Мои первые соболя. Часть первая

Арнольд Малыгин
Октябрь 1976 года.

События эти происходили во времена существования Советской власти. Жил я в городе Якутске и работал на стройке. Свой отпуск приурочивал ко времени наступления охотничьего сезона на пушнину. Охотился на белок, горностаев, колонков. Добытую пушнину сдавал в охотобщество. Охота не только доставляло удовольствие от общения с природой, но и составляло дополнительный заработок к основной зарплате.


В те времена трудно было приобрести некоторые вещи бытовой техники, одежды, не говоря об автомобилях, мотоциклах, моторных лодках. Государство не справлялось с увеличивающимся спросом населения на товары первой необходимости. За сданную пушнину можно было купить эти вещи, вплоть до автомобиля.  Главное, чтобы цена сдаваемой пушнины соответствовала цене сдаваемой вещи, холодильник, ковёр, меховую шапку, мебель. Кое-что из этих недорогих вещей я покупал.


Как-то раз зашёл на работу к своему знакомому охотоведу. Узнать охотничьи новости, расспросить о повадках охотничьих животных. Работал он в ВНИОЗе, в одноэтажном здании на месте, где сейчас расположен спортивный комплекс, на углу улиц Короленко и Орджоникидзе. В небольших комнатках сидели биологи, лаборанты. Стоял специфический запах препарируемых мелких животных. Между делом велись и охотничьи разговоры.


Я своему приятелю рассказывал про свою охоту на белок. Для того чтобы купить стоящую вещь за сданную пушнину нужно сдавать сотню, две беличьих шкурок. Где их возьмёшь недалеко от города? От силы можно добыть штук сорок белок, да пяток горностаев. Договор только, только выполняю.


Тут в разговор вмешался молодой человек, препарирующий мышь. Плотной наружности, высокого роста, с широким приветливым лицом. Это было видно, когда он иногда вставал, подходил к шкафам, что-то записывал. Обращаясь ко мне, он сказал, что ты на белках мелочишься, добудь пяток соболей. Договор на пушнину выполнишь, и на приличные вещи хватит. Я отвечал ему: «Где соболей найти, возле города они не водятся? И в ближайших районах о них не слышно». На что он мне ответил. В прошедший сезон его знакомый биолог проводил полевые работы в верховьях реки Токко, притоке реки Олёкмы. Конкретно, речки Соктокут, что впадает в Токко. Соболей там было, как мышей. Каждый день на учётных маршрутах встречали по два соболя и больше. Как туда попасть, в такую даль? Никакой транспорт туда не ходит. Я тебе сказал, где соболя есть, а как туда попасть, не знаю. Биолога забрасывали туда вертолётом. Думай сам. На общей карте Якутии он показал, где находится речка Соктокут. Тоненькая ниточка на юге Якутии.


Разговор этот запал мне в душу и не отпускал меня. С Сашей мы подружились. На работу к ним я приходил уже не к своему приятелю, а к Саше. Разговор шёл об охоте, но больше о соболях. Я с детства зачитывался рассказами об охотниках соболятниках. Переживал вместе с героями выслеживания соболей, в собачьих гонках за ними. Ночёвке возле костра, в ожидании, когда загнанный на дерево соболь спрыгнет и попадёт в поставленный обмёт. И, конечно, мне самому хотелось испытать всё это на себе. Обдумав всё, я решил твёрдо попасть в те заветные места.


Передо мною стояли две серьёзные задачи. Как попасть в те края, и ещё нужна хорошая собака, которая идёт на соболя.  Я держал охотничью лайку Найду, но соболей она никогда не видала. Находила и облаивала белок, доставала из воды подбитых уток, искала боровую дичь, не пропускала медведя и сохатого. Будет ли искать соболей, я не представлял. Думал, что если она увидит, как другая собака загонит соболя, то поймёт, что от неё требуется. Но где найти такую собаку?


Места, на которые мне указал Саша, труднодоступные. Нет поблизости ни посёлков, ни людей. Попасть можно туда только вертолетом. Эти задачи я стал решать.


В трёхстах километрах от Олёкминска, жил в деревне Жедай мой двоюродный брат Леонид. Замечательный охотник. У него имелись охотничьи собаки. Я созвонился с ним, описал мою ситуацию и попросил мне помочь с собакой соболятницей. Собаки идущей по соболю у него не было, но в деревне он постарается найти. Из Олёкминска почти каждый день летают Ан-2, можно её привести. Вопрос этот решить можно.


