Преодолеть отчуждение труда-Гуманизм цели будущего

Афонин Вячеслав
Преодолеть отчуждение труда- гуманистическая цель формации будущего.

Люди, рассуждающие о возможностях построить общественную формацию будущего, часто делают одну характерную ошибку.
Общественная формация будущего – это общество новых людей.
Но это отличие человека Нового от Нынешнего они ищут в плоскости этики. По их мнению, Новый человек будет человеком долга.
И в каком же инкубаторе вывести таких людей? И куда девать людей обычных? Ответа нет.
А ответ прост.
Мы уже рассматривали психологический портрет человека общественной формации будущего.
Это просто человек, увлеченный своей работой. И осознающий, что может позволить себе предаваться этому увлечению. Этические чувства, чувство долга тут ни при чем!
Соответственно,

Вот путь построения общественной формации будущего.

Не идеологическая пропаганда - она не сработала в СССР.
А преодоление того отвращения к труду, которое свойственно человеку нашего общества. Капиталистического. И, в частности, советского.
Или, в терминах Маркса, преодоление отчуждения труда.
Понятно, что речь идет не о лени? Или, можно сказать, лень – лишь частный случай, точнее даже, лишь одно из следствий главной причины - отчуждения.

Вот 3 причины отвращения к труду:
1. Трудиться значит иметь низкий социальный статус
2. Отдавать время работе значит грабить самого себя.
3. Трудиться неинтересно, но необходимо, чтобы не умереть с голоду.

Вот что должно быть преодолено. Это отвращение к труду имеет социальные корни. Соответственно, и лечение этого недуга следует искать не в плоскости самосовершенствования индивида, а в плоскости социальных мероприятий. В отличие от лени, которая лечится как раз работой личности над собой – но речь не о ней.

Что же способствует преодолению отчуждения труда?

Это:

Во-первых, увлечение трудом.
Точнее: общество должно оставить индивиду на выбор лишь привлекательные профессии.
Недаром "Плох социализм, где есть место профессии тачечника" (любая непривлекательная неквалифицированная работа, например, толкать тачки, перевозя заготовки от одного рабочего места к другому по цеху, что ныне делает автоматика)
(При этом, если непривлекательные РАБОТЫ остаются не автоматизированы, то для механизма распределения таких работ отсутствует вариант поручения их людям соответствующих ПРОФЕССИЙ, которые, как уже сказано, упраздняются. Разница же между РАБОТОЙ и ПРОФЕССИЕЙ дворника огромна и будет рассмотрена далее)

Но во-вторых и в-главных – равенство.
Такое социальное устройство, где нет более и менее высокооплачиваемых работ. Где работа начальника не престижнее работы подчиненного, потому что распределение работ и составление отчетов – не более квалифицированная работа, чем принятие творческих решений в работе над увлекательными проектами. Начальник – не самый квалифицированный специалист, а специалист другого профиля – администратор.
Что это будет значить? Это значит, что можно увлеченно заниматься любимым делом, не заботясь о том, что есть более престижные высокооплачиваемые профессии и более престижные и высокооплачиваемые места в иерархии предприятия. Нет таких. Не нужно осваивать нелюбимое дело, следуя веяниям моды или жаждой материальной выгоды. Не нужно проявлять организаторских способностей, способностей показать себя и свои достижения, конкурировать с другими – необходимые нынешним руководителям.
Остается заботиться лишь о повышении квалификации. Но не потому, что более квалифицированная работа выше оплачивается (этого нет), а потому, что более квалифицированному специалисту доступны к исполнению техзадания на более творческие, а значит, более увлекательные, проекты.
Как в компьютерных играх жанра RPG. Чем более «прокачанный» персонаж, тем больше возможностей, а значит, тем интереснее игра.

В-третьих, преодоление распределения по труду – не только следствие преодоления отчуждения труда – есть и обратная связь.
Прямая связь очевидна. Если человек трудится не ради материального вознаграждения, а из энтузиазма, и при этом материально он обеспечен, то материальные стимулы ему излишни.
Но есть и обратная связь.
Если распределение не зависит от трудовых заслуг, то труд перестает быть досадной обязанностью. А если ты НЕ ОБЯЗАН трудиться – только тогда у тебя возникает ЖИВОЙ ИНТЕРЕС к труду.
То есть – помните, как Том Сойер у Марка Твена заинтересовал своей работой своих друзей? Или вспомним величайшего философа ХХ века – рантье Сартра – не только не получавшего за свои труды гонорары, но и тратившего на их публикацию деньги отца.
Надеюсь, не будет возражений типа того, что профессия дворника менее привлекательна, чем профессия философа? Напомним еще раз: «профессиям тачечников» в обществе будущего места нет.

В-четвертых, преодоление разделения труда.
Оно необходимо не только само по себе (этот вопрос мы уже рассматривали ранее), но и для преодоления отчуждения труда. Если у человека есть выбор, значит, он может трудиться, не занимаясь работой, которая ему надоела.
Равенство и ликвидация «профессий тачечника» – частные случаи преодоления разделения труда:
равенство подразумевает выполнение каждым работы начальника, а ликвидация «профессий тачечника» – выполнение каждым этих работ.
Что вносит в жизнь дополнительное разнообразие. Инженерная работа снова кажется интересной по сравнению с «работами тачечников», а работа дворника – чудесной возможностью размяться, помахать метлой на свежем воздухе (хотя бывают и менее привлекательные неквалифицированные работы). Работа начальника не престижна (по новым правилам, о которых речь) и хлопотна, но позволяет отвлечься от своей узкой задачи на проблемы подразделения на предприятии, а возможно, предприятия и даже отрасли в целом, расширить кругозор… и соскучиться по прерванному творческому проекту.

