Шофёрские байки

Анатолий Сэт
                Необходимое  предисловие

     Так  уж  сложилось,  что  после  окончания  института,  работая  в  Восточной  Сибири,  я  окончил  автошколу  Минтранса  СССР  и  получил  профессиональные  водительские  права.  В  ту  пору  мне  было  33  года.
     В  силу  разных  обстоятельств   я  не  раз  и  не  два  был  вынужден  изменять  выбранной  профессии  гидролога  и  работать  шофёром.  Постепенно  повышая  водительскую  квалификацию,  я  получил  допуск  к  управлению  всех  категорий  транспортных  средств,  включая  автопоезда  и  пассажирские  автобусы.
     Надо  сказать,  что  к  автомобилям,  мотоциклам  и  другим  самодвижущимся  транспортным  средствам  меня  тянуло  с  детства.  До  12  лет  детство  моё  прошло   в  военном  городке,  где  я  охотно  помогал  солдатам-шоферам  в  ремонте  и  обслуживании  машин,  а  они  меня  охотно  посвящали  в  разные  хитрости  профессии,  обучая  попутно  вождению.  Так  что  азы  шофёрской  профессии  мне  были  знакомы  с  детства.
     Навыки,  полученные  в  детстве,  не  забылись  и  очень  пригодились  потом,  когда  я  учился  в    автошколе.   
     В  работе  шофёра  непременно  присутствуют  самые  разные  моменты.  Такие  моменты  были  и  у  меня.  Конечно,  моменты  бывали  разные – и  комичные,  и  драматичные  и  порой трагичные…
     Немало  приключений  случалось  и  на  дороге.  Меня  выручали  не  раз  самые  разные  люди.  Я  вспоминаю  их  с теплотой  и  благодарностью,  хоть  память  сохранила  не  все  имена  (а  зачастую  помощь  оказывали  даже  не  называя  своих  имён).  Выручали  и  добрым  советом,  и  прямой  помощью,  делясь  запчастями,  помогая  в  ремонте  прямо  на  обочине  дороги…
     И  сам  я тоже  не  раз  помогал,  чем  мог,  попавшим  в  беду.
     Шофёрскому  братству  я  и  посвящаю  свои  воспоминания.
     А  насколько  мне  это  удалось…  Судить,  конечно,  не  мне.
     По  мере  написания  байки  будут  пополняться.

                Шофёры  и  водители         
    
     Казалось  бы,  какая  разница  как  называть  человека  за  рулём  автомобиля:  «шофёр»,  или  «водитель».  Однако,  суть  в  том,  какие  понятия  вкладываются   в  эти  слова.
    Я  заметил,  что  люди  старшего  возраста  именовали  себя  именно  шоферами,  а  некоторых  своих  более  молодых  коллег  называли  пренебрежительно  «водилами».
     При   случае  я  у  одного  такого  пожилого   работника,  которого  уважительно  называли  дядей  Федей,  поинтересовался,  чем  же  шофёр  отличается  от  водителя  и  дядя  Федя,  усмехнувшись,  объяснил,  что  да,  и  тот  и  другой  водит  машину.  Но  шофёр,  в  отличие  от  водителя,  в  случае  чего,  сам  починит  машину  и  устранит  неисправность,  а  водила  так  и  будет  торчать  на  дороге  в  ожидании  помощи  из  гаража,  поскольку  машину  не  знает  и  не  любит,  а   умеет  только  крутить  баранку  и  жать  на  педали,  да  и  то  постоянно  попадает  в  какие-то  непонятные  ситуации,  поскольку  у  него  башка  не  соображает  и  вообще  он  думает  чёрт  знает  о  чём.  Таких,  по  мнению  дяди  Феди,  вообще  нельзя  допускать  до  руля.
Подкрепляя  свои  слова,  дядя  Федя  одного  молодого  парня  нашего  отряда  наградил  презрительным  эпитетом  «паркетный  шОфер».
     Мне  этот  разговор  запомнился  и  вскоре  я  убедился  в  правоте  слов  дяди  Феди.  Приглядевшись  к  работавшим  рядом  со  мной,  я  очень  скоро  тоже  научился  отличать  шофёра  от  водителя. 
     Некоторые,  заехав  в  автопарк  и  поставив  машину  на  стоянку,  наскоро  умывшись,  шли  домой.  Но  большинство,  заехав  на  стоянку,  продолжали  возиться  у  машин,  ковыряясь  в  моторе,  или  что-то  подкручивая  лёжа  под  машиной.  Причём  некоторые,  закончив  со  своим  ремонтом,  подходили  к  товарищу,  помогая  словом  и  делом.  А  потом  возникали  своеобразные  технические  конференции,  на  которых  обменивались  информацией  о  разных  неполадках  и  способах  их  преодоления.  При  этом  в  этих  обменах  опытом  принимали  участие  как  молодые,  так  и  умудрённые  многолетним  опытом  гораздо  более  старшие.
     Мой  собственный  опыт  был  тогда  ещё  невелик,  и  я  с  интересом  слушал   эти  грубоватые  разговоры.
     Ещё  меня  поражала  и  восхищала  способность  старых  шоферов  сделать  грязную  работу,  совершенно  не  испачкавшись.  Молодые,  устранив  неисправность,  выглядели  как  трубочисты.  У  старых  же  даже  пальцы  рук  почти  не  пачкались  после  возни  с  мотором – сказывался  многолетний  опыт,  которым  они  щедро  делились  с  молодыми,  не  упуская  при  этом  возможности  самим  узнать  от  молодёжи  об  интересных  случаях.
    Обидного  прозвища  «паркетный  шОфер»  в  свой  адрес  я  не  получал.



