Газлайтинг

Ирина Лемешева
Давным-давно ... Так начинаются наши любимые сказки. И вот эти "давным-давно" и "жили-были " как-то сразу погружают в
"преданья старины глубокой".
У каждого из нас есть свое "давным-давно". А жизнь сегодня такая насыщенная, что то, что было лет десять назад, вспоминается так, как будто это было в прошлом веке.
Вот где-то 10 лет назад в одном из моих "давным - давно" я учила испанский язык. Воплотила свою мечту слушать песни кумира юности Рафаэля и понимать, о чем он поет, так проникновенно глядя тебе в глаза. Нет, я не ездила ни в какое посольство - уроки проходили в моем городе, вечером,  и длились три часа.
Учительница была самая что ни на есть настоящая испанка. Фатима. Как она попала в Израиль? История достаточно романтическая. Если в двух словах, то она училась в Риме. Там же учился на врача ее будущий муж, израильский араб. Возле какого фонтана они там пересеклись, история умалчивает. Но страсть вспыхнула, и испанка с арабским именем стала женой впоследствии очень известного израильского врача кардиолога и - соответственно -  гражданкой Израиля. Учительницей она была от Бога, хотя держать в руках такую разношерстную группу, как наша, было совсем непросто.
Мизерную часть студентов составляли такие простаки, как я, которые наивно верили, что один вечер в неделю они тратят на изучение языка. А это значит - в классе тихо, все слушают, выполняют задания и т.д. и т.п. И,  возможно, даже поднимают руку, чтобы о чем-то спросить. Как вы уже поняли, в классе царила совершенно иная атмосфера, ибо большинство считало, что они пришли просто поболтать на разные темы и поделиться новостями.
И вот в таких условиях наша Фатима умудрялась по кирпичику строить наш словарный запас, давать нам основы грамматики, к слову совсем не простой.
На дом давались стопки листов и пол-шабата я посвящала выполнению домашнего задания, демонстрируя своим детям на личном примере, что учиться никогда не поздно.
Дети взирали с удивлением, как их мама вставляет пропущенные слова в тексты, переводит песни, пишет рассказы на заданную тему, ибо им такое рвение в учебе было несвойственно.
На ночь я любила почитать словарик. Эта привычка осталась с ульпана - читать иврито-русский словарь, отмечая галочкой знакомые слова.
Я знаю, что этого вам не посоветует ни один учитель, но тем не менее - читала. Я, конечно, понимала, что в русском языке много заимствованных из латыни слов, но чтобы до такой степени...
Вот и сегодня - открыла свой потрёпанный словарик произвольно. Вы пала буква "С".
И пошло - покатило, ну, просто подряд: кантата, кенгуру, каналья, канибалл, гангрена, кандидат, канон,
 католический...
Все эти и ещё многие слова звучат на испанском практически, как на русском. И это сглаживало трамву от невозможности усвоения
Imperfecto de Subjuntivo и тем более - Pluscuamperfecto de Subjuntivo.
Испанский я не учу уже давно: через 4 года рассыпалась наша группа, и Фатима уже не преподает, а работает на сегодня в клинике своего известного мужа.
И вот тут я плавно, насколько это возможно, перейду от лингвистики к психологии.
Ибо люблю я почитать статьи на разные темы и  - даже!!! - иногда послушать вебинар - другой, пока кружусь на кухне.
И вот обратила я внимание на такой факт - русский язык полон не только  испанских слов; русскоязычные психологи вовсю пользуются терминологией на английском. Некоторые термины уже настолько прочно внедрились в русский язык, что вы задумаетесь, как наиболее точно перевести такие слова, как, к примеру, абъюз, или
бодишэйминг, или эйджизм.А также мэнсплэйнинг, виктимблэйнинг или лукизм.
И это не всё.
Среди всех этих совершенно не русских слов, но пишущихся русскими буквами меня привлек термин
ГАЗЛАЙТИНГ.
Признаемся, кто слышал?
А теперь  - кто сталкивался?
Если одним словом - обесценивание. Твоих чувств, эмоций, поступков.
Хочу признаться, что сталкивалась и не раз, и в памяти это осталось, ещё до того, как я научилась произносить это сложное слово. Да, что там произносить - ещё до того, как я его услышала.
Как вы поняли, "обесценивание" - это не перевод. Корни восходят к фильму середины прошлого века, который назывался "Газовый свет".Именно в этом фильме было показано это явление.
Итак, пара-тройка личных примеров и примеров из жизни моих хороших знакомых.
