О роде Прокопенко

Александр Прок Прокопенко
               
            
              Зимний долгий вечер…
       За окнами бушует вьюга, не переставая сыпет крупными хлопьями снег.
        У ярко пылающего камина сегодня собралась наша дружная семья. Рядом со мной Виолетта, на диване Денис с Настей и детками – Анечкой и Егоркой.
        Я рассказываю всё, что знаю о нашей фамилии и родословной.
      - В давние – предавние  времена был у наших предков - славян языческий бог по имени Прок -  самое близкое к людям божество. Прок является покровителем тех, кто своим трудом добивается процветания: купцов и лавочников, охотников и землепашцев, кузнецов и печников, моряков и путешественников. В отличии от римского Меркурия, славянский бог помогает, только тем, кто обогащается честными путями. Наши предки почитали Прока не только, как бога достатка, но и как божество осторожности, справедливости и права.
       Представьте себе мудрого старца с бородой, в рубахе, подпоясанной шёлковым поясом, а в середине рубахи солнце - считалось, что днём оно горит ярким светом и освещает дела людей. Штаны бога были заправлены в сапоги, каждый из которых был украшен парой колокольчиков. От сапог божества родилось поверье, что звук колокольчика приносит удачу. В одной руке он держал посох, в другой руке или за поясом держал туго набитый мешочек - кошель, перевязанный шнурком. Перед началом любого дела, славяне, приносили дары богу Проку. Например, на место возведения нового: дома, печки, кузнецы, торговой палатки и в    колыбель новорождённого - клали монетку. Сохранились старинные заговоры Проку, говорят, они помогают и в наши дни. Многие скажут, что заговоры сродни сказкам, но: «Сказка - ложь, да в ней намёк, кто познает – тем урок».
        Вот, например:
      В первый день на новом рабочем месте или открытии нового дела, нужно спрятать монетку, предварительно подержав её в руках, со словами: «Прок, мне (имя) помоги, опасность от моей службы отведи! Даруй, Прок, в моём деле толк! Подсоби мне, набить полный кошелёк. Деньги к деньге – все в моём кошельке!» Нужно брать монету «золотого» цвета, подходит десятирублёвая.
        Я прошу Анечку взять с полки третий том словаря Владимира Даля и мы читаем:
        «Урок не впрок. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. Дай срок, будет и прок. Неправедная копейка впрок не пойдёт. Нет проку в чужой беде. Много крику, мало проку. Проком дело скажется... Чужое не даётся Проком: выпрет боком».
       - А вот послушайте, - говорит Настя, - какой стих я нашла: 

То "Прока нет", то "Впрок", то "будет Прок", -
Мы говорим, не вдумываясь в слово...
А Прок - он кто? А он - славянский бог,
Из тьмы веков нас посетивший снова.
Пронырливый, расчетливый во всем,
Стремится он, чтоб дело процветало:
Что заработал - все в семью, все в дом,
А не куда-нибудь куда попало!
Приумножать богатства он не прочь,
Но что еще давно о нем известно:
Он только тем всегда готов помочь,
Кто хлеб свой зарабатывает честно.

     - Какое чудесное имя Прок! - восклицает Егорка, - Хорошо, что наша фамилия начинается с него!
     - А меня в школе иногда называли Прокоп, - вспоминаю я. -
      В переводе с греческого имя Прокопий означает «успех», либо «опережающий, успевающий», либо «схвативший меч за рукоятку».
       Покровитель этого имени святой мученик Прокопий, по преданию, обладал мужеством и стойкостью. Уверовав во Христа после явившегося ему видения сияющего креста и божественного голоса, воззвавшего: «Я - распятый Иисус, Сын Божий», Прокопий стал ревностным последователем Христа.
 
