Белая река Бессмертного полка...

Надежда 10
            
      *******
        ***      
               
             9 Мая. День Победы. День Победы над фашизмом. «Бессмертный полк» шагает по стране.

             Тысячи моих земляков (город Альметьевск, Республика Татарстан) приняли участие в шествии «Бессмертного полка».

              Война – это очень страшно! Фашизм – это очень страшно! Нацизм – это очень страшно! Война оставила свой след в каждой семье. Каждый пришёл сюда по глубоко личным причинам. У кого-то война забрала отца, деда или брата. Кто-то пришёл почтить память матерей и бабушек – тружениц тыла. Чуть позже полк пополнился фотографиями участников Афганских и Чеченских событий, а сегодня – фотографиями героев-освободителей СВО на Украине.

             Всех объединяет одно – благодарность всем тем, кто освободил мир и освобождает сегодня от фашизма.

              В моей семье – Афанасьевых Василия Егоровича (1929 - 1990) и Марии Васильевны (1928 – 2007), которые являлись детьми войны, тружениками тыла  – к этому дню – 9 Мая - было особое отношение. Привили это и троим своим детям, детям советской эпохи. 9 мая был святым праздником, и нам не приходило в голову ставить это под сомнение.

               Этот день и радостный – известие о Победе, и скорбный, потому как не вернулся с войны мамин брат Мурзин Семён Васильевич, 1921 года рождения. Не успел создать семью, не качал на коленях своего первенца, не испытал отцовских чувств. Он уйдёт на фронт первые дни войны. Через несколько месяцев боевой товарищ пришлёт коротенькое письмо: он напишет с печалью о последнем бое, в котором сражались они с Семёном. «Небо было светлым от трассирующих пуль, взрывающихся снарядов, пожарищ. Воздух был пропитан порохом, кровью. Фашисты не жалели снарядов. Бой продолжался весь день». После боя он долго разыскивал друга, но не нашёл.  Чуть позже семья получит извещение, что «Мурзин Семён Васильевич пропал без вести в 1941 году».

Победу встретят без Семёна. Дед Василий долго будет писать в разные инстанции в надежде получить сведения о сыне, но всё безрезультатно. Бабушка моя с печалью говорила: «Знать бы, где сына могилка, может, легче стало. А так, где ж, сынок, лежишь?».

«Не дОлюбил, не пОжил, и горечь на устах. Кто годы подытожил? И где солдата прах?».

                Стрелки часов медленно, но верно подходили к 15.00. Именно в 15.00 – сделает свой первый шаг бессмертный полк. Колонна выстроилась и ожидала своего часа. Громкая музыка из репродукторов. Песни военных лет.  Подошла я, когда улица была уже плотно забита народом. Несколько пожилых людей сидели на скамеечке остановочного павильона. Среди них я узнала женщину, с которой познакомилась прошлым летом. С полными пакетами я возвращалась из супермаркета, она же сидела на скамеечке у подъезда своего дома. Видела её и раньше. Захотелось поговорить с ней, узнать о ней, о её семье, о её судьбе, и признаться, чего уж греха таить, сюжет - для своего следующего рассказа. На мой вопрос: «Сколько ей лет?», она ответит: «Дочка, я с 1930 года рождения, так посчитай сама». Посчитала – 92, значит нынче 93. Если коротко, то её отец и два старших  брата погибли в Великой Отечественной войне. Была семья. Была, потому что супруг и двое детей умерли. Сегодня она одна, совсем одна. Несмотря на преклонный возраст, пришла отдать дань памяти тем, кто не вернулся с войны, кто ушёл после войны. Она попросила меня помочь привстать со скамейки, и под руку я повела её к колонне людей-зрителей. Народ отступился, и мы смогли пройти на самый ближний ряд, чтобы могли отчетливо видеть портреты героев.

                15.00. Команда. Полк тронулся. Было море портретов. Совсем юные и старики. В военной форме и в штатском, рядовые и генералы. Я какое-то время всех разглядывала. Люди были спокойными и радостно-светлыми одновременно. Было много детей, даже маленькие дети, которых отцы несли на плече, а они в своих маленьких ручонках бережно держали портреты. Люди-зрители спокойно беседовали. Я вслушивалась в их разговоры.

- Галлия апа (апа – в переводе с татарского языка – тётя; уважительное, по отношению к женщине старшего возраста), посмотрите на этих, что с краю идут. Мужчина с портретом сына и женщина в красном платке. Она идёт с трудом, муж поддерживает её под руку.

- Кто такие?, - стоящая рядом женщина вмешалась в наш разговор.

- Родители нашего героя, героя наших дней, участника СВО (специальной военной операции) на Донбассе. Парень из города Альметьевск (Республика Татарстан) Язданов Руслан Фанзильевич (1995-2022гг), младший сержант, снайпер стрелковой роты погиб в ходе спецоперации на Украине. Парню было всего 27 лет, не успел даже обзавестись семьёй, но стал настоящим героем. По словам матери и отца, Руслан с детства был активным и целеустремленным ребёнком, ходил в военно-спортивный клуб. Во время прохождения срочной службы он понял, что будет военным. После окончания в 2016 году он поступит на военную службу по контракту. Он знал, на что идёт, идёт освобождать народ от фашизма. Во время службы по призыву Руслан Язданов был награждён медалью за отвагу. Его последняя награда – орден Мужества за героизм и отвагу, проявленные во время спецоперации на Украине, нашёл героя посмертно и был вручён его матери представителем воинской части, где служил солдат.
Вся его биография, пусть даже короткая, говорит о том, что человек был действительно предан Отечеству!

- Горе матери ничем не измерить!

- Согласна.

- Я отношусь к категории «дети войны». Мне было всего  одиннадцать лет, когда началась война. Голод, холод. Подняли страну от страшной разрухи. Сколько лет без войны! Ведь не думала, что вновь возродится фашизм, будет война, будут гибнуть люди. Война – это очень страшно! Фашизм – это очень страшно! Какая же их мать родила?!, - сетует Галлия апа.

                Бессмертный полк прошёл. Плыла река людей, белая река Бессмертного полка. Народ смотрел вслед, и долго не расходился. Я чувствовала какую-то общность, естественную общность, по-моему, даже особо никем не осознаваемая. Быть в таком многолюдном скоплении, испытали неописуемые эмоции, чувство гордости и единства ощутил каждый.

                И вдруг кто-то запел песню: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною.! С проклятою ордой!....».   

                Все знают эту песню, и стар, и мал. Поднимавшую огромную страну в бой. Её писал не человек. Её писала сама Родина. Та самая Душа России. И люди рядом как один все запели. Так запели, что по спине бежали не мурашки, а огненные дорожки. Так запели, будто только ради этого сюда и пришли. Как будто давно ждали возможность её запеть. Так, что я тогда ещё раз поняла, что мы все не другие, мы все такие же, как наши  герои на портретах. Только нам повезло больше чем им.

Мы едины!
Мы вместе!
Нас не победить!

«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Встаёт страна огромная,
Встает на смертный бой,
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!»