Чехов. Из русской жизни. 21. 02. 2023

Ольга Немежикова
СЦЕНЫ РУССКИХ СТРАСТЕЙ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Литературно-музыкальная композиция «...Из русской жизни» (21.02.2023) по рассказам А. П. Чехова «Дачники», «Розовый чулок», «Антрепренёр под диваном», «Баран и барышня», «На чужбине», «Хористка», «Комик», «В потёмках», «Из воспоминаний идеалиста», «После бенефиса».
Режиссёр-педагог — профессор кафедры мастерства актёра С. А. Гурьева.
Художественный руководитель курса — заслуженная артистка РФ, профессор И. Б. Калиновская.

НА ЧУЖБИНЕ. Какой-то родовой памятью мы мгновенно узнаём за (пыточным) столом и русского барина-самодура Камышева (Александр Оленцов) и гувернёра-француза monsieur Шампуня (Кирилл Черных), вынужденного обитать у своего благодетеля.
Поглощение пищи Камышев приправляет изощрённым издевательством над кротким французом. Предметы спича полный сумбур — лягушки... политика — главное, мимоходом задеть лучшие чувства бесправного оппонента.
Чем может ответить несчастный m-r Шампунь? С восхитительным акцентом он аккуратно произносит русские слова, старательно выстраивает предложения. По отношению m-r Шампуня к русскому языку мы чувствуем, что его слова о любви к России — не пустые слова. Эту невозможную любовь, умом, как и Россию, не понять; m-r Шампунь — человек глубоких чувств и понятий.
Празднослов упивается превосходством, чванится гражданством, которое досталось ему по праву рождения — больше хвастать-то нечем. Доходит до того, что он запросто называет Шампуня изменником милой его сердцу Франции, коль тот её покинул. У m-r Шампуня от такого оборота перехватывает дыхание… Он настолько потрясён и подавлен, что готов на всё, на всё... Прощай, сытный стол, тёплый угол, суррогат пенсии...
Что ж, вольному воля, ухмыляется Камышев. Да надолго ль свобода? С нескрываемым удовольствием «добрый» барин сообщает, что паспорт несчастного Шампуня давно невесть где, а потому Альфонсу Шампуню гулять-то недолго. Ухмыляясь, Камышев уже смакует видение, как m-r мимо усадьбы поведут в кандалах! Шампунь поражён… В России, на чужбине, он бесправен… Однако и здесь есть черта, за которой жизнь (в этом доме) теряет всякий смысл.
И всё бы ничего, да кто же будет слушать словоблудие барина? Камышев прекрасно понимает: никто. И как он сядет за стол, кого будет кушать? Да ему в глотку ничего не полезет! Теперь он припёрт к стенке, за которой, чует, его ожидает кошмар одиночества, пытка и гибель, и выкидывает белый флаг.
Похоже, m-r Шампунь тоже понимает положение барина и, виртуозно сохраняя приличие, видимо, не в первый раз позволяет своему палачу-самодуру сделать вид, что, собственно, ничего не случилось.

КОМИК. Пред очи небесного создания в белом, ing;nue Марьей Андреевной (Сай-Дажи Найдан), является комик Иван Акимович Воробьев-Соколов (Георгий Рогоманов). Он слегка не в себе, слегка расхристан и нечто хочет поведать, но никак не решается. Муки его нарастают, тело нервически взвинчено, взгляд бегает, ищет, сбегает…
Очарованная смутным предчувствием, Марья Андреевна смотрит на это вторжение сначала с недоумением, но быстро решает, что непроизнесённые пока слова — о любви. В потоке безудержного романтизма она стройно, логично, не без приятностей, взвешивает за и против, с безусловным перевесом «за». Пока комик мечется, стонет, терзает душу Марьи Андреевны, время она не теряет — фантазии пухнут, как на дрожжах. Образ Ивана Акимовича претерпевает метаморфозы, облагораживается, доходит до нужной кондиции.
Иван Акимович в корчах, что не мешает ближе и ближе подбираться к Марье Андреевне. Глаза его умоляют: ну почему она не понимает его жажды? Почему не хочет понять? Что ей стоит?! Да где она, в самом деле? Разве не видит, что надо ему для спасения?!
Марья Андреевна видит, но строго своё. Ставший в мечтах таким близким и даже желанным, Иван Акимович, наконец, коленопреклонённо подползает, нежно касается кончиков ноготков прелестных ручек… Господи, ну почему она так глупа?
«Да говорите… противный! Что такое?»
«Нет ли у вас, голубушка… рюмочки водочки?» Как подкошенный, комик рухнул после «признания» к ногам голубушки.
Надо отдать должное, Марья Андреевна смиренно выдержала удар реальности, и жизнь героев, мы знаем, снова пошла своим чередом.
Довольно банальная по содержанию миниатюра оказалась сюрпризом. Похмельные конвульсии комика и наивные фантазии ing;nue развивались строго в своём амплуа. Самолюбование Марьи Андреевны и перекиси вчерашнего перепоя Ивана Акимовича словно существовали отдельно, спонтанно, удивительным образом не задевая друг друга, так что традиционный чеховский финал оказался неожиданно ...невесом!

ПОСЛЕ БЕНЕФИСА. Трагик Унылов (Александр Оленцов) искренне считает себя звездой, чем и упивается — бурные овации галёрки поддерживают его влюблённость в театр. Благородный отец Тигров (Георгий Рогоманов) давно жив лишь обломками актёрских амбиций. Оба непосредственны, друг другу открыты и тем симпатичны.
Оба артиста чисто дети, деньги у них не держатся. Один с восторгом, другой за компанию живут здесь и сейчас — завтра от них не сбежит.
Жизнь торкает сценой и тонет в вине, кутежах, богемной нелепице. Годится всё, даже чучело лисицы! Это чучело было так ярко Тигровым представлено, что Унылов живо отдёрнул руку со стола, на котором будто поселилось виртуальное чучело, и воображение эту лисицу дорисовало мгновенно.
Красиво жить не запретишь. Долги — что? Проза! То ли дело придумать, что ещё будет, да что бы ещё купить! С великим энтузиазмом эти придумки вершатся. Завтра, Тигров, всё для тебя! А сегодня, куда ни раскинь мыслишкой, всё надо: и сестрице деньжат послать, и в баню сходить, и пальто для зимы… Чёрт, опять на всё не хватает!
Суровая правда жизни хуже чумы. Лучше выпить, и выпить со вкусом, с товарищами, с размахом!
Дуэт сыгран с русским размахом! Без сдачи!