевич 
                и  Князь  Матвей Гагарин.
               
Кардинал Франческони.  Дорогая Луиза, а мне позволь познакомить
                Твоих русских друзей               
                с племянницей моего старого друга 
                Кардинала Мазарини - Олимпией Манчини. 
                Олимпия Манчини  - покровительница      
                искусств.   
Все знакомятся.

Кардинал Франческони.   
                Мне в Англии трудно найти собеседников.            
                Рад общаться с русскими друзьями. 
                Услышал только что
                Я весть о новом монархе   
                В Московской Руси.
                Да здравствует новый Царь!
                Передайте от имени Папы  Римского   
                Иннокентия  Оджиннадцатого
                Поздравления молодому Царю Федору!
                Католики и православные 
                Вышли из одного  античного               
                Христианского мира.
                Любовь и сострадание к ближнему
                Греют наши сердца
                Общим светом древней мудрости! 
   
Луиза де Керуаль.           Олимпия Манчини привезла  из Неаполя         
                итальянских оперных певцов для выступления
                перед гостями Короля на нашем балу.   
               
 
Олимпии Манчини.      Мне так приятно почувствовать
                Себя своей в кругу любителей   
                И знатоков искусства!
                Моя родная Италия славится 
                оперным искусством.  Меня это так
                увлекло, осабенно сейчас. когда
                В Париже меня  не очень хотят 
                Видеть. Меня оклеветали.
                Любовь и искусство неразлучны!
                Давайте    сейчас послушаем отрывок
                из новой  оперы молодого
                композитора Алессандро Скарлатти. 
                Вена меня приютила.
                Я счастлива, что живу близко от Италии.
Луиза де Керуаль.

                Выступление итальянских оперных певцов   
                Это такая редкость в  Лондоне , что я с 
                разрешения               
                Короля пригласила ангийскую восходящую 
                Музыкальную звезду - Генри Пёрселла 
                Сиграть на клавесине в составе 
                приглашенного оркестра. 
Генри Персолл кланяется гостям.
               
Итальянские певцы исполняют отрывок из оперы Алессандро
Скарлатти. 

Князь Долгоруков..         
                Восхитительно!  Вдовствующая царица
                Наталья Кирилловна  умеет великолепно               
                Организовывать балы в Измайловском 
                Дворце под Москвой!  Она мне дала   
                Поручение перед поездкой в Лондон  -            
                Пригласить   В Москву для выступления 
                На одном из балов известных 
                Европейских  артистов.   
                Думаю что эти прекрасные певцы   
                Как раз тот случай.  Дорогая Олимпия,               
                Приглашаю Вас и ваш театр выступить         
                В Москве! 
 
Луиза де Керуаль.       Олимпия! Соглашайся!  Когда вернешься 
                расскажешь мне. Говорят Московская Русь   
                Такая интересная страна! С очень большим 
                Будущем! А какие там галантные кавалеры!!
               
                З а н а в е с.



                Действие второе.

                Картина 1. 

 1679 год. Вена . Дворец Хофбург. Гостинная в китайском стиле.  Леопольд Первый  и  австрийский дипломат граф Штаремберг принимают Князя Головина и Ивана Мазепу.  Сидят за столом и по новой моде - пьют кофе.               
Леопольд  Первый. 
                Господа! Ваши Чигиринские походы  по
                Вдохновению Царя Федора Алексеевича
                И решительному рукводству Князя               
                Ромодановского Григория Григорьевича 
                Меня восхитили! Но теперь Османы решили

                Захватить Вену после фиаско в приднепровских

                степях.  Жду вашего участия в совместной               
                обороне Вены от Османов.
               
Князь Головин.                Ваше Императорское Величество! Мы прибыли

                как посланники Московского Царя Федора

                Алексеевича  для согласования деталей   

                Нашего участия в обороне Вены.

                Московская Русь пришлет  пять тысяч  штыков

                общего войска с  различных регионов Руси.
 Иван Мазепа.   Запорожское войско выставит полторы  тысчи

                сабель без артиллерии.

