Случайный разговор

Оксана Нарейко
- ...пацан шести лет, представляешь? И на электричке сам ездил. Вставал полшестого, а к восьми надо было успеть на тренировку! И знаешь, какой самый большой страх был?
Не знаю и знать не желаю. Терпеть не могу людей, вываливающих на незнакомцев свои придуманные истории. Врет и не краснеет! Кто, кстати, так нагло брешет? Я открыла глаза и увидела пожилого мужчину - худощавого, но крепкого, от него просто веяло здоровьем и жизнью. Он увлеченно размахивал руками и подмигивал девушке, сидевшей рядом со мной. Надо было все-таки мне ехать на автобусе, там бы пришлось терпеть только одного человека рядом, а в электричке соседей побольше: рядом и напротив, да еще и говорливые, вот, как этот!
"Распушил хвост, павлин! Какой шустрый!" - вяло подумала я и закрыла глаза. Энергичность незнакомца была мне противна и непонятна. Откуда он берет силы на то, чтобы рассказывать сказки случайным попутчикам? Сидел бы себе тихонько, в окошко глазел. Весна, птички, снег стаял и явил взору мусор и хлам, старательно накопленный людьми за долгую зиму. Любуйся на этот бардак, рассуждай о том, что сейчас не то, что было раньше и помалкивай. Рассуждать и молча, в своей голове можно, между прочим. Так мне этому говоруну и хотелось сказать. А он, тем временем, не унимался и трещал без умолку. Я поморщилась, осмотрела вагон. Естественно, свободных мест не было, а стоять мне тяжело, придется сидеть смирно и, волей-неволей, слушать тупые россказни. А у меня такая слабость, что даже этот поток слов, как мне казалось, давит на меня, словно лавина сходит и погребает мое слабое тело под плотным слоем снега. Не задохнуться бы.
- Отец у меня был строгий, жуть! Ты представь, он со смены приходил часов в пять утра и мне строго говорил, если разбужу его хоть случайно, хотя намеренно, не видать мне тренировок, а это и был мой самый огромный ужас. Поэтому делал я так: наливал в кружку кефир, сыпал сахар, а чтобы ложечкой не стучать и батю не тревожить, выходил в холодный коридор и уже там смело сахар размешивал.
- Не пустил бы вас на тренировку, и ладно, вам лучше бы было! - подала голос девушка, она, как ни странно, внимательно рассказ слушала, да и я, вопреки своей воле, заинтересовалась и даже представила себе маленького пацаненка с чашкой кефира в руке.
- Ты что? Я же сказал, это даже не страх мой был, ужас сокровенный! Для меня футбол был смыслом жизни! Я за десять лет только одну тренировку пропустил, расскажу почему, если успею.
- Смыслом жизни в шесть лет? Вы или врете, или просто забыли, у детей не бывает таких сложных понятий.
- Сама ты понятие. Я с детства знал о своем призвании. Это вы сейчас все себя ищете до самой пенсии, то одно, то другое, то двадцатое. У меня дочка такая, девице под тридцатник, а до сих пор не может определиться для какой такой великой цели она изволила появиться на этом свете. Сплошные идеи и ахи!
- Разве это плохо?
- Разве это хорошо? Человек к делу должен быть пристроен, без этого прямой путь в дурдом. Вот тебе и предназначение!
Знакомые слова. Смысл жизни искать бесполезно, потому как давно он найден: работа, семья, дом, дача. Сейчас еще и путешествия добавились, а нет, есть еще самореализация и самоосознание. Но это новенькое, а старенькое - простое, как три копейки. Я знаю, мне родители постоянно об этом говорят. "Все твои проблемы на самом деле блажь, вот родила бы детишек, некогда было бы думать!" - так обычно говорит мне мама. Я же вяло отвечаю, что хотела родить, но... Мама злится и снова рассказывает мне, какой у меня скверный характер, как мне с ним тяжело придется в жизни и Павлика я прогнала зря. Подумаешь, разлюбил! Без любви почти все живут и ничего, не померли еще. "А я не хочу без любви!" - отвечаю я маме, и мы в очередной раз ссоримся.
Я задумалась и чуть не пропустила продолжение рассказа.
- И вот как-то, а дело зимой было, выхожу я в коридор, размешиваю сахар и вдруг чувствую, смотрит на меня кто-то. Сейчас скажешь, что дети такого не чувствуют, да?
- Нет, не скажу, - засмеялась девушка, я тоже улыбнулась. Этот говорливый мужчина неожиданно начинал мне нравится.
- То-то! Да, чувствую на себе тяжелый взгляд. А коридорчик маленький, там человеку не спрятаться. Огляделся я, а потом посмотрел в угол и увидел огромную крысу. Сидит, глазеет на меня. Ух, страшно мне стало, даже словами не сказать! Стою, как завороженный, тоже на крысу пялюсь, думаю, надо в дом зайти и батю разбудить, чтобы он крысу пристукнул. А потом понимаю, что батя слово обязательно сдержит и на тренировку не отпустит. Что делать? Ты бы как поступила?
