Топос и хронос

Алексей Михеев
Во сне мне явилось откровение, что «топос» и «хронос» («место» и «время») иллюзорны. Проснувшись, я задумался: это в каком же, простите, смысле?..

Сейчас я решил, что понимать это следует в рамках концепции «Изначального Света». Именно этот «гроссмейстер» разделился на бесконечное множество фигур, раскиданных по шахматной доске без конца и края во времени и пространстве, и играет ими везде и всегда. В этом случае бытийность каждой отдельной фигуры, кажущаяся ей самодостаточной и прочной, оказывается фикцией — она лишь делает ходы рукой умелого мастера. Рук у него легион, они всегда пребывали и пребудут. Правило лишь одно: правило «запутанности партии». Ни пешки, ни короли не знают, кто или что движет ими. Они ощущают лишь свою собственную изящную форму на тернистом пути по черно-белым будням. Из светлых клеток — во мрак, потом обратно на свет. Пока идет игра, фигуры будут. А игра будет, пока не наскучит сама себе. Потому что, как верно заметил Виктор Пелевин, никакого «субъекта» у нее быть не может.

К слову, о последней на данный момент работе Виктора Олеговича («KGBT+»). Хочется заметить, что ПВО сохранил всю «мощнопожатность» своего литературного таланта, но вот позиция его, официально звучащая в книге как «я в сторонке», сквозь строки выдает отторжение от тех событий, которые мы все видим, а кто-то из нас в которых даже участвует. Отчуждение от великих перемен, взлетов и потерь нашей страны, разворачивающихся буквально на глазах. Удивительно, ведь именно Виктор Олегович «всю дорогу» готовил своими книгами десятых годов все те события, иногда предсказывая их буквально. Но это удивительно лишь на первый взгляд.  Если вдуматься, Виктор Олегович верен себе: сдержанная критика обеих сторон и нежелание никакого зла и насилия в мире... в мире, оторванном от реальности, от понимания человеческих страстей и их сущности. Виктор Олегович хочет, чтобы все люди стали этакими хиппи-наркоманами, медитирующими день изо дня над пустотностью Бытия в попытке надеть на себя «белые одежды» (цитата из «KGBT+»). Но если бы всё было так просто, неужели стоило бы затевать бесконечную шахматную партию, полную интриг и крутых поворотов?
И что это за сюжет был бы у игры Изначального Света? Какой зритель стал бы смотреть эту муру?!
Жизнь и смерть — в борьбе за идеалы. У каждого они свои. Так уж вышло, это следует принять за аксиому. Когда бьют твоих родных, а ты встаешь или садишься в позу для медитации — ты как минимум странен. Даже если тебя зовут Виктором Пелевиным и твои книги — лучшие в мире. Другое дело, что самому нельзя первому проявлять агрессию — но с этим кто ж спорит?..

Ну а в моем сне о «топосе» и «хроносе» всё закончилось комично: пришла пара самых кринжевых людей, каких я встречал в реале за всю жизнь, и из-за этого Бытие «подвисло».