Граф Штаремберг.        Это важная часть наших общих усилий. 
                Мы бы хотели  увеличить значительно
                ваши поставки выделанной  лосиной кожи для

                пошива обмундирования штурмовых частей 
                австрийской  кавалерии.
               
Князь Головин.              Мы обеспечим эти поставки. В свою очередь мы

                хотели бы получить  порох,  ружья с

                примкнутыми  штыками и лошадей для

                артиллерийских лафетов.
 
Леопольд  Первый.       Можете рассчитывать на нас. Передайте 
                Царю Федору Алексеевичу 
                мое приглашение на праздничные торжества 
                в Вену после победы над османами! 
 
В гостинную  входит Императрица Элеонора Магдалена Пфальцская.

Элеонора Магдалена.    Господа! Рада вас приветствовать! 
                Не часто к нам приезжают гости из далекой 
                Московской Руси!   А вы знаете, что мой
                любимый муж Император Леопольд   
                Первый сочиняет музыку?  Сейчас мы послушаем 
                его новое творение .

В гостинную входят музыканты и рассаживаются.
В их исполнении звучит пьеса для скрипок  и клавесина. 
Элеонора Магдалена растрогана.

Ария  Элеоноры Магдалены.   
 
                В ту ночь никто не спал.               
                Ни  тьмы ни мрака нет.   
                Смотрел на звезды и молчал 
                Посланец гор и рек!

                И звезды мне в ночи   
                Как символы любви      
                Мерцали там вдали и 
                Были нам милы.

                Есть тайна у меня своя - 
                Любовь в душе живет. 
                И нежный поцелуй даря 
                Нам милость Бог дает!
         
                Над нами счастье в  тишине. 
                Любовь как тайна между нами. 
                Витать стремиться в  вышине
                Над водопадами, горами.

                Так освещать нам путь к победе 
                Любовь  нам будет  - не вражда. 
                На благо Родины любимой, 
                На наши общие дела!

               
                З а н а в е с.



               

      
                Картина 2.
                .
1680 год.   Палаты Московского Кремля.  Царь Федор Алексеевич. Софья Алексеевна .  Шакловитый,  Строганов.
 
Федор Алексеевич.
                Друзья мои! Приступим к обсуждению налоговых
                проблем.   Шакловитый, что скажешь? 

Шакловитый.            В целом удачное завершение Чигиринских походов 
                Оставило нам небольшую проблему - Киев. 
                Хоть там и сидит воеводой боярин Салтыков -
                В казну серебро от него не поступает - все 
                Забирают прежние хозяева.
                Воевать Киев нет сил. 

Федор Алексеевич.       Да это и  невозможно.  Леопольд  Первый ждет 
                нашего участия в обороне Вены. После победы
                над османами в Вене  Австрия поможет нам
                Взять под свою руку Киев  и без военного похода.
                Ян Собески стерпит. А Султан промолчит.

Строганов.                Я предлагаю сразу мирным путем выкупить Киев 
                У поляков .  Мне это дешевле обойдется, чем 
                Дать   денег в казну на военный поход в Вену. 
                Да и людей сохраним. После чумы никак 
                Не оправятся  управляющие заводами с 
                нехваткой рабочих рук. 

Шакловитый.           Григорий Дмитриевич, ты так прямо еще   и скажи, 
                Что  уже получил огромный аванс серебром от 
                Курфюрста Фридриха Вильгельма на поставку 
                Всего металла с уральских заводв в Пруссию.   
 
Федор Алексеевич.   Это так? 
Софья Алексеевна.   Я считаю Строганов прав! 
Федор Алексеевич.    А ты помолчи, если не соображаешь в делах               
                политических! Странно,  что ты вдруг
                Пруссию полюбила!  Почему Князя 
                Ромодановского не пригласили на совещание? 
Софья Алексеевна.   Он в Курске.