- Не знаю, я бы заорала сразу, я крыс боюсь, они же и кинуться на человека могут!
- Заорала! А если нельзя орать? Ну, думай!
- Сделать вид, что ее нет и просто выйти?
- Чтобы она потом пролезла в дом и покусала?
- Сдаюсь! Говорите, что вы сделали.
- Схватил кирочку и стукнул крысу. Наверное, я чашку поставил куда-то, не скажу точно, но...
- А кирочка как оказалась в коридоре?
- Пес его знает, такие подробности не припомню. Тюкнул я ее по темечку, она и померла сразу. Я так думаю, она больная была, слишком тихая.
- Может быть, она вообще дохлая была?
- Язва, ты, язва! Живая крыса была, вот те крест!
- И что дальше было?
- Ничего. Кефир выпил, на тренировку поехал.
- А крыса? Что с ней стало?
- Да откуда же мне знать? Наверное, батя проснулся, увидел, да и выбросил.
- Хм...
- Не хмыкай, все так и было! Чем хочешь поклянусь! Хочешь, своим здоровьем?
- Не надо. Верю, в крысу точно верю, в кефир тоже. Мне пора, моя остановка. До свидания, - девушка встала и пошла к выходу.
- Эх, не успел я тебе рассказать, почему одну тренировку пропустил, ну, да ладно, в другой раз, - крикнул ей в спину говорун.
- Мне расскажите, пожалуйста, - я и сама не поняла, какой бес дернул меня за язык, но мне действительно стало интересно.
Мужчина посмотрел на меня, улыбнулся и с удовольствием продолжил:
- А заболел я, простыл. Батя мой, когда вдруг перемерзал, всегда стакан водки с солью и перцем принимал и наутро как огурчик был. Вот и решил я также лечиться, пришел из школы продрогший, с температурой, дома никого, отец куда-то ушел, братья еще в школе, так я вытащил стаканчик стограммовый, бухнул туда водку и перец и залпом кааак выпил!
- Смогли?
- Смог! Только моментально окосел и спать завалился.
- Поправились?
- Конечно! Утром, как огурчик был!
Интересно, куда его мама смотрела? Вполне возможно, она не жила с ними. Может быть умерла, и отец именно поэтому был таким суровым, если не сказать, жестоким воспитателем? Боялся не справиться и прикрывал свою беспомощность и слабость строгостью? Или же он просто был таким, нелюбящим, неласковым?
Я думала, незнакомец расскажет еще что-нибудь, но он только улыбался и задумчиво смотрел в окно, словно видел там, в мелькающих деревьях, призрак шестилетки с кружкой кефира в руке.
- Вы сейчас домой едете или на тренировку? - молчание начало тяготить меня также, как до этого тяготила болтовня. Странное ощущение.
- Нет, в больницу еду, приговор слушать, рак у меня вроде бы, - сказал он удивительно спокойно.
Я не знала, как ответить на это. Банальным "выздоравливайте"? Идиотским "все будет хорошо, надо только мыслить позитивно"? Я промолчала, пораженная его силой воли и спокойствием, его силами и жизнью. Может быть он врет? Нет, такими вещами не шутят. Наверняка говорит правду.
- А вот и моя остановка! Эх, не успел я тебе рассказать, как батя меня обманул, и я поэтому кроссы стал бегать, тоже забавная история была, потом расскажу, мы еще встретимся, - сказал этот странный человек, помахал мне рукой и быстро вышел из вагона.
Может быть мое тело тоже грызет какая-то страшная болезнь? Поэтому у меня нет сил и желаний, поэтому я часто плачу и не умею радоваться жизни? Мои мысли привычно скользнули в протоптанные тропки безнадеги и тоски. Я глянула в окно и вдруг там, в мелькающих деревьях, домах и горах мусора, я увидела шестилетнего мальчишку, кружку с кефиром, крысу, храпящего отца и кирочку. Потом я увидела мальчишку на футбольном поле, он бегал, прыгал, пинал мяч и счастье окутывало пацана золотистой сферой, защищало его от всех бед и несчастий. Я закрыла глаза и представила себе, что повзрослевший мальчишка еще сидит на сиденье напротив меня, я ясно увидела и его, и этот же желтый ком света.
"Он просто счастлив, до сих пор, вопреки всему счастлив, и тот самый мальчишка все еще живет в нем! Когда ему плохо, он просто представляет, как бегает по полю!" - внезапно поняла я и тихонько обрадовалась. Я вроде бы нашла ключ к избавлению от своей слабости. Мне надо попытаться вспомнить ту девчонку, которая больше всего на свете хотела танцевать. Она ведь до сих пор жива во мне, я в этом просто уверена. Могу поклясться чем угодно. Да хотя бы и своим здоровьем! Эта мысль мне показалась слишком простой, и я тут же начала сомневаться в своем видении ситуации. Что ж, у меня еще есть время, чтобы во всем разобраться, а кроме того, мой попутчик слишком уверенно сказал, что мы с ним еще встретимся. Кто же он был на самом деле?
©Оксана Нарейко