Я (опять давным-давно, до сдачи на права и  покупки машины) в центре города с органитом через плечо. Есть ещё дела, а потому решаю на пару часов  оставить органит  в маколете у друзей. Подчёркиваю - у друзей, с которыми мы близко дружим семьями, накрываем столы и встречаем вместе все праздники
(преимущественно у нас).
- Да, поставь в угол, - разрешает мой друг, старательно нарезая колбасу. - Все бренчишь?
Следующий эпизод. На сцене те же. Я, наконец, сдала на права и купила новую машину. По такому случаю - пирушка для близких, которые, конечно, знают и о моих мытарствах при получении прав, и о том, какую машину я приобрела.
- Это твой Фиатик там, синенький такой, у дома? - вопрошает гость с порога.
Я знаю эту машину, похожую на горку металлолома на колесах.
Напоминаю, что купила новый Ниссан (а вдруг человек забыл? Работа в маколете навряд ли способствует развитию памяти).
Слышу в ответ:
- Ну, теперь будет по чему рисовать гвоздиком.
Пошутил как бы.
Я не знаю, что вы испытываете в подобные минуты. Я испытываю испанский стыд.
ГАЗЛАЙТИНГ налицо.
Ещё зарисовка. Подруга зовёт на концерт заезжей группы. Меня совершенно не интересует постсоветская эстрада, да и цена запредельная. Вежливо отказываюсь.
В ответ слышу:
- А, ну да, дорого, муж сразу сказал, что ты не пойдешь.
ГАЗЛАЙТИНГ с виртуозным переводом стрелок на мужа. Дескать, это его мнение. А она тут вообще не при чем
Жертва ГАЗЛАЙТИНГА замирает, не в состоянии найти приемлемый ответ. Да и есть ли он, этот единственно правильный ответ?
Моя приятельница - успешная, энергичная, востребованный и очень хорошо зарабатывающий фрилансер слышит от мужа:
- Ты кто такая? Ты что, врач?
Дочка в гостях у мамы отказывается от жирного торта с кремом. В ответ слышит:
- Как можно так жить,  ничего себе не позволяя? Ты все равно не худенькая.
Я собираюсь в Марокко. Нервничаю немного - первый раз еду  с ивритоговорящей группой, не в Европу, да ещё и одна. Рассказываю подружке. В ответ:
 - Хосподи!Что ты там не видела? Тебе что, здесь марокканцев мало?
Вот, ударилась в воспоминания, и примеры просто посыпались. Да, у меня хорошая память, но и у нее есть свой объем. А раз эти моменты в памяти остались, хотя прошло уже так много времени, значит задели .
ГАЗЛАЙТИНГ - это высказывания ваших самых близких, ибо только близкие люди могут обидеть. Потому что на высказывания посторонних вы попросту не обратите внимание по принципу: " собака лает - ветер носит".
ГАЗЛАЙТИНГ - это не только обесценивание, но и (на мой взгляд) тонкая издёвка, приправленная медоточивым голосом вкупе с доброжелательным тоном. Примеры?
Их есть у меня.
День рождения. Женщина 80+ накрыла прекрасный стол. Ее лучшая подруга окидывает глазами эту поляну и изрекает с улыбкой:
 - Наша Хайка - большая хозяйка!
Ещё.
Две подруги в театре.
- Ой! - восклицает одна. - Моя сумочка, только серая! Я ее года три, как нашей бэбиситтер отдала.
И что сказать? Как ответить? Стоит ли вообще реагировать или пропускать такие реплики, чтобы сгладить углы, не обострять отношения и т.д. и т.п.?
Психологи советуют много чего на тему противостояния этому виду абъюза. Но если помнить, что любой вид абъюза - это вид психологического насилия, ответьте сами себе: вам это нравится?
Я не психолог, но мне кажется, что самое здоровое - дистанцироваться от такого человека. Свести общение к минимуму. Не со всеми это возможно, иногда степень близости не даёт возможности разорвать эти отношения напрочь. И тогда надо учиться ставить границы, за которые не прорваться. Тупо вызубрить несколько фраз которые будут являться неким шлагбаумом, за который хода нет. Только так можно уберечь себя.
И напоследок - будьте очень внимательны и осторожны в общении со своими детьми, даже, если они ещё очень маленькие и, по вашему убеждению, ничего не понимают. И понимают, и самое главное - чувствуют. И эти, пару раз необдуманно брошенные фразы, могут явиться зёрнами,  из которых вырастет то, что сильно осложнит жизнь вашему ребенку в будущем.
Не забывайте этого.