В жизни самые преданные друзья,  это школьные друзья. Друзья на всю жизнь. Мой школьный друг Рудольф Баринов, работал в аэропорту в УТО. Обучал пилотов и, обслуживающий лётную технику, технический персонал. Я обратился к нему с просьбой о своей проблеме. Можно ли попасть на вертолёте в те места? Он мне ответил, что постарается узнать у командира вертолётного отряда. Попросил позвонить на следующий день. На следующий день звоню ему. Друг мой с первых же слов обрадовал меня. В Олёкминске, в командировке базируется вертолёт. Работы у него ещё много, и он останется там на какое-то время. Если вертолёт будет работать в том направлении, куда нужно мне, то он меня забросит. Я очень обрадовался такому простому решению моего вопроса, и стал основательно готовиться к поездке. Изготовил металлическую печку, сшил палатку, приготовил необходимый инструмент. В лесу, где нет никого вокруг на большущих расстояниях, всё пригодится. Взял с собой продукты, боеприпасы, капканы, различные необходимые вещи для проживания и путешествия в лесу. Всё было заранее собрано и сложено в определённом месте.


Наконец, пришло время отправляться в дорогу. Рудольф дал мне рекомендательное письмо командиру вертолёта в Олёкминске от его начальника. Саша ещё раз напутствовал меня нужными советами по поведению в лесу и охоте на соболей. Родные просили меня быть осторожным везде и во всём. Все пожелали удачи, и одиннадцатого октября я отправился в путешествие.


До Олёкминска летел около двух часов. Небольшой городок, районный центр Олёкминского района, расположенного на берегу реки Лена. В городе знакомых у меня не было, поэтому я обосновался в аэропорту. Чуть в стороне от главного входа привязал свою собаку Найду у палисадника. Положил около неё небольшой рюкзачок, чтобы она знала, где её место и охраняла его. Сдал на хранение свой багаж и пошёл искать командира вертолёта. Меня немного огорчили с ответом, что вертолёт работает на «Точке» у геологов. Вернётся когда закончит работу.

 
В те давние Советские времена в Маганском аэропорту, недалеко от города Якутска, базировались десятки вертолётов различных модификаций. Выполняли всевозможные полёты, в различных частях бескрайней республике Якутии. Работали у пожарников, лесников, оленеводов, вылетали к больным или вывозили их в Якутск. Не было места в республике, даже самых глухих, куда бы ни смог долететь вертолёт. Особенно много времени вертолёты летали с геологами. Геологи их использовали, как личный транспорт, и летали повсюду.


Вертолёт задерживался, и у меня было время, чтобы слетать за собакой. Дождался когда полетит Ан-2 в Чапаево, взял билет и полетел. Садились в нескольких деревнях, чтобы высадить пассажиров и обменять почту. На Чапаевском аэродроме меня ждали. Брат с детьми и с собакой. Поздоровались, обменялись приветствиями. Познакомился со своим новым охотничьим компаньоном. Звали собаку Спутником, созвучному  моему предстоящему путешествию. На вопрос, об охотничьих достоинствах Спутника, брат ответил, что на соболя должен пойти. Взял он его у хорошего охотника. Больше расспрашивать подробности, не было времени. Почту быстро обменяли, пассажиры сели в самолёт, и мы полетели. Так же  на обратном пути в деревнях меняли почту, сходили и выходили пассажиры. Летели до Олёкминска часа полтора, два. Вышли из самолёта, и я повёл Спутника к Найде. Она на него вначале огрызнулась, но потом успокоилась. Они обнюхали друг друга, и знакомство состоялось.

 
 Время тянулось долго, пока я ждал возвращения вертолёта. Подумывал, что моя поездка может и не состояться. Прошло пять дней, как я находился в аэропорту. Примелькался работником аэропорта. Утром они здоровались со мной, как со старым знакомым, интересовались, когда полечу на место. Подходили  ко мне местные охотники, разговаривали. Очень нравилась им Найда. Они улетали  на охоту самолётами в дальние посёлки, а я всё ждал своего вертолёта. И вот, после обеда услыхал необычный звук, который приближаясь, нарастал, и на горизонте появилась винтокрылая птица. С тех пор этот звук вертолёта долгие годы звучал у меня в ушах, напоминая о том путешествие.


