ТЭД-12. Полыхнуло - токоприёмник потянул дугу...

Иван Варгатый
Локомотив рассекал прохладную октябрьскую темень. Позади остался областной вокзал, притихший в ожидании ночных поездов, остался позади и спуск от вокзала к реке Самаре, где мы немного порекуперировали, и сейчас хвостовые вагоны грохотали по мосту через Свинуху — границу Самары и Новокуйбышевска. Впереди лежала станция Липяги, за ней — самый тяжёлый подъём от Кинеля до Сызрани, на Новокуйбышевскую.

Через пару минут мы уже на станции. Дорога здесь петляет, словно принюхиваясь — как бы облегчить подъём, вот и за станцией она берёт круто вправо, а прямо лежат Солдатский лес и дачи. Машинист говорит:

— Сейчас за окном сверкать будет!

И как по мановению волшебной палочки из-за леса взлетают яркие светлячки фейерверка! Красные, зелёные, огненные! Видать, кто-то празднует День водителя. Машинист ошалело посмотрел на наколдованное им светопредставление и сказал:

— Нет, не это! Здесь токораздел!

Вокруг и правда полыхнуло бело-синим — токоприёмник электровоза переплыл с одной секции контактной сети на другую, потянув на прощанье дугу.

В прошлом выпуске нашего журнала показан путь «электронов» из энергосети до выхода выпрямителя. Сейчас поедем дальше. Читая статью, вы поймёте, почему я так долго и занудно рассказывал про индуктивность и реактивное сопротивление.

Итак, после выпрямителя ток проходит фильтр — чтобы добить оставшиеся пульсации и накормить моторы локомотива током, максимально похожим на постоянный. В роли фильтра работает сглаживающий реактор — огромная индуктивность. Чтобы не изолировать реактор от земли, он включён в минусовую цепь — ведь в роли минусового провода использованы рельсы, а они тоже заземлены. Здесь реактор стоит под навесом у здания подстанции (см. фото)...

Полная версия статьи — на Дзене:

https://dzen.ru/vivan755

Общее оглавление канала — Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель».