Дневник. 03 августа 2018 года. Рассказ северянки

Маргарита Лосевская
               
         На скамейке в парке ко мне подсела пожилая худенькая женщина.

        - Уф! Еле дошла, - сказала она и сразу же начала рассказывать свою историю:

       - Живу в Коврове с 2005 года, а до этого жила на Севере. Сама я из- под Брянска, закончила техникум по специальности приёмщик ОТК. Мужа по окончании горного института распределили в Норильск. Мы там прожили 15 лет. Надоело. Скучала по своим лесам, травам. Моё звание ветерана труда дало возможность получить квартиру здесь. Северную квартиру мы сдали. На Севере я оставила и своё здоровье.

        - Из-за климата и тяжёлых условий труда? – Спросила я.

        - Нет, несчастный случай. В выходной день меня вызвали на работу. Работала я в компании, которая сбывала каменный уголь. Готовили к срочной отправке очередную партию. Нужно было заключение о качестве товара. Чем выше качество, тем дороже цена. Мы готовили документы с моей  молодой напарницей Сашей. Наши рабочие места – в двух разных комнатах. В здании, кроме нас, никого не было, и Саша звонила мне, чтобы я перебралась в её комнату. Я пообещала придти к ней, как только найду слесаря-водопроводчика. Под здание второй день хлестала горячая вода из неисправной отопительной системы. Долго ли до беды, когда дом стоит на мерзлоте. Слесаря я разыскала, но он сказал, что это трудные дела, и начнёт ремонт завтра. Мы попили чай с Сашей в её комнате, и вскоре она отпросилась  домой. Отпустив её, я осталась одна.

        Возвратившись в свою комнату, стала собирать документы, стоя спиной к стене. Вдруг стены стали смещаться.  Услышала грохот. Почувствовала сильный удар в затылок и спину, потеряла сознание. Очнувшись, с трудом выползла в окно. На улице мне помогли прохожие, вызвали «Скорую». У меня была травма головы и позвоночника. До сих пор напоминают о себе. Оказалось, что подмытый  дом качнулся и перекосился. Потолок в комнате, где я находилась, опрокинулся в противоположную от меня сторону, на меня обрушились предметы, упавшие сверху. Комната напарницы была вся засыпана потолочными панелями и тем, что упало сверху.  Находясь там, мы бы погибли.

        Саша считает меня своей спасительницей  за то, что я её тогда отпустила,  до сих пор звонит мне, шлёт письма, поздравления и даже деньги, которые я отправляю  обратно. При чём здесь я? Нас спас Господь Бог, послав каждой  Ангела-Хранителя.

        Она взглянула на небо и встала с лавочки. – Смотрите, какая чёрная туча находит, надо успеть добежать до дома, и вы не медлите, а то накроет. – Она поспешила к воротам парка. Я увидела искривлённую спину собеседницы. Она спешила, но походка её была неустойчивой.

        Я шла домой под редкими каплями дождя. Успеть бы, успеть! Ливень обрушился на город, когда я закрыла за собой входную дверь. Почувствовала особенный уют за чаем.

       Читала книгу Дины Рубиной «На Верхней Масловке». Выписала образные, яркие, созвучные моему восприятию и настроению  цитаты.

         «Все эти неземные имеют, как правило, весьма земное и прочное существование». (О «неземных» поэтессах).

     «Белый лоскут одинокой чайки пронёсся над озером».

     «Небо, полное милосердного смысла».

     «Блеск северного неба с торжественной поступью тяжёлых облаков».

     «И как бывает неяркой, холодной весной ближе к закату, ощущалось особое состояние воздуха, освещения, когда мягкое солнце, задерживаясь на черепице и цепляясь за верхние уголки ставен, кажется – по контрасту с глубокими синими тенями на земле – таким нестерпимо ликующим».

      «…Воспоминания о детстве… - это камертон всей жизни, источник её питающий, изначальный свет».
«К концу пути остаётся только то дорогое, с чем ты начал этот путь. Всё прочее  зыбко»…

        Эти два последних высказывания о детстве мне особенно близки и понятны.

        Рассказывая о художнике Ван Гоге в одной из повестей этой книги, писательница приводит цитаты из его писем к брату.

       «Ищи только прекрасное, ищи в полную меру своих сил»…
       «Говорю тебе, я сознательно избираю участь собаки: я останусь псом, я буду нищим, я буду художником, я хочу остаться человеком – человеком среди природы».

         Оказывается, интуитивно, ничего не ведая о нём, я выполняю завет художника: ищу и нахожу прекрасное в цветке, бабочке, ветке рябины с пурпуром ягод, в причудливых облаках, фантастических красках неба, улыбке ребёнка…

        Я мыслю себя только среди природы! Именно она даёт силы, радость, вдохновение, желание жить.

        Неисповедимо как оказываются близкими сердца и души  незнакомых людей, живущих в разных странах, условиях, в разных столетиях!