Вертолёт сел на полосу, подкатил к аэродромно-диспетчерскому пункту и остановился. Я поспешил к нему. Вышли два пилота и направились в здание АДП. Я встретил их, спросил,- кто из них Гордейко, первый пилот,- и отдал рекомендательное письмо. Прочитав письмо, он ответил, что получит задание на вылет, и даст мне ответ. Я с нетерпением ждал, когда они выйдут наружу. Через некоторое время пилоты вышли из дверей и сказали, чтобы я таскал свои вещи в вертолёт. Я обрадовался, и быстро начал переносить свой груз. Пилоты помогали мне грузиться. Привёл своих собак, затолкали их  внутрь. Гордейко меня спрашивает, а где твои напарники? Я ответил ему, что я один. Он удивился. Рассуждать, не было времени, надо было выполнять новое задание.


Мне, за моё долгое ожидание, повезло. Нужно было слетать в строящийся посёлок Торго. По пути взять груз и доставить его в этот посёлок, который находился в той стороне, куда я стремился. Сели в вертолёт, взревел мотор, завертелись лопасти, и мы полетели. Внутри всё вибрировало и шумело. Я в первый раз летел на большом вертолёте. Было интересно смотреть в окно, на проплывающую внизу реку, лес, скальные берега. Через некоторое время мы начали снижаться на небольшой галечный остров. Я подумал, что неужели делаем вынужденную посадку? Но оказалось, на острове лежал нож к бульдозеру. Второй пилот выпрыгнул из вертолёта и зацепил его на подвесной трос. Поднялись, и с ножом на весу полетели дальше.

 
Прилетели в Торго. Посёлок располагался на одноимённой речке, левом притоке реки Токко. От посёлка одно название. Стояло три дома. Столовая, да жилые дома для строителей. Строилась взлётная полоса для самолётов. Пока отцепляли бульдозерный нож, мои новые знакомые достали карту, и мы стали искать речку Соктокут, которая впадает в реку Токко, правым притоком. Отыскали его. Этот приток располагался  северо-восточнее от посёлка, около ста километров напрямую. Пилоты меня спросили: «Бывал ли я там раньше?» На что я им ответил, что нет. Как же ты выбираться будешь? Да выберусь как-нибудь. Они пожали плечами, и мы полетели. Пока летели, я запомнил, что вдоль речки Торго тянется высокий хребет до реки Токко. Это мне, впоследствии, пригодилось. Нашли речку Соктокут и полетели вверх по ней. Свернули  в правый ручей, и выбрали небольшое болотце в его русле. Приземлились так, что лопастями чуть не задевали деревья. Вертолёт еле касался кочек. Не выключая двигателя, быстро выкинули мои вещи, вытолкнули собак, спрыгнул сам. Вертолёт взмыл вверх и скрылся за деревьями. Я с собаками остался один в неизвестном месте, в глухой тайге.


Не торопясь стал переносить свои вещи в лес. Небольшой снег выпал и растаял, остался только в затенённых местах. На снегу увидел отпечатки лап и догадался, что это следы соболя.  Впервые в жизни с интересом разглядывал соболиные следы. Так вот они какие. Выходит, не зря мне Саша рассказывал про эти места, богатые соболем. Время было позднее, поэтому вещи свалил в кучу. Приготовил незатейливый ужин. Покушал сам, накормил собак. Залез в спальный мешок, закутался в палатку и стал засыпать.


Проснулся рано. Ещё не совсем рассвело. Вторая половина октября. Утро хмурое, градусов пять, шесть холода. Хотелось с нетерпением пробежаться по лесу, разведать новые места. Посмотреть, как поведут себя собаки? Быстро позавтракал, позвал собак и пошёл в лес. Чуть отошёл от стоянки, Найда сразу загнала белку на дерево, и стала её облаивать. Спутник находился рядом и с интересом наблюдал за происходящим. Хорошо выцеливаю и стреляю. Белка падает. Не успел сделать и шага, чтобы её подобрать, как Спутник хапнул её, и моментально проглотил. Я от неожиданности оторопел. Не столько был возмущён его наглостью, сколько удивлён скоростью, с которой он это проделал. Ну и фрукт, однако. Прошли немного. Найда опять загоняет белку. Готовлюсь стрелять, а про себя думаю, что надо успеть опередить Спутника, сразу брошусь к белке, когда она упадёт. Стреляю. Белка падает. Мы оба бросаемся к ней. Ну, где мне опередить собаку! Успеваю только ухватить Спутника за шиворот, и вытаскиваю за ноги полупроглоченную белку из его пасти.


