Следы на камнях Глава 6

Алексей Курбак
Глава шестая

 
15 августа 2020   Двадцать восемь
Она бежала без видимой цели, не разбирая дороги, думая о чем-то своем. Если бы кто-то из людей смог заглянуть в ее мозг и прочесть блуждавшие там мысли! А вот звери, возможно, обладают телепатическими талантами, но никому об этом не говорят. 
«Собака – друг человека… да?.. правда?..»  Наверное, каждому детенышу в податливые младенческие мозги всячески вдалбливалась эта фраза – кому ласками, кому сказками да мультфильмами.  Мыслить, искать рациональное зерно в окружающем и щенок, и ребенок учатся позже, и далеко не каждый задумывается: а так ли верны впитанные истины? Истинны ли они?
«Друг… Дружба – понятие обоюдное. Не бывает так: я с ним дружу, а он со мной – нет. Друга не предают, не бросают в беде, не сажают на цепь, на нем не ездят и его, как правило, не едят. А собаку?.. Детям друзей не выкалывают глаза, их не бьют по спине железными прутьями, не кидают в реку с камнем на шее…  Странное существо – человек… раз внушив себе самим же придуманную догму и приняв ее за аксиому, двуногий следует избранному пути, ни на шаг не отступая от проторенной поколениями дороги. Собака – друг… А человек собаке – кто?» 
Еще люди утверждают: у животных память короткая, и самые памятливые из них, по человечьему убеждению, как ни странно, отнюдь не собаки. На первое место ставят не рабски преданных и всегда готовых услужить главных «друзей», а самых вредных и независимых – кошек. Собачки, при всех достоинствах – и санитары они, и ищейки, и пастухи… в космос летали, в цирке считают чуть не до сотни, поводырями подрабатывают – мурлыкам по этому показателю якобы в подметки не годятся!
Тем не менее о собачьей памяти сами собаки помнят все, а люди не знают ровным счетом ничего.  Некий бородатый физиолог додумался разрезать мохнатый живот, сунуть туда трубку и с восторгом воскликнуть: «Вот он, секрет собачьего разума! Зажег лампочку, дал кусок мяса – потекла кислота. А потом – и просто на свет, уже без мяса, опять закапало…»  ура!.. премии, восторги, книжки, звания… Раньше думали: собака чего-то понимает, соображает… какое там! Условный рефлекс – высший предел ее ума. То ли дело мы, люди! Мы – венец, царь, бог и вершитель. Нет у них, ушастых-хвостастых, никакого рассудка и соображения.  Между тем неразумные короткопамятные собаки годами ожидают уехавших, предавших их хозяев на перронах вокзалов и причалах портов, умирают от голода на хозяйских могилах, носят им почту и продукты из магазинов за десятки миль… 
«А люди? А люди в лучшем случае потреплют по загривку, дадут кусок сахару… вредного, между прочим, для собачьих зубов, и все.  И одну из главных заповедей всеобщего Бога, так легко преступаемую человеком, ни кот, ни собака не нарушают. Человек способен укусить вскормившую его руку, кошка и собака – никогда».

Полный текст романа «Следы на камнях» доступен на портале «Литрес».