Невесёлые мысли о всеми любимом празднике

Наталья Челпанова
В весеннем воздухе опьяняющая благодать. На рынке расхватывают тюльпаны и мимозу. Завтра выходной, а сегодня будут поздравлять женщин-коллег и учителей в школах. Восьмое марта, Междунаролный женский день. Когда-то в школе нас учили вышивать  салфеточки с цифрой «8», чтобы поздравить мам и бабушек, тогда же учительница рассказывала нам о «раскрепощении женщин», о том, как женщины всего мира добились уважения к себе, равных с мужчинами прав работать во всех областях и стали от этого необыкновенно счастливыми. Став постарше, глядя на женщин, спешивших с тяжёлыми сумками после напряжённого трудового дня домой, где их ждала новая трудовая вахта, я стала задавать себе вопрос: «Неужели они рады тому, что помимо традиционной домашней работы на них взвалили ещё и работу на производстве?» А их ещё с этим и поздравляют!
  Неужели  женщины стали счастливей от того, что их перестали пропускать в дверях, уступать место и снимать перед ними шляпу?» И действительно ли, проделывая все эти действия, мужчины их не уважали? Вряд ли. Одно верно: мужчины никак не хотели видеть представительниц прекрасного пола своими коллегами по работе. Но почему? Недооценивали ум женщин? В таком случае они не допустили бы женщин до управления государством. Но ведь правили же женщины: Елизавете I и королева Виктория в консервативной Англии, Изабелла в Испании, Екатерина II, наконец. Скорей всего мужчины  оберегали таким образом свою среду обитания, которую должны были создавать именно женщины с их природной чуткостью, эмоциональностью, склонностью к сопереживанию и состраданию. Благодаря этим качествам женщинам была отведена важнейшая роль в поддержании тепла родного очага, создание настроения красотой у возлюбленных, невест и жён, безмерной добротой у матерей, бабушек, сестёр, дочерей и нянь. Защищая экологию (выражаясь современным языком) своего домашнего пространства, мужчины не хотели допускать женщин в мир добычи денег.
Но вот пришёл ХХ век – век ломки старых взглядов. В России революция буквально в одночасье смела весь старый уклад жизни и возможность женщинам работать, которую добивались феминистки, превратилась чуть ли не в обязанность. Не работать, быть просто женой, матерью стало крайне непрестижно. При слове «домохозяйка» представлялась женщина неумная, ограниченная, которая вместо того, чтобы строить светлое коммунистическое будущее сидит и вышивает салфеточки. В паспорте у таких женщин в графе «место работы» стояло «иждивенка». Тем не менее,   многие жёны крупных партийных работников тогда  не работали, но личная жизнь партийной номенклатуры тщательно скрывалась от рядовых граждан.
В стране Советов дети воспитывались на популярнейшем тогда стихотворении Михалкова, в начале которого собравшиеся вместе дети скучают, а потом начинают обсуждать новости. «А у нас на кухне газ. А у вас?». «А у нас огонь погас. А у вас?» Но вот один ребёнок заявляет: «А в-четвёртых, наша мама отправляется в полёт, потому что наша мама называется «пилот». И дальше дети начинают хвастать профессиями своих мам: «Вот у Коли, например, мама милиционер, а у Толи и у Веры обе мамы инженеры». «Всех важней, – сказала Ната, - мама-вагоновожатый, потому что до Зацепы водит мама два прицепа». Вот так ненавязчиво стали воспитываться тогда у детей представления о роли женщины в обществе. «Ростками коммунизма» назвал Ленин детские учреждения, которые бы давали женщинам возможность работать на производстве. С лёгкой руки главного кремлёвского мечтателя эти ростки и начали быстро прорастать. Было время, когда в ясли детей устраивали с двух месяцев.