От всего происходящего я очень удивился. Найда ничего подобного никогда не вытворяла. Как у нас со Спутником будут складываться отношения, что предпринимать, задумывался я? Шли, и у меня перед глазами всплывали моменты необычного глотания Спутником белок. Там, где были теневые участки, остался снег, и на нём попадались следы соболей, но собаки только принюхивались к ним, и больше не реагировали.  Не знакомые для них были запахи. Во всяком случае, для Найды.  По чернотропу не всякая опытная собака пойдёт по следу, а Найда тем более. 


Местность, по которой мы передвигались, представляла собой узкую долину небольшого ручья, впадающего в речку Соктокут. Правая сторона пологая, заросшая в основном лиственницей. Левая  сторона более крутая. Вдоль речки росли ели, выше по склону преобладала лиственница. На самом верху располагались заросли стланика.


Немного походив, осмотревшись, отправились обратно. Если так белки будут попадаться, то хоть белок настреляю, промелькнула мысль.  Вчера успел только перетаскать вещи. Нужно возвращаться и обустраивать свой охотничий быт. Идём с Найдой. Спутник повертелся возле нас и исчез. Пришёл. Крайне удивился, увидев беспорядок в моих вещах. Спутник, завидев нас, отбежал подальше в лес и наблюдал за нами. Стал разбирать вещи и увидал, что куль с продуктами раскрыт. Пакета краковской колбасы не было. Трёх килограммов остро пахнувших кружков, как не бывало. Вот это да! Мне столько колбасы хватило бы на месяц. Вот, подлец, какой! Хотел отколотить его, но он не приближался к нам до темноты. С плохим настроением взялся обустраивать свой охотничий быт.

 
Поставил палатку, установил печку, затопил. Сразу повеяло уютом, стало веселее. За ужином потекли в голове различные мысли. Место новое, нет знакомых ориентиров. Надо быть осторожным в первых выходах в лес. Основной привязкой будет ручей, он тянется с востока на запад. Важно не забывать в какую сторону пошёл рано утром. Проложить след перпендикулярно ручью от него в правую и левую сторону. В новой местности, да в такой дали от дома, не дай бог заблудиться. Можно пройти от палатки в ста шагах и не заметить её за деревьями. Ни в коем случае не ходить беспорядочно по лесу, пытаясь найти правильное направление. Если почувствуешь, что начинаешь блудить, нужно сесть на пенёк или на лежащее дерево и успокоиться. Перемотать портянки, или переодеть носки с ноги на ногу, сосредоточиться, как наставлял меня двоюродный брат, охотник. Постараться вспомнить пройденный путь, и возвращаться обратным следом. Злость на Спутника прошла. Оправдает он себя. Остановит сохатого, изюбря, будет загонять соболей. С такими мыслями и уснул.


На следующий день Спутник меня опять огорчил. Я свои продукты положил под ватный спальник, завалил вещами, одеждой. В надежде, что он не сможет добраться до них. Но он опять опередил нас. Разворотил всё, добрался до продуктов, и съел несколько пол килограммовых пакетов баранок, спрятанных в спальник. Гонялся со злости за ним с палкой, но не смог его ударить. Сердился на него, потом передумал. Сам виноват, место определить продуктам надо, чтобы он не мог до них добраться. Развесил мешки с продуктами вокруг палатки на сучья деревьев, на высоту, сколько мог достать, вытянувшись во весь рост.


Через два дня пришлось мне испытать правила поведения в лесу, при потере дороги к палатке. Возвращался в сумерках. Чувствую, что палатка должна быть близко, но где она определить не могу. Ушёл в правую сторону от речки. К концу дня должен был подходить к ней, а её нет. Местность незнакомая, снега почти нет, чтобы определить по следам правильное направление. Видимость плохая в темноте. Кругом только лес шумит. Я не стал блудить в темноте и решил заночевать.

 
Утром, когда рассвело, быстро нашёл палатку. Она была в нескольких, десятков метров от моей ночёвки. Ещё раз подтвердилось правило, если не знаешь куда идти, лучше зря не метаться по лесу, а спокойно оценить обстановку и затем действовать. Главное не уходить далеко от того места, где понял, что начинаешь блудить. Надо определить для себя приметный ориентир. Это может быть бросающееся в глаза большое дерево, или куст, может быть камень. Не отходить от него далеко, и искать правильное направление. Как при сборе ягод, когда иногда теряешь ведро. Заметишь  приметное дерево, повесишь на него цветную куртку, и делаешь около него увеличивающиеся круги. Обязательно найдёшь ведро. Если  будешь беспорядочно искать ведро, то уйдёшь далеко, можешь потерять его совсем.


Так и начиналась моя охотничья жизнь в далёкой тайге, в одиночестве, с мечтой о соболях,  пернатой дичи, диких зверях.


