ОГЭ литература 2023. Задания 1. 1-1. 2. Критерии,

Лариса Батаева
ОГЭ литература – 2023. Требования, критерии, практика выполнения заданий 1.1 и 1.2.

Продолжительность ОГЭ по литературе - 235 минут (3 ч. 55 мин.).
Лучше распределить время:
- на выполнение заданий части 1 – 120 минут (2 ч.);
- на выполнение задания части 2 (сочинение) – оставшееся время. или  - 90 минут (1 ч.30 мин.), для работы с частью первой – 120 мин. (2 ч.). (25 мин. – запас).
 Всего – 235 минут.

Изменения в КИМ 2023 года.

1. Изменен критерий  оценивания грамотности: оценивается грамотность не всех работ,  а  только части 2 – сочинения.
2. Максимальный балл – 42.
3. В кодификатор включен (раздел 2)  «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ».
4. Предоставляется возможность пользоваться полными текстами художественных произведений
5. Выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от выпускника IX класса активизации видов деятельности: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос и т.п.
6. Уровень подготовки выпускника по литературе выявляется путём проверки его умения создавать связные высказывания на литературную тему.
7. Центральное место в КИМ для ОГЭ занимает работа с художественным текстом. Фрагмент (или полный текст) литературного произведения включён в часть 1 экзаменационной работы и обеспечен системой заданий, требующих написания развёрнутых ответов ограниченного объёма.
8. Применительно  к трём заданиям части 1, выполняемым выпускниками IX классов, предусмотрен выбор одного задания из двух (1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2, 3.1 или 3.2.
9. В  части 2 – выбор одной темы сочинения из пяти предложенных.
10. Задание  4 (сопоставление двух стихотворений) – выполняется на основе двух произведений.
11. При проведении ОГЭ произведения для сопоставления (или их фрагменты) представлены в КИМ.
Часть 1 - два комплекса заданий (1 – 4):
 ; первый комплекс (задания 1 - 2) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения;
 ; второй комплекс (задания 3 - 4) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады.
Часть 2 – пять заданий (5.1 – 5.5) на выбор – сочинение на литературную тему объемом 200 – 250 слов.
 Проверяемые элементы содержания:
1.1/1.2.
Развёрнутые рассуждения: о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы и др.
Максимальный балл – 6
2.1/2.2
Умения выбрать другой фрагмент из эпического (или драматического, или лироэпического) произведения в соответствии с заданием, построить развёрнутое рассуждение с опорой на анализ самостоятельно выбранного фрагмента в соответствии с заданием.
Максимальный балл – 6
3.1/3.2
Развёрнутое рассуждение о тематике, проблематике, лирическом герое, об образах стихотворения (или басни, или баллады), о видах и функциях изобразительно-выразительных средств, об элементах художественной формы, об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста, о собственном восприятии произведения.
Максимальный балл – 6

!Ученик выполняет 1.1   ИЛИ   1.2.      – АНАЛИЗ содержания.
!Ученик выполняет 2.1   ИЛИ   2.2.      – АНАЛИЗ формы  (теория литературы).
!Ученик выполняет 3.1   ИЛИ   3.2.    


Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.
 При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.

Полноценное владение литературоведческой терминологией предполагает несколько уровней сложности:
1. нужно знать определения ключевых понятий,
2. нужно уметь различать их на конкретных примерах,
3. нужно использовать их как инструмент анализа литературного произведения в том или ином аспекте.

Употребление терминов в развёрнутом ответе на проблемный вопрос или в сочинении должно быть уместным.

  Критерии оценивания заданий базового уровня сложности (3 – 5 предложений)
К1. Соответствие ответа заданию.
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения- 2 балла.
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения  - 1 балл
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей – 0 баллов
К2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют. – 2 б
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено одна-две фактические ошибки – 1 б
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки – 0 б
К3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки – 2 б
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок-1б
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) -0б
Максимальный балл – 6

Задания 2.1/2.2 базового уровня сложности к фрагменту эпического, лироэпического, драматического произведения
Инструкция Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента. !!! Синонимы к слову «фрагмент»: отрывок, цитата, строка, абзац, стих, место, выдержка и др. !!! В тексте ответа на задания 2.1 и 2.2 экзаменуемому не нужно делать сопоставление двух фрагментов – предложенного в КИМ и выбранного самостоятельно.
Критерии оценивания заданий базового уровня сложности 2.1/2.2
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 « Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания заданий 2.1/2.2 базового уровня сложности к фрагменту эпического, лироэпического, драматического произведения
2.1 / 2.2 1. Соответствие ответа заданию. 2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации. 3. Логичность и соблюдение речевых норм
Критерии оценивания заданий 2.1/2.2 базового уровня сложности к фрагменту эпического, лироэпического, драматического произведения
К1. Соответствие ответа заданию
Фрагмент выбран в соответствии с заданием, ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента – 2 б
 Фрагмент выбран в соответствии с заданием, но ответ не позволяет судить о понимании текста выбранного фрагмента – 1 б
 Фрагмент не выбран, или его выбор не соответствует заданию – 0  б
К2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации
Для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют  - 2 б
 Для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки -  1 б
 Суждения не аргументированы текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки – 0 б
К3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2 б
 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок  - 1 б
 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) – 0 б
Максимальный балл – 6