       У человека с именем Прокоп -  философский склад ума, он словно уже родился исследователем, ему интересно сопоставлять замысловатые переплетения истории с судьбами людей. Он и на современников смотрит строгим изучающим взглядом, мысленно вынося приговоры или оправдывая.
       Поскольку ему совсем не надо ни власти, ни какого - то особого положения в реальной жизни, коллеги относятся к нему уважительно, с доверием. А друзья восхищаются его кругозором, начитанностью, осведомленностью во всех науках. Прокоп же дорожит их вниманием и заботой и отвечает тем же.
       Прокоп всегда не в том мире, в котором живет, а в давно минувшем, где он - герой, покоритель дальних стран, полководец, властелин земель и народов. Эта двойная жизнь придает ему особенную сосредоточенность и достоинство, действующие на людей неотразимо. Мужчина с этим именем ценит и уважает людей, придает огромное значение дружбе. Для него имеет особое значение интуиция. День ангела Прокопа: 12 марта (27 февраля) - Св. Прокопий Декаполит.
      - А вот интересно, какие талисманы у этого имени, - замечает Виолетта, раскрывая большую книгу:
      -  Зодиак Прокопа – Стрелец, планета – Юпитер, цвет Прокопа – фиолетовый, благоприятное дерево - финиковая пальма, заветное растение – фуксия, покровитель имени – жираф, камень-талисман  – сапфир. Ведущее растение Прокопа – кедр - символ путешествий и странствий. Прокоп под знаком кедрового дерева располагает склонностью к мыслям о смене обстановки, а также к странствиям по разным городам. Исследовательская жилка в его сущности влечет его к изучению достопримечательностей и необычных исторических сооружений.
     -  Основатель рода Прокопенко был человеком из привилегированного сословия, - продолжаю я, подбросив дров в камин. -  Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от выходцев из других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами. Вероятнее всего, образование фамилии Прокопенко началось приблизительно в XIV веке. Фамилия Прокопенко образовалась при помощи суффикса -енко. Первоначально он имел следующие значения: «маленький», «молодой человек», «сын». Поэтому Прокопенко буквально понималось как «сын Прокопия». Позднее древний суффикс -енко утратил свое прямое значение и сохранился лишь в качестве фамилии.
     Фамилии, оканчивающиеся суффиксом «-енко», считаются наиболее типичными для украинцев, и не потому, что составляют наибольшую группу, а потому, что практические не встречаются у других славянских народов. Тот факт, что подобные фамилии получили распространение в России, объясняется тем, что украинцы после присоединения к Московскому государству в 1654 году составляли вторую по численности после русских этническую группу.
       
       - Число фамилии Прокопенко в нумерологии - 1, - читает в книге Виолетта. -  Единица издавна считалась символом лидерства и успеха. Аналогичное значение она имеет в фамилии человека Прокопенко. Носители фамилии Прокопенко отличаются твердым характером и невероятными амбициями. Там, где другие отступают, единица двигается вперед и достигает поставленной цели. Люди с фамилией Прокопенко - уверенные в себе личности, пришедшие покорять мир и доказывать свою состоятельность.

