Облом надежды

Сергей Мехреньгин
О воронах, благородных манерах и человеческом свинстве

     Иду я себе как-то по делам, минуя Парк боевого братства, что на улице Бадаева, в Невском районе Петербурга. Второй календарный день весны. Радуя своими лучами, ярко светит солнце. Парк - из относительно молодых, редкие низкорослые деревца и кустики, да к тому же - по сезону - без листвы, не мешают мне просматривать всё его просторное пространство.
     Издали замечаю сцену. Большая, рыжеватого окраса собака, присев в естественной позе, тужится - справляет нужду. Рядом, удерживая в руке поводок своего питомца, - молодая женщина. Вокруг них, на снегу застыла в ожидании небольшая зрительская стая ворон, особей семь-восемь.
     Признаться, подобную сцену я наблюдаю впервые. Птицы поджидают - явно таят надежду на то, что собака закончит своё дело, и им достанется "корм".
     Но... у пернатых случился облом, все их коллективные надежды испарились в один момент: культурная хозяйка собаки достала из кармана приготовленный заранее полиэтиленовый мешочек и, как подобает хорошо воспитанному человеку, поместила в него фекалии своего питомца. Затем владелица и её рыжеватый друг продолжили свою прогулку.

     ... В связи с этим эпизодом из жизни так называемой "культурной столицы", на контрасте  вспомнилось и то, насколько неприглядной по весне, когда тает снег, открывается другая картина: там и тут, на газонах и пешеходных тротуарах, вдоль тропинок спальных районов, протоптанных их жильцами по кратчайшим, удобным для них маршрутам передвижения, и - о, ужас! - в центре. Да-да, в самом центре Великого города, красы и гордости россиян, а также места притяжения туристов из многих стран. Кучки известного происхождения приходится наблюдать много где, в том числе на тротуарах, по берегам знаменитых на весь мир петербургских рек и каналов. И даже...
     Однажды я возвращался с Васильевского острова, из университета. Шёл пешком. На Дворцовом мосту с вопросом, по-английски ко мне обратился пожилой мужчина: ему с женой нужно было доехать общественным транспортом до гостиницы на Невском проспекте. Пара оказалась из олимпийского Гренобля.
     И только я вступил в диалог, прошли с четой французов вместе с десяток метров, как - на тебе, сюрприз. Посреди тротуара, по пути нашего движения - та самая кучка "собачьих радостей". Признаюсь, в тот момент я испытал неловкость. По телевидению я неоднократно видел сюжеты о том, как в цивилизованных странах уже с давних пор принято убирать за своими питомцами во время уличных прогулок. Наблюдал такие сценки и воочию, бывая за рубежом.
     И на питерском мосту мне стало очень стыдно за своих соотечественников - других, не воспитанных должным образом, с низким уровнем внутренней культуры и ответственности за окружающую среду, за соблюдение элементарных приличий.

     Кто они, эти "пофигисты"? Уж не из числа ли "понаехавших", которым нет никакой заботы, в каком виде предстанет город, частью которого стали и они теперь?   
     Человеческому свинству - увы! - нет предела.
     ...Когда-то, достаточно давно и я влился в поток "понаехавших". С той поры много воды утекло. Но не иссякло моё стремление быть лучше, совершенствоваться, соответствовать уровню традиционной ленинградской культуры. А иначе зачем было приезжать сюда, на берега Невы - уж не за условной же "колбасой" и достижением прочих материальных благ?! Во всяком случае, не исключительно за этим.
     ...На обратном пути я шёл по дорожке того же парка. В поисках пропитания одна из ворон местной стаи тщательно рылась в основании обрезанных с осени стеблей цветочного растения. Я остановился. Птица, не особо обращая на меня внимание и лишь кося глазом в мою сторону, продолжала деловито-сосредоточенно работать клювом. Перезимовали, и жизнь - продолжается.

Фото - Сергей Мехреньгин, СПб.

======================================================

Сборник "КОТО-ФОТО и другие".