 Федор Алексеевич.   Передайте ему, что он отзывается с поста
                Воеводы в Курске. Пусть перезжает в Москву.
                Начинает здесь организовывать экспедиционный 
                Корпус  по западному образцу для похода в Вену. 
                Все. Я устал.  Шакловитый, поедешь со мной   
                На прогулку к Яузе.             

 Царевна Софья остается  в кабинете одна.
 Ария  Царевны Софьи.      
               
                Назвать я имя не могу.               
                Но он во сне спел песню мне.               
                В моих мечтах его я жду, 
                О чудный голос! Он во мне. 

                Меня по имени он звал. 
                Ласкал  и целовал в мечтах!   
                И праздник тоже он узнал. 
                Поверил в чудный он мираж!   

                В моей волнующей  душе 
                Прексрасный праздник день за днем.
                И счастье есть мне на земле, 
                Когда мы можем петь вдвоем!       

                Исчезнуть можешь ты во мгле, 
                Ты можешь взор свой отвести, 
                Но ты - моя любовь в мечте, 
                Твою любовь легко нести.

                Люблю тебя, мой милый друг! 
                Надежда есть - любовь к тебе . 
                И не  настанет горе вдруг. 
                С тобою счастье будет мне!

                З а н а в е с.

                Картина 3.   

Царь Федор  стоит на берегу Яузы.
Поодаль в тени деревьев  стоит Шакловитый со слугами.   
Ария Царя Федора.            
                Быть может случай дарует мне удачу и 
                И разрвет тяжелую цепь событий и забот.
                Нет радости в делах Государственных 
                Когда нет рядом любящей Души.               
                Хочу поворота в моем сердце
                И сигнал к свободе! 
                Когда я иду один на охоте в лугах 
                И могу отправить в полет моего любимого
                Ссокола - все друзья и слуги замирают 
                И  ждут чуда вместе мо мной!       
                В их лицах я чувствую желание 
                Увидеть удачу и с радостью стать ее 
                Вестниками.
                Но я хочу увдеть взгляд любви моей   
                Возлюбленной!
                Это желание постоянно со мной .
                Эта жажда любви внутри меня 
                И не отпускает ни на минуту!               
                Но чувствую себя уверенно
                И  счастливо в надежде скоро встретить
                Свою любимую.
                Но пока открыто мне никто не передал
                Сигнал любви.
                Или быть может я пока не могу               
                Ощутить это?
   
   
Царь Федор слышит голоса и отходит  за    дерево. 
Появляется  - Князь Голицын Василий Васильевич, Боярин Нарышкин Лев Кириллович, Агафья Грушевская и Марфа Заборовская. Слуги устанавливают столик с креслами.               
Лев Нарышкин с Князем Голицыным начинают  на европейский манер занятие  фехтованием на шпагах на берегу Яузы. 
Марфа Заборовская и Агафья Грушецкая в белых летних платьях  сидят за  садовым столиком и наблюдают фехтовальное  дурачество двух вельмож.  Наступает пауза для отдыха фехтовальщиков.
 
 Нарышкин  встает на колено перед Агафьей.
Ария Нарышкина.
                Агата! Ты первая кого я так 
                Полюбил и моя страсть            
                Истинная и навечно!
                Мне дорого твое имя  -
                Имя моей первой любви!
                Как мое сердце бьется!               
                Я буду помнить вечно твое имя.
                И моя страсть как пламя.
                Мои вздыхания о тебе               
                Не преращаются ни на один день!               
                Поскольку  ты несешь мне
                Радость и уверенность в будущее.
               
Ария Марфы Заборовской.
 
                Все молодые мужчины такие ловкачи.
                Хорошая погода и приятное общество
                Делает мужчин влюбленными.
                И кто бы не попался им на глаза
                Они начинают объясняться в любви.
                Верить им опасно пока все хорошо.
                Но хотела бы я послушать
                Такого красавчика когда холодно
                И нет друзей и денег.

