Семья и вся королевская рать

Надежда Семеновская
16 февраля 2023 года закончился судебный процесс по лишению родительских прав Надежды Вшивковой (Привалихиной) и Виктора Вшивкова в отношении их троих малолетних сыновей. Начало и продолжение истории здесь… http://proza.ru/2022/12/01/492, http://proza.ru/2022/12/13/953 и http://proza.ru/2022/12/16/1443.

 За три месяца изменилось многое. Тяжелые переживания привели к обострению у Надежды болезни почек, которую она скрывала даже от своей семьи, опасаясь, что обращение к врачу послужит очередным поводом для отобрания детей. В результате, когда боль терпеть стало уже невозможно, молодая женщина была госпитализирована в больницу – сначала в местную, а затем ее перевели в Омск.
Муж и дети последовали за ней. В Омске их поселили в хорошую социальную гостиницу, где семья и встретила Новый год. Отличные врачи проводили лечение, и, как это ни странно – не заметили никаких признаков наркомании или алкоголизма.
Кроме этого, слегка оправившись от болезни,  Надежда с младшим сыном Сашенькой прошла в ортопедическом отделении детской больницы плановое лечение. В связи с обстоятельствами заседания суда переносили несколько раз, а тем временем огласка и внимание высоких должностных лиц привели к тому, что судебный процесс сделали открытым.
Руководитель Ассоциации по защите семьи Алеся Григорьева, пытаясь разобраться в причинах очень глубокого сна Надежды, который органы опеки посчитали доказательством тяжелого алкогольного опьянения, организовала женщине консультацию в хорошем медицинском центре. Доктора диагностировали гиперсомнию – заболевание, при котором характерно затрудненное пробуждение, невозможность встать по будильнику, увеличение времени перехода от сна к бодрствованию. Некоторое время после просыпания пациенты с гиперсомнией могут оставаться заторможенными и не совсем проснувшимися.
Надежде показано наблюдение у невролога и сомнолога, но состояние ее здоровья позволяет воспитывать детей.

***   ***   ***

Кроме этого, правозащитный центр «Иван-чай» провел в интернете маленьких  социологический опрос. Респондентов попросили оценить жилье Привалихиных-Вшивковых по фотографиям, сделанным в момент отобрания детей.
Гражданам предлагалось оценить состояние обеденного стола, кухни, жилой комнаты, печки и, простите за подробности, ночного горшка. Всего в опросе приняли участие 734 человека, из которых большинство (92%) – матери, 18% из них имеют одного ребенка,  Как написано в протоколе органов опеки, в доме – жуткая антисанитария, создающая угрозу жизни и здоровью детей. Полы, простыни и постельное белье перемазаны фекалиями, стол грязный.
Согласились с органами опеки менее одного процента опрошенных – статистическая погрешность. 99,2 -99,8% респондентов оценили состояние дома как обычное для жилья, где живет семья с детьми дошкольного возраст:, чистый пол, стол, кухня, красиво и ровно побелена печка, рядом со стиральной машинкой лежат вещи, приготовленные для стирки, спальные места застелены чистым постельным бельем – еще сохранились заломы в местах сгиба простыни. Фекалий никто не заметил вообще, даже рядом с ночным горшком. Раскиданные вещи из комода – явно дело рук любопытных малышей.
 
***   ***   ***

Несмотря на то, что все доводы органов опеки о невозможности воспитания детей в родной семье в суде были опровергнуты, судья Наталья Казакова ограничила родителей в правах и назначила алименты в размере половины зарплаты отца и половины средней зарплаты по России матери. Алименты почему-то надо платить с 8 ноября 2022 года, хотя последние три месяца дети были с родителями и на их содержании.
Кроме этого, судья Казакова обязала родителей немедленно передать детей органам опеки. Детей забирали вечером, увезли в ночь – без детских кресел, без всяких документов.
Это стандартная ювенальная практика, технология лишения детей родителей. Детей уже забрали в местную больницу, при этом самый младший, одиннадцатимесячный Сашенька, нуждается в лечении и будет переведен в Омск, за триста километров от родного дома. Один, без матери – в его возрасте. Родителям некогда будет навещать детей – ведь им надо зарабатывать алименты, полностью выплатить которые почти невозможно, потому что «счетчик» включается сразу и работает как у бандитов девяностых.
И тут вмешались люди. Надо знать некоторые нюансы…

