Вспомнить школьные годы

Надежда Осипенко
Ко мне подошёл младший сын, который очень активно интересуется, как жили при СССР, и попросил:
«Мама расскажи про твою школу. Про уроки, как они проходили? Про переменки и столовую.»
Конечно же в интернете много воспоминаний, видео роликов тех времён, картинок пионеров и быта. Но нет ничего интереснее для ребёнка жизнь маленьких его родителей.
 

                ВСПОМНИТЬ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.
Сразу оговорюсь, восприятие школы тогда и сейчас разные. Прошло больше тридцати лет. Мой внутренний мир претерпел значительные изменения, возможно не совсем точно будет отражение прошлого, ведь я опираюсь на ощущения в настоящем.
Память не всегда хочет запоминать событие в его подробностях, скорее образ и впечатление остаются с нами. Сложно воспроизвести даже в общих чертах каждый год, проведённый в школе.
Могу сказать, что в школу я не очень-то и хотела. Возможно потому, что детство было у меня затянутым и взросление не было моей основной задачей на тот период жизни. Тем не менее в школьной жизни были свой привлекательный момент, как моя подруга, которая будет ходить в тот же класс, что и я. Так же возможность узнать что-то, чего не знала, самостоятельный путь от дома до школы, булочки в буфете и ещё какие-то ожидания, сформированные мультфильмами и фильмами того времени.
Мне кажется, я с детства обладала способностью и интересом за всем и всеми наблюдать, впитывать информацию, впечатления. Поэтому, могу описать своё пребывание в школе, как наблюдатель.
Учёба не приносила мне каких-либо серьёзных трудностей. Даже то, что я плохо читала (это изменилось только к возрасту, когда появились свои дети) и писала с ошибками (боюсь, что и сейчас это осталось), компенсировалось умением излагать мысль и выделять главное, а также хорошей памятью.
               
                УЧИТЕЛЯ
Первая учительница была женщина в возрасте, довольно спокойная и даже не злая. Что не скажешь о второй, которая сменила её в третьем классе. Молодая, нервная, строгая, крикливая. Негатива от неё не осталось, как и каких-либо эмоций от первой, просто память их образов и внешности.
Странно, но эти две учительницы не сыграли в моей жизни никакой роли и не оставили значимых воспоминаний. Хотя были первые на пути в школьной жизни.
Первая учительница моих старших троих детей, с которой был контакт достаточно тесный, больше повлияла на меня. Дети помнят её и с удовольствием стремятся к встрече.
В среднем звене произошло так, что классным руководителем у нас был мужчина. Учитель математики. Второй мужчина в этапе прохождения учёбы, был историк, бородатый анархист. Кстати, учитель математики многим девочкам нравился.  Выбрав в любимчики мою подругу, он завышал ей отметки по своим предметам, а я, идеалистка, спорила, получала при этом на бал ниже того, что заслужила. (Так считала.) Это было не справедливо, и, конечно же, подобное обижало. Где-то в глубине души до сих пор храню об этом память. Каждый из этих мужчин проработал не долго, пару лет, но сам факт преподавателя мужского пола, был отмечен моей детской психикой.
Историк даже пробудил симпатию. Его неординарные взгляды на историю, уверенность в правильности своих выводов, да и просто факт того, что он мужчина привлекал. Но постоянный неприятный запах изо рта, при близком нахождении, омрачал общение с ним. Да и не понятно всё было с этим предметом истории, с его анархистскими взглядами, фотографиями с чёрным флагом в газете. Я даже его имени не помню.
Была ещё учитель истории высокая, с крупными конечностями и чертами лица, с большими глазами и ртом. По-своему красивая и яркая. Но ужасно бесила, потому что, не успев войти в класс, начинала криком проявлять недовольство всем и всеми не разобравшись.
Пожилая учитель русского и литературы в старших классах расположила к себе тем, что давала возможность порассуждать, поспорить, пофилософствовать. В старших классах очень важно давать подросткам высказывать своё мнение взрослым, имеющим авторитет и знания, чтобы научиться не бояться, сформировать уверенность в своём праве иметь личную точку зрение и мнение, а также научиться слушать аргументы более зрелых и опытных.
Вспоминаю учительниц- физики и химии. Женщин, хорошо знавших свой предмет, но не умеющих поддерживать заинтересованность в нём учеников, что не скажешь о преподавательнице биологии и анатомии. На её уроках всегда было интересно, продуктивно, даже весело. И она была красивая.
Вот, пожалуй, и всё…. Остальные как фон, ни внешности, ни чувств не оставили.

                ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Первое, что всплывает в памяти, это переменки. В нашей школе были просторные рекреации, но бегать нам не разрешали. Нарушивших правила поведения наказывали тем, что провинившийся стоял рядом с дежурным учителем. Если в классе несколько учеников устраивали саботаж, драку, безобразия, наказывали весь класс-на перемене ходили парами по кругу. Это было позорно, обидно, довольно трудно, потому, что после 35-40 минут сидения, хотелось расслабиться.  Подобное было не часто, никому это не нравилось, поэтому в большинстве своём соблюдались правила.  Конечно же были хулиганы. Мальчики. Которые и в туалете воды нальют, и сами мокрыми будут, булку из столовой раскидают, портфели чужие попинают, в догонялки попробуют поиграть.
Такого, как в современных школах безобразия, в нашей не было.  Единственным местом напряжения была раздевалка.  Здесь происходили самые коварные ситуации с вещами, дракой, любовные игры старшеклассников, заговоры и тайные встречи.
Раздевалка представляла собой длинный коридор, соединяющий холл входа, где располагались спортивный зал и столовая, а также само место переодевания входящих. Его разделяли стойки-вешалки для разных классов. Если в начальных ещё соблюдалось развешивания одежды в свои ячейки, то среднее и старшее звено вешали куда захотят и где им нравилось. Это создавало хаос, переполненность одних и вполне себе свободные места в других.
В типовых школах Санкт-Петербурга здание имело две лестницы. По правилам техники безопасности, одна служила на спуск, другая на подъём. Это было разумно, но порой, очень неудобно. Особенно, когда спешишь. На первом и верхнем этажах стояли дежурные и заворачивали тебя назад, если спускался  или поднимался не по той стороне. Конечно же в большинстве своём ученики возмущались. Но кто поспорит со старшиками, особенно парнями. Иногда можно было уговорить, или проскользнуть, или напором массы учеников смести с дороги. Я же с подругами спускались на один пролёт, заглядывали через перила, кто стоит и стоят ли. Тогда, исходя из ситуации действовали. Помню ещё, что перила были на два уровня-для младших классов и старших.
                СТОЛОВАЯ
Особой главой нужно выделить воспоминания о столовой. Конечно же, как тогда, так и сейчас, спроси первоклассника, что тебе больше нравится в школе, ответ будет одинаковый. Как и в современное время. после звонка, толпа разновозрастных ребят несётся по коридорам школы в столовую. Цель одна, занять очередь в буфете, чтобы купить пышную вкусную булочку и успеть поудобнее устроиться за столом с едой. Самая, самая была сдоба с сахаром. Она стоила девять или двенадцать копеек (память подводить стала), ну а если не доставалась, то за четыре всегда можно было заменить простой. В буфете сдоба была всегда свежая и вкусная.
Всегда от класса выделялись дежурные, которых отправляли за десять минут до звонка помогать накрывать на столы работникам столовой. Уйти с урока, быть первым за столом у тарелки, было делом удачи. Каждому классу выделялся стол, иногда два. Его накрывали для всего класса.
Минус в дежурстве-это уборка столов после трапезы. Но и в этом были свои бонусы. В их числе получить дополнительную тарелку вкусного супа у повара на раздаче. Не все ели хлеб, иногда оставались булки, нетронутое яйцо, стакан сока, ещё что-то. Это можно было прихватить себе. А грязные тарелки, которые некоторые не относили к посудомойке, можно было пережить. Самая не популярная должность в таком дежурстве, это чистильщик грязных тарелок. Остатки пищи нужно было сбрасывать в большой бак, заполненный частично уже отбросами еды.  Никто не хотел идти на это место.
При входе в столовую был расположен ряд рукомойников. Стояли дежурные, которые следили, как ты помыл руки и при необходимости заставляли перемывать.
Скажу, что таких повальных, как сейчас, проблем с кишечными инфекциями не было.  Я не говорю, что все были чистюли. И тогда после туалета не все мыли руки, но перед едой обязательно. Не хочешь, а помоешь.

                НЕМНОГО О РАЗНОМ
Самым коварным хулиганством мальчишек, было силой затаскивать девчонок в мужской туалет.  Девочки упирались, визжали, а четверо парней тянули их со смехом и усердием. Зайти в мужской туалет девочке считалось чем-то очень стыдным, страшным, невозможным. Скажите: «Что такого?» А вот не могли и всё. То же самое, невозможность зайти в мальчиковую раздевалку в спорт зале. Если мальчишки позволяли себе безобразничать и забегали к девочкам, или заталкивали друг друга, то у нас поднимался такой визг, что они выскакивали, как ошпаренные.
У подрастающих юных кавалеров играли гормоны, и они зажимали рано созревших девиц в раздевалке среди одежды. Девчонки визжали, но было видно, что им льстит внимание. Моя наивность и позднее взросление никак не могли понять, зачем парни это делают. Я даже откровенно спрашивала их. Объяснили….
В последних классах такое уже не практиковалось. Это время уже романтики, первых увлечений, чувств, симпатий.
Как-то это прошло мимо меня.

                ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА.
В каждой школе были и есть правила, устав. Конечно же в нём не было каких-то завышенных требований, всё просто, всё в рамках принятой культуры.
При входе в школу дежурные проверяли сменную обувь, переобувались в холле и несли одежду в раздевалку. На урок физкультуры обязательна стандартная форма-чёрные шорты, белая футболка. В старших классах позволяли тренировочные. У девушек менялась фигура, были пухленькие или просто стеснительные, длинные штанишки прикрывали проблемные места.
Урок дожидались, выстроившись в шеренгу у стены, рядом с кабинетом. И, помню, учителя строго следили, что бы все выглядели опрятно, по форме.
На труд шились обязательные переднички, платочки, мальчики в нарукавниках, халатах. В столовую дежурные ходили только с убранными под платок или чепец волосами, повязанным передником. После уроков все дети прибирали своё рабочее место.  С учителями и директором, уборщицей, работником столовой все здоровались, проходя мимо. Уважение к любому старшему было естественным и правильным.
Если вызывали к директору с родителями-страшнее ничего не было.  Уборщица могла шлёпнуть мокрой тряпкой хулиганившего и мешающего ей. Это случалось не часто, хватало угрозы, что это будет сделано. И никто не обижался, не злился, не предъявлял претензий, не писал жалоб в министерство образования. Всё справедливо. Не соблюдаешь правил, безобразничаешь-неси ответственность.
Были на школу два, три хулигана, да и то по современным нынешним меркам просто бунтари. Они в целом вредили больше себе. За попытку срыва урока-выставлялись за дверь, за порчу имущества-родители раскошеливались, без суда и препирательств, за побои, кражи-милиция и испорченная репутация, за двойки и прогулы-стабильно второй год или даже исключение из школы.
То, что сейчас на класс по хулигану, это норма. И хорошо, если один. Воздействовать на него нельзя, тянут как могут до девятого класса, при этом страдают все, от учеников, до директора.
Вседозволенность и безнаказанность, продиктованная законами, ограничениями и отсутствием понимания в семье, что такое воспитание. Но этот вопрос не в моей компетентности, развивать его не буду.
Опоздание в школу считалось недопустимым. Замечание в дневник. И даже могли не допустить на урок. Вобщем-дисциплина наше всё!

                В ЗАКЛЮЧЕНИИ О СЕБЕ
Я отучилась десять лет. Школьные годы вспоминаю с добротой и любовью. У меня нет негатива даже от неловких, неприятных событий того времени. Нет обид на одноклассников и учителей, хотя была порой несправедливость, на мой взгляд.
В октябрята принимались в три-четыре захода. Сначала самые отличники, потом хорошисты, далее троечники и в конце совсем уж отстающие и непослушники.  Меня приняли в третью волну, потому что было много детей и у меня не были столь высокие отметки, чтобы попасть даже во второй состав. И это было для меня обидно. Я считала себя достойной, что бы меня посвятили в октябрята пораньше. Та же история была и с пионерами.
Сейчас, имея жизненный опыт, смотришь на это совсем по-другому. Какая разница в какую волну, ведь приняли же…  А тогда…
В школе был сформирован совет пионерской дружины. В чём заключалась его функция, до сих пор не поняла. Я, кстати, была его членом. Мы раз в неделю заседали в специальной комнате, составляли какие-то планы, обсуждали, к чему-то готовились, чувствовали себя важными, особенными. Хотя, спроси меня, что вы там делали конкретно-не отвечу. Помню только наши стенгазеты.
Были и неприятные моменты в моей школьной жизни. В старших классах одноклассники стали прогуливать уроки. Причём решались на это всем классом, сообща. Я же всегда была против, так как пропущенное придётся всё же учить, писать, сдавать. А это двойная работа. Да и внутренний страх порицания со стороны учителей и родителей меня не привлекал. Но выходило так, что я подставляла своих одноклассников. За что и получала бойкоты, тумаки, презрение.
Я не была лидером или кем-то значимым в классе, но у меня всегда было свое мнение. Как, впрочем, и сейчас. (Это я про мнение)
В заключении хочу сказать, что воспоминания о детстве и юности нужно беречь и лелеять. Даже негативные события-это жизненный опыт. А приятные, вдобавок и место, куда можно возвращаться, когда тебе грустно.  Как мы хотели поскорее закончить эту школу, уйти и забыть о ней. А сейчас, спустя годы, хочется вновь погрузиться в эту атмосферу, встретить одноклассников, увидеться с учителями (кого-то уже, возможно, и нет в живых), пройтись по коридорам своей школы. Да только той, 80-х годов, моего детства.
Возможно, если покопаться в памяти, спросить своих одноклассников, с которыми есть возможность переписываться, благодаря интернету, всплывут ещё подробности школьной жизни.
Оставляю за собой право дописывать главы к своему рассказу.