Из тени деревьев появляется Царь Федор в сопровождении Шакловитого.   
Царь Федор замирает при виде  Агафьи Грушецкой.   Марфа Заборовская  и Агафья Грушецкая уступает место Царю Федору за столиком.  Царь Федор не сводит взгляд с Агафьи.
 Ария Агафьи
                Осмотрел меня  и оценил красоту
                Моих пышных темных волос,   
                И мои  красивые руки.
                И я тогда узнала  волнующее
                Чувство приближающейся любви .
                От моей красоты он тоже взволновался.
                Также скрытая красота  души
                Проснулась во мне.
                Во мне есть страстное желание быть любимой.
                Это делает меня счастливой.
                И ты стал мой возлюбленный.
                А ты  погрузился в чувство любви ко мне?
                Ты не хочешь сразу сказать  мне
                О своей любви ко мне?
                Или ты потерялся от счастья?

  Царь Федор берет Агафью за руку и  усаживает за стол.  Начинается    балетная сцена "Молодые чайки". Молодые чайки кружат в своем первом полете над берегом Яузы. Радость царит в небе. Чайки наслаждаются свободой.  Старшая чайка с высоты видит маленькую тучку на горизонте. Поднимается небольшой ветер.  Чайки в растерянности. Находит тень. Чайки устремляются к своим гнездам. Слышны отдаленные звуки грома.   


Царь Федор.                Мы едем к твоему отцу боярину Семену

                Грушецкому. Я буду  просить твоей руки.   
                А на следующей неделе я тебя представлю
                Как невесту на балу в Измайловском дворце.
                Наталья Кирилловна ждет в гости 
                Олимпию Манчини с ее итальянскими   
                Музыкантами и  певцами. Будет весело.

                Занавес.


                Действие  третье.
                Картина 1.
       1682 год. Берлин.. Рабочий кабинет Курфюрста Фридриха Вильгельма во дворце Берлинерштадшлосс. Встреча Курфюрста  Фридриха  Вильгельма  с Григорием Дмитриевичем  Строгановым   и Львом Кирилловичем   Нарышкиным. 
 
Фридрих Вильгельм.        Слушаю вас, мои русские партнеры и друзья.
Строганов.                Ваше Величество,  по поручеию 
                Правительницы Софьи Алексеевны 
                сообщаем Вам, что в нашем государстве 
                печальные  события внезапно случились. 
                В начале лета после родов умерла Царица   
                Агафья Семеновна.. Через неделю скончался
                новорожденный.  Опечаленный Царь
                Федор Алексеевич нашел в себе решимость
                и в интересах государства женился на 
                Марфе Апраксиной. Но счастье продолжалось
                недолго. Федор Алексеевич  через два 
                с половиной  месяца  помер.

Фридрих Вильгельм.      Я губоко опечален.

Лев Нарышкин.              После этого последовали трагические 
                события. Были  убиты  Князь Григорий   
                Григорьевич  Ромодановский и 
                Князь Долгоруков Юрий Алексеевич.
                В этих условиях Царевна Софья Алексеевна
                приняла решение не посылать Экспедиционный
                Корпус ратных людей  в Вену.   

Фридрих Вильгельм.       Решение вынужденное, но разумное.
 
Лев Нарышкин.              Ваше Величество! До конца  кризис не               
                преодолен. В качестве выхода из ситуации
                есть намерение    венчания на царство вдвоем 
                младших братьев Федора Алексеевича -  Ивана 
                Алексеевича и Петра Алексеевича 
                одновременно при официальном регентстве
                Правительницы  царевны Софьи Алексеевны.
               
Фридрих Вильгельм.     Конструкция сложная, но оправданная.

 Ария Фридроиха Вильгельма.         
                Уж много лет прошло перед глазами. 
                Все  видел в этой жизни я.   
                А в Руслянд  Царь -  мальчишки!            
                Ну что ж - Судьба така!

                Прогнозы делать вредно. 
                Оно и ни к чему.
                Вдвоем  не править долго.   
                Зачем   смешить толпу! 
 
