Общество потребления за и против

Василий Шеин
   Понятие «общество потребления» в последние год, два, начинает прочно укладываться в сознание российской действительности как нечто чуждое нашему, отдельно взятому в плане уникальности, чисто русскому сознанию. О вреде потребления твердит  телевизионная пропаганда, беспощадно расправляясь с сытым Западом. Говорят уникальные в своем одиночестве философы и бесчисленные эксперты на бесчисленных телешоу. Горько сетует Патриарх РПЦ, убеждая народ в том, что сознание первично, а все остальное, в том числе и земная жизнь, всего лишь обертка для великолепного послесмертия.  И о ней, обо обертке, не следует заботиться, тем более ценить, и нужно смело нести в жертву государственным и общемировым интересам.

Еще немного времени и человек, попавший под обаяние праведников, купив новый холодильник станет затравленно озираться вкруг себя: не впал ли он в ересь потребления, ведущую, как известно, в пропасть нравственного падения и полную бездуховность?
Да! Убеждение вещь серьезная. Но что плохого в том, что человек желает жить в удобной квартире с хорошим телевизором и холодильником, в котором хранятся вкусные и свежие продукты. Чем предосудительно то, что есть желание иметь красивую и практичную одежду, с интересом провести отпуск или выходные за мангалом с сочным шашлыком и пивом.

Ровным счетом – ничего плохого! Человек потребляет то, что способен потребить. Отмечу особо: пропаганда против общества потребления ни одним словом не упоминает о том, что человек в целом, исходя из своей биологической сущности, является откровенным потребителем. Мы не сможем существовать не потребляя энергию извне. Возможно в раю иные принципы, но на Земле все более жестко и практично.

Человек, основой жизни которого является потребление, обладая уникальным разумом, не останавливается на физических потребностях и приспосабливает к себе окружающий мир, стараясь создать более безопасные и комфортные условия жизни. Непременным условием комфорта являются сферы включающие в себя искусство, развитую науку, архитектуру, литературу, философию, религию и все другое, что считается духовной частью физической жизни. И соответственно, сформировав эти сферы, успешно потребляет их на свою пользу, или вред. В данном случае обвинение в иррациональном потреблении, к примеру - философии или религии, отпадает. Напротив, убежденность человека носит сугубо рациональную суть.

Все, абсолютно все, что создает человек на любых уровнях сознательной деятельности, идет на удовлетворение его внутреннего потребления. Смысл поедания хлеба и созерцания картины художника в одном: удовлетворение потребности  в голоде и  восприятии прекрасного. Сюда же входят и вопросы нравственности, если они не несут угрозы в социальном плане обществу и отдельным личностям.

Соответственно, вопрос о вреде потребления не в самом потреблении, а в отношению к нему, исходя из планки запросов потребителя. Радетели идеи вреда потребительства  лукаво умалчивают  о главном: нужно понимать - что производит общество для потребителя, в каком количестве и какого качества. Важно, как и кем происходит распределение продукта, в каких дозах и объемах.

Общество потребления вредно тогда, когда большая часть народа занята потреблением необходимого продукта произведенного малой частью людей, основательно ущемляя при этом эту малую часть. «Один с сошкой, семеро с ложкой». Лучше сказать невозможно. Проанализируем ситуацию, и увидим: огромное количество людей занято в не производственной сферой. Пример:

Главные отрасли московской экономики[8]:

1. торговля (оптовая и розничная) — 28,6 процента ВРП региона;
2. операции с недвижимостью (аренда и предоставление услуг) — 27,4%;
3. обрабатывающие производства — 12%;
4. транспорт и связь — 8,5%;
5. государственное управление — 4,7%.

Отдельным плюсом к этому идет огромный  объем развлекательной индустрии, различные интеллектуальные и религиозные центры, которые относятся к самой высокооплачиваемой категории занятых в ней граждан.

И сразу четко обрисовывается схема потребления на фоне 20% (12 плюс 8, 5%) производства.

По сути, формируя обвинительное  направление общества в чрезмерном потреблении, обличители сами являются основными потребителями того, что выходит за рамки покупки нового холодильника или пары ботинок один раз в год. Нет смысла перечислять социальный статус обличителей. Они везде и в огромном количестве: в коридорах власти, в фешенебельных офисах, на съемочных площадках, в рекламных роликах, на сценах и стадионах. В пиджаках и в злаченых ризах, в салонах красоты для элитных собак и кошек, в церквях и офисах гадалок, астрологов и политологов. Именно они потребляют львиную долю всего полезного продукта, призывая при этом к умеренности тех, кто и без того, находясь в тисках общественно – политической формации, как раз и не способен пополнять ряды бессмысленных потребителей.

В современном обществе паразитизм потребителей над непосредственными производителями продукта достигает невиданных размахов. Индустрия зрелищ и религиозно-идеологического лохотрона огромна,  она старательно давит на сознание человека, убеждая его в чрезмерном увлечении материальными благами, которые и так, достаются ему по остаточному принципу. Зарабатывая при этом огромные деньги. Допустим, два часа эксперта на политическом шоу приравнивается к среднемесячной зарплате по стране. Три минуты в звездном рекламном ролике - одна, а то и три, годовых зарплаты рабочего из глубинки.

Что это? Реальная борьба за нравственность гражданина или открытый цинизм?  Но, как бы не было, такова современная реальность.