О бурятском Нострадамусе

Койнова Ольга
    В Забайкальском крае работает Цугольский дацан -один из наиболее значимых буддийских монастырей традиции Гелуг. Старейший дацан расположен в Могойтуйском районе, в селе Цугол, в 265 км от г. Читы. Дацан построен в распадке двух гор, на правом берегу реки Онона и устья речки Цугол. Первый раз о дацан услышала от своего отца, участника войны с Японией 1945 года. Перед отправкой на фронт, в район Маньчжурии, чтобы избежать гибели, солдат привезли в Цугольский дацан для поклонения и прочтения молитв.  Все, кто присутствовал, остались живы. Потом, уже спустя много лет, отец снова посетил. Несмотря на болезни, прожил 68 лет. И он говорил, что там очень сильные ламы. Дацан — это место силы, которую почувствует человек любой веры и всех возрастов. Сильная энергетика не давит – она чистая и светлая.В детском сознании осталось навсегда, что отца спасли молитвы.
     Отец многое знал, рассказывал о чудесах лам. В прошлом веке, когда мы были атеистами, эти рассказы казались фантастическим чудом. Вызывало любопытство жизнь лам, которые могут проходить сквозь стены, взлетать и ходить по воде, оставаться сухим при дожде. Я не могла этого понять, как такое может происходить.
      Рождение таких людей бывает необыкновенным. Поразительна жизнь Цэдэна Соодоева, которого в миру знали под именем Соодой-лама.  Появился на свет у престарелых родителей в XIX веке в Баргузинской долине. Перед его рождением во дворе расцвёл невиданный цветок, которого никогда не было в Баргузине. Родители пригласили ламу, который определил, что это лотос. Я видела лотосы во время туристического похода в Астраханский заповедник, в дельте реки Волга. Ученые предполагают, что «священное растение» сюда занесли перелетные птицы из Индии и Китая. В их кишечнике могут находиться орехи лотоса, которые при попадании в водоемы способны прорасти. Есть и другие версии - либо лотос завезли кочевые племена, либо растение и вовсе местный абориген. И как мог такой цветок оказаться в Сибирском краю, в Бурятии, если он растёт в водоемах?
     Удивленный лама предупредил: в этой юрте родится великий человек. Так и получилось. Он обладал даром видеть будущее и позже его назвали бурятским «Нострадамусом». Мало кто о нем слышал и знает это имя. Чаще всего люди могут назвать болгарскую Вангу, Нострадамуса, Мессинга. Ещё в начале прошлого века, Соодой-лама предупредил о грядущей революции и гражданской войне, сообщил, что в сороковых годах разразится страшная война, «будет много крови, и многие не вернутся». Часть предсказаний относится к более позднему периоду. Он, например, предсказал полёт человека в космос, сказав, что в год «белой мыши» 1961 годы в небо взлетит белый дракон», увидел строительство БАМа. Немало предсказаний относится к лихим девяностым годам. Содой-лама предупреждал о том, что наступит время, «когда будут деньги, но на них ничего не купишь; а потом магазины будут ломиться от товара, но людям не на что будет купить». Вспомним брежневское правление прошлого века: хлебом кормили свиней, остатки еды выбрасывали, дети бросались хлебом и тогда старики говорили, что это большой грех так относиться к хлебу. Времена меняются и сейчас в местах общественного питания посуда остаётся пустой у посетителей, редко кто оставляет еду.
    Соодой-лама был очень простым человеком, который готов был помочь советом. С особым трепетом он относился к бедным людям, останавливаясь только у них. А богачам рекомендовал всегда помогать беднякам.  Он много путешествовал, был на Цейлоне, в Непале, Бутане, Бирме, Японии, Индии. Там, согласно одной из легенд, бурятскому ламе даже пришлось вступить в магический поединок с индийским йогой, из которого он вышел победителем.
      Перед Октябрьской революцией, вернувшийся в Баргузинскую долину, посчитал, что достиг просветления. Весной 1916 года, 71-летний лама провёл очень редкий буддийский обряд - «превращение тела в радугу». По легенде, его уходу в нирвану предшествовала яркая вспышка света. Нирваной можно назвать состояние полного блаженства и покоя. Это сопровождается отсутствием страстей, мучений, раздражения. Нирвана в буддизме – это освобождение от трех ядов ума, конечная цель для практикующих учение. Добиться такого состояния очень сложно, это долгий путь, трудно полностью освободиться от страстей, желаний, наслаждений.
      Место ухода Соодой-ламы стало одной из буддийских святынь Баргузина. Небольшой деревянный домик, где он провёл последние дни своей жизни, находится на границе Баргузинского и Курумканского районов,неподалёку от подножия священной горы Бархан-Уула, в местности Куйтуны. Сейчас дом Соодой -ламы стал местной достопримечательностью, там установлен трехметровый субурган. При посещении этих мест, стоит послушать местного экскурсовода и знатока бурятских обычаев Надежду Бадмаеву и узнать много поразительных фактов о бурятском «Нострадамусе» Соодой-ламе.