Именно в тот момент, когда у Надежды и Виктора, детский омбудсмен Мария Львова-Белова рассказывала В. В. Путину о том, хорошо у нас работает система защиты детей, какую помощь оказывают кровным родителям в том, чтобы они восстановились в родительских правах и забрали детей из государственных заведений.
Надо отдать Львовой-Беловой справедливость: она сама разобралась в ситуации и выступила на стороне справедливости – на стороне семьи. Министерство образования Омской области, которой формально подчиняется опека, тоже никогда не требовала непременно детей у Вшивковых отобрать. Настоятельно советовала прислушаться к рекомендациям Марии Львовой-Беловой. Но все, что удалось добиться усилиями начальников различного ранга – ограничения родительских прав, потому что для лишения и вовсе не нашлось оснований.
Волна народного гнева захлестнула социальные сети. За сутки на странице губернатора Омской области Александра Буркова граждане оставили более тысячи возмущенных комментариев. Люди писали заявления в Прокуратуру, Следственный комитет, депутатам Госдумы. И в результате «бесхозных» детей вернули родной бабушке, в рекордные сроки оформив временную опеку.
График посещений детей для родителей не установлен, и это значит, что мама и папа могут свободно их посещать. Благо, бабушка  с мальчиками живут через одну улицу. Это особенно важно, потому что самому маленькому сыночку Сашеньке сейчас особо нужны материнские руки: мальчик проходит лечение от косолапия.
В настоящее время решение суда вступило в законную силу. Адвокаты семьи подали апелляцию, если она будет проиграна – Виктор и Надежда  немедленно подадут иск о восстановлении в родительских правах. История семьи Вшивковых далеко не закончена.
Глава СК России поручил представить доклад по ситуации с изъятием малолетних детей из многодетной семьи в Омской области. В СУ СК России по Омской области проводится процессуальная проверка. До сих пор проходят совещания на самом разном уровне, в том числе, с представителями тарской администрации и опеки. Чиновники вместе с общественниками и правозащитниками решали, как помочь семье и что сделать, чтобы подобные истории больше не повторялись.

И тут открывается удивительная грань нашей социальной и семейной политики. Как отвечает Омское Министерство образования на запросы граждан, «для родителей организовано сопровождение специалистами социально-психологической службы сопровождения и комплексного центра Тарского района, будет закреплен наставник в лице приемного родителя из Большереченского района, родителей включат в программу родительского сопровождения «Школа осознанного родительства»…
Перевожу с чиновничьего языка на русский: вся «помощь семье», по мнению Омского Минобра, должна заключаться в том, что Вшивковы будут обязаны приезжать к большой приемной семье в Большереченском районе. Эта образцовая семья, которую местные чиновники обожают  ставить в пример кровным родителям, просто образцовая: супруги поставили на поток прием и воспитание социальных сирот, все дети участвуют в праздниках и мероприятиях, в комнатах детей установлены видеокамеры, чтобы органы опеки могли посмотреть записи, как их воспитывают…
Еще наставлять семью на путь истинный должны местные специалисты, в частности, психолог из этого центра социального обслуживания Тарского района Ярославна Инкина. Сведущие люди говорят, что на суде она особо «отличилась», обвиняя мать семейства в проституции, солевой наркомании, постоянном пьянстве – ни одно из этих обвинений не подтверждается фактами и документами. Теперь этот достойный специалист рвется помогать семье, социально-психологически сопровождать и морально поддерживать. Других предложений у Министерства образования Омской области для семей нет, как, подозреваю, и других психологов.

К счастью, все же было принято решение помочь всей семье, в том числе бабушке с родным сыном-подростком, младшим братом Надежды, и внуками временно переехать в Омск. Для Виктора есть работа на заводе, Надежда тоже устроится на официальную работу, что важно для суда. Продолжение следует…