Кто кончил жизнь трагически... историческое эссе

Алексей Аимин
Это  было написано Владимиром Высоцким в1971 году.  Словно черта над десятилетием шестидесятников.   Он знал, что русская поэзия прошла свой пик. Был Золотой век, Серебряный. Кто-то назвал шестидесятников Бронзовам веком. Они забронзовели при жизни. Их любили и будут любить и помнить.
Но это была вспышка – предтеча перемен. Воспевание красоты родного края и трудовых подвигов народа всем стали приедаться. Святыней оставалась только Победа  в Отечественной войне. И Высоцкий в этом ярко отметился своими песнями.
То, что он сам страдал и мучился – это несомненно. Очень хотел отгородиться от реальности – видно по образу жизни. Поэт, актер, автор и исполнитель своих песен. Он отдавал людям все, и это было страшной нагрузкой на организм, который он не берег. 
Запреты унижали, и все чаще у него всплывал вопрос из известного анекдота:
– А на хрена мне такая жизнь?
Он ее одинаково любил и ненавидел.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Эпатажность публичных людей - болезнь отнюдь не современная. Например, Нефертити в поддержку мужа фараона Атона первая из женщин побрила голову.
По утверждению историков древнейшие стихи были написаны в 23 веке до нашей эры жрицей и принцессой Эн-Хэду-ана. Она была дочерью основателя Аккадского царства – царя Саргона (2316—2261 годы). 

Поэзия всегда считалась элитным творчеством. Стихи писали дворяне, включая царей, королей и императоров.  Соломон и Ричард Львиное Сердце. Нерон и Давид.
Уверенность поэтов в своей исключительности – основная причина ухода от реальной жизни в мир грёз.
Александр Сергеевич Пушкин написал в посвящении собратьям по перу:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
иди, куда влечет тебя свободный ум,
усовершенствуя плоды любимых дум,
не требуя наград за подвиг благородный.

Хотя сам был подвержен тщеславию и требовал постоянного к себе внимания. 
Обмороки и заламывание рук – примеры
аристократичности. Защита чести с вызовами на дуэль была одним из способов самоубийства.  У Пушкина было 29 вызовов и три состоявшихся дуэли.

Список поэтов самоубийц открывает Иван Барков – легендарный автор неприличных стихов, которому приписывают все поэтические неприличия в допушкинской эпохе. Он не был дворянином и, будучи сыном священника, в Бога не верил.
Он умер в 1768 году. Есть версия и о его самоубийстве. Перед смертью он сочинил на себя эпитафию, ставшую одной из поговорок:
«Жил грешно и умер смешно».

То, что он неисправимый грешник он знал, и добавить себе еще один грех ничуть не боялся.
Нервным расстройством страдал и Всеволод Гаршин, Автор сказок «Красного цветка» и «Лягушки-путешественницы». Он покончил собой в 1888 году в 33 года. Бросился в лестничный пролет. Смерть писателя не была мгновенной: он промучился еще несколько дней.
А что же так мучило поэтов? Главный вопрос, мучивший многих поэтов:

– ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?

Один из молодых московских поэтов Владимир Полетаев также им мучился и в 18 лет выбросился с пятого этажа, написав перед этим:

И мы уходим без оглядки
В неведенье и простоту
Затем, что давние загадки
Разгадывать невмоготу.

И если философы продолжают искать ответ на этот вопрос всю жизнь, то поэты бывают порой очень торопливы.
Конечно, у многих поэтов играла роль и безответная любовь. В XIX веке самоубийства стали входить в моду. Федор Тютчев уже в 1852 году писал об этом:

И кто, в избытке ощущений,
Когда кипит и
стынет кровь,
Не ведал наших искушений,
Самоубийство и любовь.

На эти строчки в 1910 году откликнулся Валерий Брюсов и рассмотрел этот вопрос более детально по способам осуществить страшное искушение:

Он на мосту, где воды сонные
Бьют утомленно о быки,
Вздувает мысли потаенные
Мехами злобы и тоски
.
В лесу, когда мы пьяны шорохом,
Листвы и запахом полян,
Шесть тонких гильз с бездымным порохом
Кладет он, молча, в барабан.

Кумиров становилось все больше и уходом из жизни кого-то удивить, а тем более потрясти стало проблематичным.
К середине двадцатого века мода «ухода» в иной мир среди поэтов и писателей стала сходить на нет. Во-первых никому ты этим ничего не докажешь, а во-вторых произведенного эффекта ты уже не увидишь. Александр Галич тоже считал, что те времена ушли безвозвратно:

Понимая, что нет в оправданиях смысла,
Что безчестье кромешно и выхода нет,
Наши предки писали предсмертные письма,
А потом, помолившись: «Во веки и присно…» —
Запирались на ключ — и к виску пистолет.