                Гайка

     С  этой  проклятой  гайкой  я  уже  возился  минут  сорок – никак  не  мог  открутить:  ключ  на  17  был  велик  и  свободно  прокручивался  на  гранях  гайки,  а  ключ  на  14  был  мал  и  грани  захватить  не  мог.
     Тут  подъехал  на  стоянку,  закончив  рабочий  день,  Игорёк  и  поинтересовался  в  чём  дело.  Я  показал  ему  проклятую  гайку.  Игорёк  ненадолго  задумался,  а  потом  сказал,  что  на  «москвичёвских»  моторах  применяются  гайки  на  15  и,  скорее  всего,  какой-то  мудродей  закрутил  такую  гайку  сюда,  на  Зил-130.
     Сходил  я  в  инструменталку,  принёс  для  верности  и  ключ  и  головку  на  15 – сейчас  открутим!  Но,  какое  там  -  тоже  малы,  не  налазят  на  гайку.  Игорёк  сбегал  к  своему  «зилку».  Принёс  разводной  ключ, но новая  беда – не  подлезть  к  гайке.
     Сидим  с  Игорьком  обалдевшие  от  такого  поворота,  и  ничего  другого  в  голову  не  приходит,  как  применить  классический  русский  инструмент  и  срубить  проклятую  гайку  заодно  с  болтом  при  помощи  молотка,  зубила  и  какой-то  матери.  Хотя  тут  тоже  возникли  сложности – в  тесном  пространстве  не  сильно  размахнёшься.
     На  наше  счастье  подъехал  дядя  Федя  Мединцев.  Дядя  Федя  был  шофёром  с  огромным  опытом  работы.  Начинал  шоферить  ещё  в  конце  30-х,  прошёл  всю войну,  поначалу  был  фронтовым  шофёром,  а  во  второй  половине  войны  перегонял  лендлизовскую  технику  из  Ирана  в  СССР.
     Дядя  Федя  поинтересовался  чем  мы  так  озабочены  и  выслушав  наш  рассказ,  буркнул  «Щас»  и  пошёл  к  своему  ЗиЛу.
     Через  пару  минут  он  вернулся  и  вручил  нам  гаечный  ключ  непривычной  формы.  На  рожках  ключа  были  выбиты  числа  16  и  18. Мы  с  удивлением  вертели  в  руках  диковинный  ключ,  пока  дядя  Федя  не  напомнил  нам  для  чего  он  этот  ключ  принёс.
     Ключ  на  16  пришёлся  точно  по  гайке,  и  та  через  полминуты  была,  наконец,  откручена.
     Дядя  Федя  взял  гайку  и  с  минуту  её  вертел  в  руках,  временами  чему-то  улыбаясь.
     «Американская  гайка, - сказал  дядя  Федя. – Со  «студера»  скорее  всего».
     Кто  эту  гайку  со  «Студебекера»  закрутил  на  моего  «зилка»,  и  как  она  вообще  сюда  попала…