Жизнь, прожитая втихаря

Замир Осоров
Это был молодой человек, которому было 30 лет, когда Кыргызстан обрел свободу.
Эпоха требовала от него активной гражданской позиции, чтобы хорошо было и стране и народу.  Но он решил этим заняться после того, как закончит вуз.
И вот он закончил вуз, и страна все требовала от него активной гражданской позиции, но он опять решил немного повременить, пока не получит хорошую должность в  государственном аппарате. Как он любил говорить тогда: "Давайте, будем бороться за правду, но потихаря..."
Но в том  и дело, что этот самый аппарат трещал по швам, разъедаемый коррупцией  и некомпетентность и требовал от граждан активности, чтобы лучше работать. Но мало кто хотел рисковать даже очень немногим в этой стране, и наш человек не был исключением, как Ондуруш Токтонасыров. Его любимой пословицей тогда стала: "Котту кыскан бай болот". Я даже не знаю, как перевести это на русский
Но наконец он получил должность в госаппарате, и вроде бы  можно было начинать занимать активную гражданскую позицию и бороться со злом. 
Но не тут-то было... Теперь ему  страшно захотелось служебного продвижения, так что опять следовало вести себя тише воды и ниже травы. Так сказать вести себя вдвойне потихаря, чтобы как бы чего не вышло и начальники не заметили тебя среди участников несанкцианированных демонстраций. 
Когда я встретился с ним в последний раз он уже был в предпенсионном возрасте. Я спросил его: "Ну теперь-то ты можешь повести себя по-человечески и выступить в защиту Кыргызстана, его свободы и политических узников?"
 Он не долго думая ответил мне, что теперь ему следует выйти на пенсию, и тогда уж он точно проявит себя во всей своей принципиальности и гражданской мужественности. А пока надо действовать потихаря, чтобы рассчитывать на приличную пенсию.
И вот, наконец, он вышел на долгожданную  пенсию, стал в возрасте аксакала, который знает все и может поучить уму-разуму молодых и всегда должен стоять на страже отечества и его интересов, указывать молодежи путь в светлое будущее.
Но, увы, и на пенсии, оказывается, было очень не просто заниматься честным делом.  Существовали дополнительные льготы, пособия и выплаты, которые могли легко оборваться, если пенсионер выходил из колеи. А он очень любил вкусные  обеды, устраиваемые государственными мужьями, когда надо было поддержать какого-нибудь деятеля, акцию или принять участие на выборах и поддержать нужного кандидата, и не хотел их лишаться, как и путевок в санатории, направлений  в спецполиклиннику и так далее. 
Поэтому, когда я его снова спросил о старом, он ответил мне,что теперь уж точно он будет заниматься самым главным делом в своей жизни уже после смерти, поскольку он не хочет чтобы у него и его семьи  были неприятности в последние годы жизни.
И он, конечно же, надеется оказаться в Раю.
Бедняга, похоже, не был знаком с "Божественной комедией" Данте, что в аду больше всего места отведено тем, кто никак не решились на достойные дела в этой жизни.