А вот Марину Цветаеву мысль об уходе мучила долго. И стихов о смерти у нее больше чем у кого бы то ни было. Строчки из ее стихов можно встретить на каждом кладбище. Она была очень одинока:

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!

Марина Цветаева случай особый. Она просто не смогла вынести тяжести жизни и осуждать её, не зная всех обстоятельств ее жизни нельзя, так как это был не показной акт. Это словно бы про нее сказал  – китайский философ Лао-Цзы:

«Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках»
После смерти Сталина время запретов  стало уходить в прошлое. Политические разборки стали затихать.  Александр Галич чувствовал бюрократический крах общества без страха. Он был предтечей шестидесятников:

Время сеет ветры, мечет молнии,
Создаёт советы и комиссии,
Что ни день — фанфарное безмолвие
славит многодумное безмыслие.
 
Брежневские психушки были лишь отголоском лагерной тематики.
Шемякин рассказывал о своем принудительном лечении в экспериментальной психиатрической лечебнице. Туда он был отправлен из-за непослушания и продолжения работы, несоответствующей нормам социалистического реализма.
Высоцкий тоже писал с намеком о врачах, что его обследовали:

 Хорошо, что вас, светила,
всех повесили на стенку,
 Я за вами, дорогие,
как за каменной стеной,
На Вишневского надеюсь,
уповаю на Бурденку:  Подтвердят,
что не душевно,
а духовно я больной!»

Его песня о психбольнице стала настоящим шлягером.

Продолжение следует…




КТО КОНЧИЛ ЖИЗНЬ ТРАГИЧЕСКИ…
 (наше время)

После горбачевской перестройки  народ, в том числе поэты, стал  прагматичным.  Я тоже стоял на распутье:

Сяду и простые напишу стихи
Можно озорные, чтобы под «хи-хи»,
Можно и «чернухи» малость подпустить
Иль «клубничкой» в ухо про любовь залить.

Можно о природе, что в моем окне,
Можно о народе, что сидит в дерьме,
Можно и абстрактно — моде дань отдать,
Можно всяк, понятно, станут ли читать?

Клич в ходу попсовый — денежки вперед!
Уж не верит слову наш простой народ,
Заливает душу водкой всех систем,
Все опять разрушим снова, а затем…

Рубятся основы нервами внатяг,
Все теперь по новой: гимн, и герб, и стяг.
Жизненные сцены — прозой по мозгам,
Лихо скачут цены, кони по «Вестям».

Что теперь «мамашу» всуе вспоминать? —
Заварили кашу и самим хлебать,
Каждый день цепляем новые грехи,
Дальше что? — Не знаю.
Вот и все стихи.

По накатке в новом тысячелетии еще имел вес Союз Писателей. Но расплодилось множество новых союзов и обществ. Со своими журналами и альманахами, существовавшими на средства самих поэтов. Продать настоящий талант становилось проблематично – попса глушила все! Настоящая поэзия не котировалась.
Появилось протестное движение поэтов и музыкальных исполнителей - андеграунд. Главной задачей было привлечь внимание необычной манерой исполнения и свободомыслием.  Но не устаревшим пиаром трагической судьбы. Многие спивались. Выжили те кто покрепче стоял на ногах или имел поддержку. Многие уехали за рубеж.
 Вот как с иронией на амоубийства смотрел один из главных выдвиженцев андеграунда Иосиф Бродский – он имел поддержку.  В Романсе скрипача еще в 1961 году писал:

Тогда, когда любовей с нами нет,
Тогда, когда от холода горбат,
Достань из чемодана пистолет,
Достань и заложи его в ломбард.

После открытия границ серьезные причины ухода в мир иной исчезли.
Остались любовь, тупик творчества с потерей идеалов и унижение нищетой.  Из таких, оскорбленных жизнью был Геннадий Шпаликов. Кризис в кино для Шпаликова наступил в конце 60-х. «Оттепель» закончилась, а он был частью этой эпохи.
В этот момент ему впервые перестало хватать денег. Безденежье, алкоголь, депрессия привели к тому, что Инна Гулая уходит от сценариста. 1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов добровольно уходит из жизни. Ему было всего 37 лет. Первый сборник его стихов вышел только в 1979 году.
Поэт Юлия Друнина ушла из жизни в 67 лет. Это случилось в 1991 году. Она так и не смирилась со смертью своего мужа, к тому же была разочарована новой Россией. Эти причины привели к тому, что она заперлась в гараже и отравилась выхлопными газами, оставив записку зятю.
Притягивание их к борцам с тиранией власти  -несостоятельно.
Сейчас жертвовать собой в борьбе за «народное дело» поэтов уже нет. 