Некоторым женщинам, а особенно их детям, повезло – рядом были бабушки. Такого ребёнка не нужно было будить и тащить во тьме морозного утра, толком ещё не проснувшегося, в садик. Бабушки никуда не спешили, не дёргая ребёнка, они заплетали косички, читали книжки, водили на прогулки, уча при этом, как надо себя вести. Родившиеся ещё в царское время, они хорошо знали свои обязанности. Дети, у которых были бабушки, резко отличались от других в школе. Они выглядели более ухоженными, были более воспитаны, всегда находились под присмотром и никогда не приходили в школу с невыученными уроками. Однако бабушки были далеко не у всех, а «ростки коммунизма» всё прорастали и прорастали…                И проросли они в массовом сознании родителей со страшной силой. С годами наши российские родители твёрдо уверовали, что воспитание и учёба детей – это не их забота. Они хорошо усвоили, что их дело – ребёнка одеть-обуть и накормить, а об остальном пусть учителя думают. И теперь педагоги отмечают, что всё чаще и чаще дети приходят с невыученными уроками, забывают учебники и тетради, которые ещё и не вовремя покупаются. Встречаются и дети, которые сказку «Репка» знают не до конца, а «Колобок» не с начала. Всё больше и больше становится родителей, которых привести в школу может только повестка с подписью директора и печатью. Да и бабушки сильно изменились и сейчас они предпочитают вместо того, чтобы поговорить с внучкой или почитать ей книжку, смотреть сериалы, порой даже не замечая, что рядом сидит внук и смотрит то, что смотреть в его юном возрасте было бы нежелательно. Судьба героев «мыльных опер» их стала волновать сильнее.
За всё это время сильно изменился и внешний облик женщины. И особенно за последние двадцать лет, когда после пусть даже небогатого и в чём-то ущербного, но стабильного и надёжного существования в годы «застоя» мы вступили на путь дикого антигуманного чиновничье-бюрократического «капитализма», где теперь люди видят только две главные цели – потребление и борьбу за выживание. Результатом стали женское пьянство, достигшее невиданных раньше размеров, и повальное женское курение. Курили женщины и раньше, но вряд ли тогда можно было увидеть торопливо шагающую и размахивающую сигаретой представительницу прекрасного пола и тем более мать, выпускающую клубы дыма чуть ли не в лицо грудному ребёнку.  А как стали дамы материться!!! И на них смотрят юные дочки и берут с них пример. Мне как-то пришлось быть свидетельницей сцены: прелестная 4-летняя девочка в розовом кружевном платьице, обращаясь к своей кукле говорила: «Да жашнёшь ты, шука такая, или нет?!!»  И как объяснять  теперь педагогам, что пить, курить и материться не следует, не роняя при этом авторитет родителей, пьющих, курящих и матерящихся? Наш учитель литературы любил повторять: «Каковы женщины – таково и общество». Я думаю. Что деградация общества и началась с деградации женщин, на хрупкие плечи которых свалилась чрезмерная нагрузка. Кто является «героиней нашего времени»? Жёсткая, безжалостная бизнес-леди? Красотка с обложки глянцевого  эротического журнала? Или едва шевелящая замёрзшими пальцами женщина, торгующая мороженой рыбой? Ни та, ни другая, ни третья не в состоянии создать ту тёплую обстановку в доме, в котором обычно воспитывались наши прабабушки и прадедушки. Поймите меня правильно, я не ратую за то, чтобы женщин типа Софьи Ковалевской, Марии Кюри или даже сегодняшней И.Хакамады срочно засадить за кастрюли и вышивки. Существуют женщины с разной личностной направленностью. Пусть они находят возможность реализоваться в любой области. Пусть будут женщины-инженеры, женщины-врачи, женщины-политики, если у них есть к тому призвание. Но призвание, а не экономическая необходимость. И очень хотелось бы, чтобы  основная профессия женщины-хранительницы домашнего очага тоже ценилась и соответствующим образом оплачивалась в нашем обществе. А иначе же мы будем обречены на физическое и нравственное вырождение.