      - Несмотря на всю суровость и стремление к лидерству, - сообщает найденную информацию в айфоне Настя, - люди с фамилией Прокопенко являются преданными семьянинами. Прокопенко обожает любимую половинку и детей. Как правило, брак приносит много счастья и подпитывает их необходимой энергией. В качестве спутника жизни Прокопенко выбирает спокойного и уравновешенного человека, который сглаживает все шероховатости и недостатки их характера.
        Лидерские качества – неизменный атрибут делового человека с фамилией Прокопенко. А потому носители фамилии Прокопенко выбирают для себя профессию бизнесмена, дизайнера, финансового директора.
      - Как наш папа! – дружно выкрикивают Анечка и Егорка.      
      Творческое мышление помогает добиться успеха на писательском поприще.
     - Как наш дедушка!
       Представители фамилии Прокопенко - честные и принципиальные люди с четко прописанными правилами. Все, что они требуют от своих подчиненных, способны выполнить самостоятельно. Прокопенко не терпит лицемерия, им чуждо панибратство, в дружеских отношениях они бывают довольно жесткими, но при этом всегда спешат на помощь своему ближайшему окружению. Несмотря на возникающие трудности и проблемы, Прокопенко не теряют веры в свои силы и добиваются поставленной цели.
          Прокопенко - род трудовых казаков-христиан Киевской Руси, вольных людей по воле Божьей, а не царской или панской, людей вольной Украины и святой Руси. Среди их представителей -  реестровые (приписные) казаки и христиане.
      - Жители Южной Руси, - читает в айфоне Денис, - не желая быть в порабощении у панов, в множестве бежали в Московское государство на слободы. Особенно массовый характер эмиграция приобрела после двух национальных трагедий, получивших название «липовецкая резня». Случилось это в марте 1651 года, незадолго до заключения Белоцерковского мира. Польский полковник Маховский в ответ на сопротивление местного казачества захватил на Черниговщине два местечка - Липовец и Рябуху. Было зверски убито 40 тысяч украинцев: казаков, женщин и детей. Именно после «липовецкой резни» исход в Россию приобрёл массовый характер. Начался процесс переселения значительной части украинцев, который впоследствии привёл к образованию на территории России Слободской Украины.
            - После разгромного поражения Запорожского войска в битве под Берестечком и заключения мирного договора с Речью Посполитой, - продолжаю я, - два полка Запорожского войска, Черниговский и Нежинский, свято чтившие православную веру, перешли на службу к русскому царю. Нежинский полк прибыл в Россию вместе с семьями. Среди переселенцев были и наши предки – Богдан, Васко и Яцко Прокопенко. Русский царь поселил их в 20-ти верстах от реки Дон на Тихой Сосне, где был заложен город Острогожск. В списках Острогожского Слободского полка мы встречаем казака Гаврилу Прокопенко.
            Со временем казаки стали селиться в окрестностях Острогожска. Так в начале 18 века возникли хутора Большой и Малый Прокопец, которые основали наши предки.
     - А сейчас есть эти хутора? - спросила Анюта.
     - В советское время в них проживало около 400 жителей, была начальная школа, клуб, магазин. Сейчас живёт всего 8 человек, но летом приезжает много пчеловодов. В Прокопце есть только одна улица – Солнечная и он имеет форму полумесяца. А в пяти километрах от хутора - чудодейственный источник с целебной водой, освящённый в честь Святой Троицы. Мы обязательно все вместе посетим это место.
         В 1765 году Острогожский казацкий полк по приказу императрицы стал называться гусарским, а казаки стали войсковыми обывателями. А это значит, что предки рода Прокопенко никогда не были крепостными, а всегда свободными людьми и жили в слободах.
         Если говорить о нашей родословной, то до Анюты и Егорки известно о девяти поколениях.
         Первым идёт Никита Прокопенко, родившийся в начале 19 века, вероятнее всего в хуторе Прокопец. Вскоре родители его переселились в слободу Куликово, в которой затем жили последующие шесть поколений нашего рода, их называли прихожанами.
          Сын Никиты, Иван (1830 – 1908) воевал в Крымской войне.
          Макар Иванович (1850 – 1912) был женат на Анне Фёдоровне, их дети Андрей, София, Евдокия и др. С братом Никифором Ивановичем принимал участие в русско-турецкой войне, был дважды ранен.
          Андрей Макарович (1871 – 1932), его жена Мария Емельяновна Енина. Дети – Алексей, Фёдор, Николай, Иван, Ксения. Участвовал в русско-японской войне.
          Мой дедушка, Алексей Андреевич (1896 – 1981) был женат на Марии Селиверстовне Зубковой (1903 – 1994). Участник трёх войн. Награждён орденом Славы 3-ей степени. Дети – мой отец Михаил (1926 – 2005) и Зинаида (1925 – 2006)
         У Михаила жена Варвара Васильевна Енгалычева (1930 – 1998)
 Кроме меня, у них был сын Сергей (1953 – 1990). Его дети – Олег (1975) и Оля (1987) – муж Сергей, сын Никита.
          Зинаида была замужем за Иваном Ильичом Васильковым. Их дети – Валентина (муж Пётр, сын Андрей) и Владимир (сын Иван) проживают в Липецке.
           В Куликовке сейчас живет внук брата моего дедушки Алексея, Ивана – Владимир с женой Татьяной, у них сын Сергей.
            Все наши предки были трудолюбивыми людьми, имели крепкие хозяйства, хорошие семьи.
            Нам есть, чем гордиться!
      Полыхает камин. Мы ещё долго сидим и смотрим на яркий огонь. Жизнь продолжается.