Когда проходит опасный возраст, поэты становятся рассудительными, становясь мудрее, считая, что и без суицида можно обойтись. А молодежь, она везде молодежь и любовь по-прежнему собирает свою дань.




Но это пока молодые и романтичные. Сначала любовь потом излишнее самомнение в значимости собственной жизни.

Но постепенно эти  эпатажные приемы вышли из моды. Ушли в прошлое такие понятия как честь, благородство… Мнение общества (света)  стало менее значимым.
Все это стало атрибутикой спектаклей из прошлой жизни, о которой вспоминал и пиал Высоцкий:

Подшит крахмальный подворотничок,
На голенище серый шрам от стека,
И вот легли на спусковой крючок
Бескровные фаланги человека.
Пора! Кто знает время сей поры!
Но вот она воистину близка.
Ах! Как недолог путь от кобуры
До выбритого начисто виска.

 
И сейчас часто можно встретить юношей и девушек, романтизирующих ранний уход из жизни.  У  молодых поэтов есть склонность к самоистязанию и картинности одновременно.

Поэты самые ранимые существа на земле. Они уверены, что их современники не понимают, а потомки оценят и пожалеют о потере:

И надо ль рядиться, кто царь, а кто шут,
Кого там сомнения гложут.
Кто гений – потомки потом разберут
И всех нас по полкам разложат.

Слава Богу, этот повод почти исчезло. 
Хотя в переломные моменты истории она подкрепляется глубокими разочарованиями, гонением и репрессиями. И часто сопровождается банальным алкоголизмом и наркоманией. 

Ко мне эта мысль тоже приходила, слава Богу – долго не задержалась.  Н серость на стыке тысячелетий раздражала:

Карандашная погода:
Листья серые, дома.
Может быть, сама природа
Вдруг взяла сошла с ума?
Отблеск серости на лицах,
Серость улиц, площадей –
Может, это всё мне снится? –
Толпы серые людей.
Может, время виновато,
Наступила вдруг зима?
Это, видимо, расплата –
Серость, видимо, ума.
Карандашные наброски
Нашей жизни полотна,
Серый гвоздь, забитый в доску
Гроба розового сна,
И победной серой точкой
Муха села на окно…
Хлеба чёрного кусочек,
Горько белое вино!

После повальной борьбы ч пьянством у поэтов вновь появилась отдушина. изнь становилась проще. И лекарство от стресса можно было купить не только в аптеке, но и в любом магазине.  Народ стал веселее, и ироничнее, выходя из запоев:

Не пой, красавица, при мне!
Я только вышел из запоя,
А то повешусь на ремне,
Об этом думал я – не скрою..
И буду слушать тишину,
Листая Пушкина поэмы,
Смотреть на бледную Луну,
И ворошить в уме проблемы.
Я полотенце намочил,
На лоб горячий нахлобучил,
Не пой, красавица, молчи!
И скалку спрячь на всякий случай!..

Правда, Венечка Ерофеев и Олег Григорьев так и не вышли из того состояния. Их практически не публиковали.
С появлением Интернета появились новые возможности в самореализации, и люди с большим самомнением могут попытать счастья там, где их могут оценить. Их тоже нельзя осуждать, возможно, этим кто-то спасся от суицида. Ведь главное это чувствовать, что ты нужен людям. Можно, конечно, прислушаться к народным поговоркам типа «Где родился – там и пригодился»
И вообще в нашей стране неплохо быть пофигистом. это спасает от нервных срывов:
Ничего не могу сказать о самоубийстве Бориса Рыжего. Борис выпивал, он был запойным. Его близкие вспоминали - поэт срывался раз в полгода, а потом мог совсем не употреблять. Любимыми словами Бориса были типа и без дураков.
Манекен
Было все как в дурном кино,
Но без драчек и красных вин –
Мы хотели расстаться, но
Так и шли вдоль сырых витрин.
И – ценитель осенних драм,
Соглядатай чужих измен –
Сквозь стекло улыбался нам
Симпотичный такой манекен.
И – дождливый светился ЦУМ
Грязно-желтым ночным огнем.
«Ты запомни его костюм –
Я хочу умереть в таком …»


Что подтолкнуло поэта к петле до сих пор неизвестно. Ему было всего 26 лет, когда он осознанно простился с миром. В записке, которую он оставил, было:

Я всех любил. Без дураков. 2004

В новом веке и новом тысячелетии я тоже стал сторонником реальных взглядов на жизнь.
Выход есть и он обязательно найдется - просто
не надо спешить…