Разговор за благодарность

Леонид Андреев 2
У меня всё больше интересной переписки с читателями:


- Уважаемый Леонид! Вы так много пишете о благодарности, что создаётся впечатление, что вам всю жизнь все делали доброе. Я - артистка. Один человек ненавидит меня. Он мне сделал большую подлянку, которая обернулась большим прыжком в моей карьере. Благодаря ненависти этого плохого человека, я получила шикарную роль. Так что, мне нужно благодарить его?

- Дорогая ... (не знаю Вашего имени), глупости рассыпаны на жизненном пути каждого из нас. Кто-то намерен сделать хорошее по отношению к кому-то, а оборачивается это часто трагическим исходом, из-за того, что у этого кого-то плохо с мозгами. Кто-то мечтает нагадить кому-то, а оборачивается это добром, о  котором гадящий и не подозревал. Добро, сделанное с намерением сделать добро, нужно помнить всю оставшуюся жизнь и периодически напоминать тому, кто сделал для Вас что-то доброе, что Вы об этом помните. Это - Ваша плата за бензин, который требует Ваша машина жизни. Человеку, который нечаянно, особо этого не желая, сделал что-то хорошее для Вас, нужно продемонстрировать свою благодарность хотя бы однократно. Всем приятно, когда их хвалят. Это может стимулировать человека делать добро не нечаянно, а намеренно. А человеку, у которого желание нагадить не по его вине превратилось в нечто доброе, Вы ничем не обязаны. Жизнь - сложная штука, иногда приходится притворяться. Я нигде не писал о необходимости благодарить скотов, которые пытаясь тебя забодать, нечаянно сломали себе ноги. Я, например, благодарен деревьям и кустам в своём садике, потому что каждый раз, когда я выхожу во двор, они меня одаривают своей красотой. А о тех, кто мне ответили свинством за мою заботу, я не хочу помнить. Это очень убигие люди, как бы хорошо они не выглядели со стороны. Я никому в жизни не гадил, с детского сада помню всех, кто помогал мне жить и спасал от депрессии. Благодарность - это не просто помнить добро, полученное от близких или далёких людей. Благодарность - это то, что делает человека человеком, а не просто человекообразным. Я, например, не испытываю особой симпатии по отношению к Брину или Безосу, но я им благодарен за то, что они лично для меня сделали. Всё очень сложно, но при этом очень просто. Приведу высказывание моего любимого писателя Фазиля Искандера: "Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом. Мир рушится там, где эта связь разомкнулась, где сделавший добро назойливо памятлив, а согретый добром впадает в беспамятство. Мир, в котором ты видел хотя бы одного человека, всю жизнь благодарно помнившего о сделанном добре, даже тогда, когда сделавший добро начисто забыл о нем, да и сам сгинул, отдав свое легкое тело вечной мерзлоте, этот мир еще не окончательно протух, и он в самом деле стоит нашей отваги жить и быть человеком".

- Ух, я не ожидала, что вы так подробно ответите. Всё, что вы сказали, вроде бы известно, но мне было очень приятно Спасибо Леонид