Через три дня после моей высадки, ночью появились волки. Не доходя до палатки, остановились и начали выть. Первый раз так близко я слушал их недовольный вой. Несколько минут выражали своё недовольство появлением человека в местах их обитания. Выли на разные голоса. Собаки мои сидели в палатке. Прислушивались, но больше ни как не реагировали. Утром пошёл посмотреть место, где остановились волки. На земле были царапины задних лап, валялись экскременты, так они выражали своё недовольство. Шли они по обеим сторонам речки, прочёсывая широкой полосой лес. Через неделю приходили ещё. Так же выли ночью. Затем исчезли и больше не появлялись во всё время моего пребывания в этих местах.


Каждый день я ходил на охоту. Уходил рано, возвращался поздно. Кроме белок, Найда соболей не искала. От Спутника пользы не было никакой. Поставил несколько капканов. Подстрелил единственного рябчика и употребил его на приманку. Через несколько дней пошёл проверять их. Оказывается, Спутник  съел всю приманку из капканов. Только отойдём от палатки, а его уже нет. Вернёмся обратно. Друг наш хозяйничает в ней. То, что осталось от моей еды, найдёт и съест. Умудрился банку сгущенного молока изжулькать зубами и всё высосать. Брал его на поводок. Отойдём довольно далеко. Отпускаю Спутника, он разворачивается и обратно. Я плюнул, и стал привязывать его возле стоянки.


Забрался в такую глушь. Думал, что там много дичи, ягод, кедровых орех. Завалю сохатого или изюбря. Но ничего этого не было. Так рассчитывал на дополнительное питание, но просчитался. В этом году, на мою беду был неурожай даров тайги. Пернатая дичь откочевала. Копытных разогнали волки. За два дня, благодаря Спутнику, лишился хороших продуктов. Пришлось думать об экономии. Особенно меня беспокоило, что мясное добавлять в корм собакам? В первый выход на охоту добыл две белки, и думал, что каждый день так и будет. Но нет. И белки стали попадаться редко. Что попадались, шли на корм собакам. Немного выпал снежок, и я надеялся встретить свежие следы соболя.


Однажды, ближе к вечеру возвращался к палатке. После трёх часов дня белки уже сидят в своих тёплых гнёздах. Гайно называется. Иду, разглядываю деревья. Нет ли где беличьего гнезда? Если попадаются, то царапаю посошком по дереву. Белка думает, что это зверь какой лезет к ней, и выскакивает из гнезда. Несу на плечах два ствола. Малокалибеку ТОЗ-16 и курковую двустволку шестнадцатого калибра. Двустволка на всякий случай. Неурожай ягод, орех, возможно медведи не залегли в берлогу. Не хотелось бы встречаться с ними.

 
Темнеть стало. Замечаю группу елей, и на одной из них беличье гнездо. Стал царапать. Смотрю, из гнезда на вершину ёлки метнулась большая белка. Затаилась. Её не вижу, только запомнил место, где она замерла. Из тозовки стрелять бесполезно. Не видно не мушки, не прицела. Снимаю ружьё с плеча и стреляю дробью. Хоть одна дробина, да зацепит белку. Смотрю, белка падает, а оказалось, что это соболь. Я опешил от неожиданности. Найда его трепать начала. Я не противился этому. Пусть потреплет хорошенько, почувствует запах, поймёт, кого искать нужно. Затем осторожно забрал соболя, похвалил Найду, угостил её приготовленным для таких случаев угощением. Сам стал с интересом разглядывать соболя. Большой. Чёрного цвета, с жёлтым горлышком. Уложил его в рюкзак, и пошли мы к палатке. Не мог себе представить, что так просто добудем  мы первого соболя. Но почин есть. Пришли к палатке. Держу туловище соболя в руках, а голову даю понюхать Спутнику. Он схватил соболя за голову так крепко, что я кое-как вырвал её из его пасти.


На следующий день взял Спутника с собой. Под впечатлением его вчерашней хватки соболя, решил, что он начнёт искать соболей. Но я ошибся. Только я отпустил его с поводка, он развернулся и побежал обратно делать своё чёрное дело. Тут я окончательно понял, что толку от него не будет. Оставлял его у палатки, привязывая к дереву.


Время шло. Зима уверенно наступала. Выпал небольшой снежок. Отчётливо видны были следы. Кроме соболиных следов, больше никаких не было. За это время подстрелил двух рябчиков, которых употребил на приманки. Да и тех, со всех капканов, слопал Спутник.

Окончание следует.