                Ну кто-то пообвыкнет . 
                И  станет половчей. 
                И двор к нему привкнет , 
                И будет он милей.               

                Но это для народа
                Все пустота одна.
                Хотит он видеть Бога -
                Ведь без него - труба!
   
                Народ хороший, добрый.   
                Берусь помочь ему.
                Порядку, трудолюбию - 
                Всему я научу.   

                Но только не словами . 
                А твердостью в делах. 
                Тогда удержит  Знамя 
                В окрепших он руках!

                З а н а в е с.             

                Картина 2.
               
 После церемонии Венчания на царство Царя Ивана Алексеевича, Царя Петра Алексеевича юные Цари отправлены спать.
 Провозглашенная Правительница  Царевна Софья Алексеевна проводит
Торжественный бал во Дворце Князя Василия Васильевича Голицына. 
Перед гостями молодежь танцует модный немецкий    танец  Лендлер.  Распорядитель танцев - Иван Мазепа.


Дуэт вдовствующих Цариц Натальи Нарышкиной
 и Марфы Апраксиной.   

Наталья,
Марфа.
                Мы рождены были для счастья.
                И по любви  мы замуж шли.
                Но в жизни есть пора ненастья.
                Теперь  судьбой  гордимся мы.   
Наталья.
                Мой муж Алеша был  мне мил.
                Всю жизнь во благе я жила.
                И каждый день он говорил
                Люблю тебя, моя жена! 
Марфа.
                Супруг мне Федя был  Судьбой.
                К нему всем сердцем я мила.
                Недуг коварный  непростой.
                И смерть его была горька.
               
                Но вечен, вечен, вечен Мир .
                И вечны  истины его.
                И тянет нас всегда на пир .
                Когда там пьют любви вино!! 
               
                Нам снова жизнь открылась светом.
                С друзьми снова хорошо.
                И нет печали от запрета.
                Любить нам снова суждено!
               

Звучит торжественная музыка.    В зал рука об руку входят Софья Алексеевна и Князь Голицын .
Дуэт Софьи и Голицына.   
Софья. 
                Как хороша, ты, Красота!
                Но лучше быть с Душою рядом.
                И тяжесть не нести креста,
                Когда в общении нет отрады.
Голицын.
 
                Но странно думать и гадать -
                Что есть нам в женщине милей?
                Умом нам сердце не понять,
                Как пред собой не скрыть страстей!
 
Софья. 
                Сегодня всех я рада видеть,
                Ко всем пригожа и  добра.
                Хочу со всеми я предвидеть,
                Что будет счастлива Страна!

Голицын.            
                Но забывать не можем мы,
                Что время наше и в заботах.
                И в радости тогда любви
                Нам спорится и жизнь в работах!   
 
Софья, Голицын.               
                По жизни вместе мы пойдем.               
                Судьба нам счастье ворожит.
                Трудом, терпеньем и добром
                Руси Московской нам служить!
             
Посол  Священной Римской Империи граф Штаремберг подхоит к Софье Алексеевне. 

 Граф Штаремберг.                Сударыня Великая Правительница!
                Войска Султана
                Вторглись в долину Дуная и вся 
                Двухсот тысячная махина движется к 
                К Вене.
                Император Леопольд  Первый просит Вас 
                Согласовать      технические детали 
                Прибытия  Русского
                Экспедиционного корпуса к  Вене.

   Софья Алексеевна.   
                Стратег и тактик дел военных -
                Голицын Князь.  К нему вопрос.   
                Князь! Направляйся сейчас в кабинет в Кремль. 
                И пока мы здесь веселимся напиши ответ моему    
                Дорогому августейшему брату Императору   
                Леопольду.  Мы будем веселиться до утра. 
                Ждем тебя с письменным ответом.  Тебе
                известно все.

   Князь Голицын удаляется.
   
               
Трио

Гагарин,
Мазепа,
Шакловитый.
               
                Мы молоды и счастливы,
                И все нам хорошо.               
                И в службе мы удачливы,
                В руках -  Фортуны  колесо !
               