В-пятых, перевод проектных работ на фриланс
(А таких работ большинство – «профессии тачечника» исключены, напомним).
Фрилансер – это такой участник работы над проектом, над которым не стоит начальник и не диктует, над каким проектом работать и в какие часы ему трудиться, а в какие отдыхать. Фрилансер сам себе хозяин. А вдохновение зачастую – более мощный стимул трудиться, чем «кнут надсмотрщика» (фигурально – ныне это всевидящее око начальника)

Пункты перечислены. Проблема решена?

Все это, несомненно, необходимые условия. Достаточные ли? Сомнительно! Даже если такие отношения будут установлены и УЖЕ долгое время БУДУТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ.
А в деле ПОСТРОЕНИЯ общественной формации будущего существует еще одна проблема.
Мы описали психологию человека, воспитанного при общественной формации будущего.
Но при ее строительстве мы будем иметь дело с людьми, воспитанными прежней (нынешнее)  капиталистической формацией.

Человек Прошлого и Человек Будущего

А здесь проблема в том, что люди настоящего и будущего – действительно люди разные. Но это не значит, что люди будущего – в большей степени люди долга. Это значит, что реакция людей настоящего и будущего на одни и те же стимулы будет разной. Мы привыкли к отчуждению труда, а для них оно не существует. Для них отсутствие обязанности трудиться – это основа живого интереса к труду и стимул трудиться, для нас это – долгожданная возможность перестать трудиться: ура, халява привалила!
Вот для чего нужна Первая фаза с ее распределением по труду.

Итак, к вышеприведенным пяти пунктам следует добавить:
В-шестых, Первая фаза.

Ошибаются те, кто думает, что это для того, чтобы установить окончательную справедливость в вопросе распределения по труду. Нет, для другого. Сейчас люди капитализма (сознание которых сформировано капиталистическим бытием) привыкли к одному виду стимула – материальному.
Задача Первой фазы – воспитательная.
А именно – отучить людей от материальных стимулов к труду.
Каким путем? Единственно возможным, единственно доступным для людей: материальными стимулами.
Они должны быть организованы особым образом, удовлетворяя следующим условиям:
- отучение от материальных стимулов
- равенство
- все-таки сохранение материального стимула трудиться.
Мы такую систему рассматривали ранее.
Но что же выходит?

Попытаемся резюмировать

Общественная формация будущего (на зрелой своей фазе) отличается от капитализма и даже от 1-й своей фазы – социализма – не только преодоленным отчуждением труда.
Но и другими характеристиками:
- равенством;
- преодоленным разделением труда.
Мы уже рассматривали равенство в трех ипостасях:
- материальное равенство
- равенство труда
- статусное равенство
Рассматривали мы и преодоление отчуждения труда. В двух аспектах: во-первых, почему это нужно с точки зрения прогресса, и во-вторых, как этого можно достичь уже в нынешние времена.
Для достижения всего этого можно предложить несложные напрашивающиеся мероприятия – мы их рассматривали ранее.
А предмет настоящей статьи – мероприятия по достижению одного из признаков общественной формации будущего – преодоления отчуждения труда.
И к чему же мы пришли?
Обсуждая эту задачу, мы, вместо того, чтобы предложить простые специфические мероприятия, перечислили мероприятия по достижению всех остальных признаков общественной формации будущего.
Вот такая это проблема – более сложная. Специфических мероприятий, получается, нет; к преодолению отчуждения труда ведет вся совокупность общественных отношений, свойственных общественной формации будущего.
И, с другой стороны, общественная формация будущего перестает выглядеть райской утопией, преодоление отчуждения труда – верный путь к ее установлению – и единственный.

Недаром, хотя эксплуататорское общество порождает отчуждение, Маркс писал, что отчужление является не только самым большим социальным злом, но и корнем всех социальных зол. Специально подчеркнул, что отчуждение порождает эксплуатацию, а не наоборот. Конечно, это не так, Маркс писал это до того, как стал автором материалистической концепции, которая тогда у него  у него еще не сложилась – но доля истины в таком подходе, как видим, есть.

Впрочем, это только доказывает тезис, приведенный выше: проблема преодоления отчуждения труда – центральная проблема построения формации будущего.

И еще одна важная характеристика подхода к данной проблеме.

Гуманизм целей, гуманизм средств

Проблема преодоления отчуждения труда является гуманистической как цель – и она неизбежно подразумевает гуманистические средства.
Задача формулируется просто – заинтересовать человека в труде. Но этот «интерес» следует  понимать не так, как понимался до сих пор. Это живой интерес к труду, ничего общего не имеющий с похожими понятиями – например, «материальная заинтересованность». Здесь невозможны ни экономическое принуждение нынешней капиталистической эпохи, ни силовое принуждение предшествующих эпох, а также советского строя и фашизма.
Все сложнее, для иллюстрации чего можно порекомендовать блог психолога Марины Комиссаровой. Она тоже пишет о том, как вызвать у людей живой (спонтанный) интерес. Правда, не к труду, а к вам, при вашем общении с ними. Она ярко описывает, как многое убивает спонтанность, с каким трудом поддерживается росток интереса и как легко его превратить в неприятие и отвращение.

Резюмируем окончательно.

Вот такое видение данной проблемы сложилось у автора настоящей статьи. Проблема архисложная. Предполагаемое решение, однако, описано. Но оно означает ни много ни мало как окончательный переход к полной совокупности общественных отношений, свойственных общественной формации будущего. Очевидно привлекателен гуманизм данного пути. Более простое решение не просматривается, эффективность также не гарантируется.

Проблема мероприятий по преодолению отчуждения труда является чрезвычайно привлекательной своим гуманистическим содержанием – (и, стоит сказать, экономической перспективностью) – и остается открытой.
Буду рад узнать прочитать ваши идеи в комментариях!