Серпуховский след Рачинских

Александр Коншин-Рачинский 2
       Серпуховский след Рачинских или неожиданность местного масштаба.

      Вот уж чудо! Не знал, не гадал, а благодаря Александру Ануфриеву (краеведу из г. Чехов), приславшему мне сведения, попавшиеся ему в ходе его краеведческих изследований, я пополнил свои материалы по истории рода ценнейшими документами и данными, за что я ему безмерно благодарен. Но, если Коншины в Серпуховском уезде - это закономерно, то для меня совершенно неожиданно попала Рачинская Варвара Ивановна (1794-?), причастная к владениям в Авангарде, что находится в Серпуховском районе.

      Она - моя родственница и не столь близкая, и не так уж и далёкая. Она - дочь Ивана Самойловича Рачинского (1749-1816), двоюродного брата моего прапрапрадеда Виктора Денисовича Рачинского, полковника в отставке, коллежского асессора, и Марьи Васильевны Вонлярлярской, тётки известного писателя Василия Александровича Вонлярлярского, которого современники звали "русский Дюма".

      Её отец, Иван Самойлович в 17 лет поступил 5.01.1766 г. солдатом в Лейб-гвардии Семёновский полк  из дворян Смол. губернии. Службе в армии, защите Отечества он отдал 29 лет,  был уволен в запас бригадиром. Его ратные подвиги и других офицеров-гвардейцев, сражавшихся со шведами, вдохновили его сослуживца Александра Ивановича Дмитриева (брата известного поэта И.И. Дмитриева) посвятить им Оду, в которой он, в частности, писал:  "... «…Идет Рачинский: твердость его удобна влиять отвагу в сердца самых малодушных; чело его изображает спокойствие духа; никакое препятствие остановить его не может: среди самаго сражения является в нем храбрый вождь и неустрашимый воин».

         В 1791 году овеянный славой гвардейский капитан, кавалер женится на Марии Васильевне Вонлярлярской, и в метрических книгах церкви Сошествия Святого Духа села Хохлова Смоленского уезда священник отец Тимофей впервые выводит «… отчины капитана лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Самойловича Рачинского…».

     Этот экскурс в генеалогию Рачинских мало что прояснил о самой Марье Васильевне Рачинской, которая обустраивала с любовью Крестовоздвиженский храм в селе Авангард. Поскольку у меня данных по этому храму нет, то для освещения его истории предлагаю познакомиться с текстом из Википедии:

       "Церковь Животворящего Креста Господня является богатейшим носителем истории, истоки которой берут начало ещё от Смутного времени. Некогда существовавшая на её месте деревянная церковь была разрушена во время польско-литовского нашествия в начале 17 века. Тот облик, который храм имеет сейчас — это постройка середины девятнадцатого века. Первое архивное упоминание датируется 1688 годом — это прошение о строительстве на прежней церковной воздвиженской оброчной земле деревянной церкви Воздвижения честного Креста Господня с приделом Николая чудотворца. То есть триста лет назад отсюда уже возносились молитвы, и прихожане — население тридцати дворов, и хозяева усадьбы шли на воскресные и праздничные службы, молились, венчались, крестили детей и приносили на отпевание почивших.

В 1676 году стараниями Афанасия и Василия Владычкиных церковь была возобновлена на старом месте, где почти столетие находился лишь церковный погост. К 1720 году новая церковь встала на месте прежней, а к концу 1782 года была сооружена каменная церковь в духе Нарышкинского барокко.

      Церковный погост за сотни лет разрастался, одной из владелиц усадьбы, на территории которой стоял Воздвиженский храм, пришлось докупать участок под новые захоронения. В 1839 году часть имения Воздвиженское оказалась во владении Варвары Ивановны Рачинской, сыгравшей впоследствии ключевую роль в жизни храма. Именно на её средства церковь была расширена и отстроена. В 1862-1864 годах построены трапезная, приделы и колокольня. Внутреннюю богатую отделку Варвара Ивановна тоже взяла на себя.

Судьба церкви Воздвижения после революции сложилась печально: В 1930-е годы она была закрыта, были разрушены венчания и колокольня, церковная утварь и имущество утрачено — что-то разграблено, что-то уничтожено… Крепкое монументальное добротное здание разрушать не стали, а приспособили для практических нужд — долгое время здесь была котельная, которая отапливала дом отдыха «Авангард», а потом разместились и телефонная станция, и электроподстанция, и складские помещения. Кладбище сравняли с землёй: могилы духовенства, ктиторов и прихожан мешали устройству новой жизни на территории, отданной под дом отдыха. Парковый ансамбль, и господскую усадьбу, и храм — всё это государство внесло в список памятников культуры регионального значения".