                Мы молоды, мы счастливы
                Отчизне служим мы.   
                К земле родной  причастные .               
                За нас горды отцы! 
               
                Мы служим Государю.   
                Готовы  жизнь отдать. 
                Мы службу  будем править,
                Чтоб  Родине сиять! 

                И дружба вслед удаче
                Знакома нам сполна.
                Ошибки мы не прячем
                И милосердна  к нам  страна.
               
                С подругами любимыми 
                Живем в согласии мы. 
                И  также как Оотчизне -
                Во всем мы им верны!
 

   
Шакловитый подходит к Софье Алексеевне, присутствующие рааступаются и освобождают середину зала. Шакловитый ведет Софью Алексеевну к высокому креслу.
Балетная сцена "Соколиная охота"
Охотник находит птенца сокола. Растит его. Пришло время отправить его  в первый самостоятельный полет за добычей. Сокол взлетает. Нацелился на добычу. 
Вдруг высоко в небе встречает себе  соколоицу любимую. Влюбленная пара соколов кружит над охотником -  благодарно прощается с ним.      
 
                З а н а в е с.

                Картина 3.

Ночь . Зал в Грановитой  палате.    Своды  уходят  в темноту. Князь Голицын при свечах сидит за столом и пишет  гусиным пером.  Начинается дождь. Сверкает молния. Слышны отдаленные раскаты грома.   

Ария Голицына.               
                Еще в ушах стоит музыки
                Звук приятнй. И смех девиц.
                Но получил приказ я внятный
                И гонор мой утих.         

                Царь Алексей Михалыч был
                Изящней. Он не рубил с плеча.
                Служить ему была удача         
                И счастье и судьба  моя.

                Но что это -  вверху  открылись своды?               
                О Боже! Князь Григорий там  предстал.
                А вслед за ним и призрак   
                Князя  Долгорукова.
                Князь Григорий хочет
                Мне сказать слова...
                Ну говори, я весь тебе внимаю!   

      Призрак Князя Ромодановского.   
               
                Мне грустно здесь. Без  грома пушечного 
                Я скучаю.  И руки здесь одрябли,
                Не владея саблей.  Смотрю как
                Предали идею вы нашу - идти на Вену,
                Помогать австрийцам и  приблизить 
                Русь к античному краю!
               

                Царь Алексей мне говорил   
                Не брать врагов
                В друзья. Не верить приторным
                Словам и сладким взглядам.
                И не таить народу  замысел иной. 
                Пруссаки нам невзгоду принесут.
                Селедка нас не сделает счастливей.
                Хотя как закуска - она хороша!

                В поход вступать, когда  соседи
                В ссоре.  И быстро выводить войска   
                На бой. Сражаться твердо, но идти               
                Домой  к зиме, с добычей и со  Славой.

                Князь  Василий! К тебе посланцы 
                Спешат  -       
                Хотят  тебя на бал с ответом.
                Прощай, до встречи у нас
                В гостях. 
                Занавес.
   Картина  4.
Красное крыльцо  Грановитой  палаты Московского Кремля.  На крыльцо выходит Князь  Голицын.
Навстречу ему поднимается Софья Алексеевна с гостями бала. 
Начинает светать. От темно синего, через розовый цвет, небо становится голубым. Виден фасад Звонницы колокольни Ивана Великого.
Финал.  Хор.
                Веселье наше подошло к концу.
                Мы ждем тебя с бумагой важной. 
                Дела торопят в путь отважный.
               
                Не можем медлить мы сейчас,
                Когда заботы о стране объединили нас.   
                Нам цель ясна и путь наш светел.   
                С народом вместе мы сильны. 
                О благе думать мы должны
                Простых людей. Не помнить зла и 
                Знать, что только этот путь нам интересен!   
                Отчизна наша нам мила! 
                Отчизна наша нам мила! 
                Отчизна наша нам мила!   
                Отчизна наша  нам мила!

                З а н а в е с.