4В. 3 Обретение профессиональной состоятельности

Моисей Харитонов
===   Признание профессиональной состоятельности

Для иллюстрации признания моей профессиональной состоятельности воспользуюсь брошюрой УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ 1989 № 1 – с благодарственной надписью автора:

«М. М. Харитонову с искренней благодарностью за сотрудничество.  В. Семенов

===  Исследование прочностных характеристик двухфюзеляжного самолета с замкнутой системой крыльев ===

Аннотация

Дана оценка перспективности многосвязной конструкции по критериям весовой отдачи и жесткости. Приводятся результаты расчета, выявлены особенности проектирования.

… О перспективности названных компоновочных решений свидетельствуют и данные патентных исследований. Известно, что повышенная изобретательская активность в определенной области является свидетельством появления новых проблем или возможностей. После появления первоначального технического решения, защищенного охранным документом , через определенный период появляется «пакет» патентов и изобретений одного или нескольких авторов, относящихся к техническим решениям, созданным в развитие первоначального. По данным литературы, время появления такого пакета, в зависимости от области техники, в среднем на 5 – 15 лет опережает выпуск промышленной продукции, в которой используются данные технические решения. Построение графиков динамики патентования замкнутых систем крыльев, выполненное ПАТЕНТОВЕДОМ ХАРИТОНОВЫМ М. М. /выделено мной – М. Х./, показывает, что пик пакета патентов для зарубежных исследователей приходится на 1974-79 годы, как в абсолютном исчислении, так и с учетом «веса» (коэффициентов степени проработанности проекта и смежных вопросов, наличия заинтересованных предприятий и фирм).

Следовательно, в соответствии с общей тенденцией развития технических систем, в промышленно развитых странах, уже в ближайшие годы должны появиться экспериментальные крупномасштабные ЛА с замкнутыми системами крыльев. …»

В поисках материала для формирования компромата
- начальник Патентного Отдела,
- мой непосредственный начальник – начальник отдела выявления и патентования возможных изобретений Института,
- руководитель партийной организации Отдела и
- руководитель профсоюзной организации Отдела

посетили курируемое мною, как патентоведом, подразделение Института.

Собеседовали с начальником подразделения, несколькими изобретателями и с уполномоченным сотрудником по изобретательским делам. 

Уполномоченный по изобретательским делам Портнов Иосиф Яковлевич - ветеран 2МВ, скупой на военные воспоминания, только про связь с авиацией как-то упомянул: был заброшен с рацией на парашюте через линию фронта в Польшу, для установления радиосвязи.
 
Позже Иосиф Яковлевич рассказал мне о факте посещения, о том, что все изобретатели говорили о качественной профессиональной помощи с моей стороны, отразившейся в росте результатов изобретательской деятельности. Сказал: «Ваше руководство пришло собрать компромат, услышало твердую позитивную оценку твоей работы и, вот тут-то, они и обескрылели».

А я, готовясь где-то на очередной разборке в судебной или партийной инстанции защищаться от обвинений, построенных на вымыслах и доносах, спросил секретаря парторганизации этого же подразделения Юру Ходжаева - нельзя ли получить в какой-то форме письменное подтверждение позитивной оценки со стороны курируемого подразделения. Просто голословно ссылаться на такую оценку бесполезно – в судебных и партийных инстанциях, в лучшем случае, отмахиваются от нежелательных утверждений того, кто спорит со своим начальством.

Юра, видимо, уже был научен, что партийные органы письменных ответов заявителям не дает. И нашел оптимальное решение проблемы. Сославшись на то, что он в какой-то день в командировке, перепоручил своему замсекретаря собрать изобретательский актив и обсудить мою просьбу о характеристике моей работы. Замсекретаря собрал ведущих изобретателей, ученых и инженеров, они четко отметили инженерный профессионализм, инициативность и отзывчивость в работе.  Замсекретаря, человек в возрасте, ветеран войны, еврей – то ли, действительно, не проникся установкой не давать от партии письменных документов, то ли сыграл такую неосведомленность – дал мне подписанную им выписку из протокола совещания. Потом, в партийных и судебных инстанциях, я бравировал документальным подтверждением признанного качества своей служебной работы.

===   Донос (вверху справа)

Ко мне, как к патентоведу, обращались не только сотрудники подразделений ЦАГИ, которые я курировал, но и из других подразделений. Недовольные качеством поддержки «своих» патентоведов; недовольные волокитой с внедрением эффективных, как им представлялось, изобретений; недовольные навязываемым ложным соавторством со стороны начальства …

Некоторые сотрудники Патентного Отдела сначала мне иногда предоставляли материалы по «спорным» случаям, но потом начальство Отдела «нажало» на таких сотрудников (рычаги «нажима» - продвижение в очередях на улучшение жилищных условий, на повышение уровня заработной платы, на возможность получить годовой отпуск в хороший сезон …) и побудило писать доносы.
 
Позднее, уже когда в ЦАГИ появился «перестроечный» директор и стало известно о его намерении назначить меня начальником Патентного Отдела, сотрудники передали мне из архива один из доносов.

Цитирую.

Начальнику отдела № 11 Богачёву Е. П.

Сообщаем Вам, что:

1) Харитонов М. М. в рабочее время систематически проводит беседы с сотрудниками подразделений, которые он не курирует. Так, например, он беседовал 6.11.86 г. с Жустриным, 22 октября – с рабиновичем, и др.

2) Харитонов М. М., не считаясь с условиями нашей работы, 6.11.86 самовольно переставил свой рабочий стол.

3) 3) 20.11.86 г. самовольно открыл ключом служебную комнату, где находится рабочее место т. Михайловой И. В., взял решение ВНИИГПЭ /Всесоюзного института государственной патентной экспертизы – М. Х./ и передал т. Фурману.

21.11.86 Коваленко, Герасимова

==== «Прихватизация» каналов западного бизнес-опыта

В хаосе периода приватизации государственной собственности при переходе от «коммунизма» к «демократии» и рыночной экономике удалось подхватывать интересные контакты с представителями «мозговых центров» западной политики и экономики.
На нижних снимках - примеры общения с университетским профессорами, привлеченными правительством Америки к влиянию на продекларированную постсоветской Россией «конверсию» оборонных отраслей промышленности. Один снимок – проведение для американских коллег экскурсии по музею ЦАГИ. На другом снимке видна та самая вертикальная аэродинамическая труба для испытания вертолетов, с которой связан «психиатрический» диагноз чрезмерно истового коммуниста (главка «4В.1 Вертолет и психушка»).