4 Задание повышенного уровня сложности (время выполнения – примерно 60 минут)
Максимальный балл – 8 б
Развёрнутое сопоставление анализируемого произведения (лирического стихотворения, или басни, или баллады) с художественным текстом, приведённым для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказательств и формулированием обоснованных выводов)
Часть 1 Инструкция В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.
Критерии оценивания заданий повышенного уровня сложности №4 (5-8 предложений)
Указание на объём (5 – 8 предложений) условно. Критерии: 1. Сопоставление произведений. 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации. 3. Логичность и соблюдение речевых норм. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 выставляется 0 баллов. Максимальный балл – 8
К1. Сопоставление произведений
Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа – 2 б
 Произведения поверхностно, формально сопоставлены в заданном направлении анализа. Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления  -1 б
 Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа – 0 б

К2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 4 балла
 При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция обоих произведений не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка – 3 балла
Критерии оценивания заданий повышенного уровня сложности (5-8 предложений)
К2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена, ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено две фактические ошибки – 2 балла
К2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена, ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), И/ИЛИ допущено три фактические ошибки 0- 1 балл
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений, И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки – 0 баллов
К3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки  - 2 балла
 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок  - 1 балл
 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)-
0 баллов
 Максимальный балл – 8

Сопоставительный анализ – исследование 2-х предложенных текстов.
Сопоставлять фрагменты по одинаковым параметрам.  Проанализировать сначала один, потом другой фрагмент  И  сделать вывод.

Критерии оценивания задания высокого уровня сложности 5.1 / 5.5 (сочинение)
1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие.
 2. Привлечение текста произведения для аргументации.
3. Опора на теоретико-литературные понятия.
4. Композиционная цельность и логичность.
5. Соблюдение речевых норм.
6. Соблюдение орфографических норм.
7. Соблюдение пунктуационных норм. 8. Соблюдение грамматических норм.
 Максимальный балл - 16 (было – 13).

Минимальный объём – 150 слов, рекомендуемый – 200/250.
Менее 150 слов  - К1 – К8      0 баллов.
 К1 – 0 баллов   -   К1  – К8     0 баллов.
 Считаются все слова, написанные через пробел: «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово. Цифры и другие символы при подсчёте не учитываются: «5 лет» – одно слово.
• В теме сочинения по поэзии указано, что надо привлечь не менее двух произведений. Количество произведений учитывается по К2. Привлечено одно произведение  - К2 не более 1 балла.

К1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 б
 Сочинение написано на заданную тему, рассмотрен только один из аспектов темы, но он рассмотрен глубоко; ИЛИ сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта неглубоко, но многосторонне   - 2 б Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно  - 1 б
 Тема не раскрыта – 0 б

К2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют  - 3 б
 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки – 2 б
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки
 1 б
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 б
К3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 б
 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий 1 б
 Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий  - 0 б
К4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов  - 3 б
 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 б
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается  -  1 б
 В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 б
К5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок  -  2 б
 Допущено три-четыре речевые ошибки  - 1 б
 Допущено пять или более речевых ошибок -  0 б
К6. Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки -  1 б
 Допущено три или более ошибки – 0 б
К7. Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1б
 Допущено три или более ошибки – 0 б
К8. Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки – 1 б
Допущено три или более ошибки – 0 б
Максимальный балл за сочинение – 16

Текст для анализа (демоверсия 2023 года)


ИНСТРУКЦИЯ
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
 Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(- ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
 Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.

Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

Для проводящих экзамен!
РАЗРЕШЕНО:
• Пользоваться орфографическим словарем
• Полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики

Спецификация КИМ ОГЭ 2023 г.: «Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги.

При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Во время проведения экзамена должны быть обеспечены равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена».

Для педагогов!
В кодификатор включено Приложение 1 «Перечень основных терминов и понятий, актуальных для ОГЭ 2023 года по литературе».
 ; В целях удобства использования термины и понятия сгруппированы в смысловые блоки, перечисленные в алфавитном порядке.

Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы.
Перечень поэтов и стихотворений и носит открытый характер: в КИМ могут быть включены поэты и стихотворения, не названные в кодификаторе.
 
В часть 2 экзаменационной работы могут быть включены темы сочинений как по названным в кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи произведения не названы в кодификаторе.
Экзаменуемый может привлекать произведения 1990–2000-х гг., писателей новейшей отечественной литературы, которые  могут быть не указаны в кодификаторе).
По  разделам 2 (русский фольклор) и раздел 8 (зарубежная литература задания в КИМ не формулируются, НО  экзаменуемые могут привлечь указанный литературный материал для ответов.

Перечень основных терминов и понятий, актуальных для ОГЭ 2023 года по литературе:
Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление, лирическое отступление.
Ремарка. Автор и читатель. Литературная критика. Авторская позиция. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе.
Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст.
Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
Жанры литературы: очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма, комедия, трагедия; баллада, басня, поэма; лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма.

ПРАКТИКА выполнения заданий 1.1 и 1.2.
Текст
Мы остались глаз на глаз.
Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться.
— Чему ты усмехаешься? — спросил он меня нахмурясь. — Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.
Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком — было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».
— Кто же я таков, по твоему разумению?
— Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, — сказал он, — чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?»
— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Пугачев задумался. «А коли отпущу, — сказал он, — так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?»
— Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, — сказал он, ударя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит».
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.
Задание 1.1

Кому, с Вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?
        1)Тема отрывка из   романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина - показать, как герои,  находясь в сложной ситуации,  делают нравственный выбор, что позволяет отнести роман к лироэпическому произведению. 2)Данный фрагмент (часть 7, «Незваный гость») важен для понимания того, что человек на протяжении всей жизни отвечает за свои поступки, предпочитая добро или зло. 3)Как не потерять честь,  совесть, находясь в стане врага, и выручить любимую – вот проблема, которая волнует писателя.
        4)Разговор с глазу на глаз (у А.С. Пушкина – «глаз на глаз») предполагает,  что состоится,  скорее, дружеская беседа,  доверительная и честная, между героями романа:  «Непритворная весёлость», с которой она начинается,  показывает, что автор убежден: все кончится хорошо.
      5)«Самозванец» пытается показать свою волю: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу» - Пугачев помнит добро и, думаю, убежден,  что Гринев человек, который имеет убеждения, не способен на предательство. 6)Уважение, с которым относится «сам великий государь», к пленнику,   доказывает: человек чести,  Пугачев сделал свой выбор давно, а Гринев, воспитанный на завете отца,  давший присягу офицера («чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою»), правдиво отвечает: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». 7)Сложность позиции офицера заключается в том, что, считая Пугачева «мошенником», «бродягой», «обманщиком», уверен,  что Пугачев – человек справедливый, он поймет: они не враги, тем более, что Гринев пришел просить помощи в освобождении Маши.
        8)Два человека,  оказавшиеся по обе стороны  баррикад, не могут изменить своим идеалам: они выбирают «правду»,  автор тоже сделал выбор: даже в самой страшной ситуации, когда нужно сделать шаг навстречу жизни или смерти,  нужно оставаться человеком честным, способным понять и принять другую точку зрения. 
        9)Фрагмент  насыщен словами, определяющими высоконравственную суть героев: «непритворная веселость», «помиловал», «добродетель», «усердие»,  «чувство долга», «слабость человеческая», «вера и правда», «добро», «правда»,  «искренность», миловать», функция изобразительных средств – «ключик» к пониманию характеров героев. 10)А.С. Пушкин  наделил любимых героев такими качествами,  что сделать выбор для них не представляло труда: Пугачев отплатил за добро Гриневу, а Гринев не отступил от своих нравственных принципов. 11)Смысл, заложенный автором романа, – найти общечеловеческое в бунтаре Пугачеве и офицере Гриневе.

11   предложений,  332 слова. 
Пробуем дать оценку заданию согласно критериям.
Критерии.
К1. Соответствие ответа заданию.
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения- 2 балла.
К2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют. – 2 б
К3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки – 2 б
Максимальный балл – 6
Внимание!  Требования к объему ответа, по моему мнению, не укладываются в 3-5 предложений.

Задание.
1.1- 1.2  Развёрнутые рассуждения: о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы и др.
Максимальный балл – 6

Задание 1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?
         1)Прием контраста – это не только средство выразительности, раскрывающее характеры героев,  но и средство образования самого текста, что  докажу на примере отрывка из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава 8,  лироэпический роман).
         2) Противопоставляя героев романа, их монолог, автор подчеркивает их сходство и различие.
Пугачев принимает важный и таинственный,  утверждает, что «человек, который вывел … к умету, был сам великий государь…», но   Перт Гринев отказывается  признавать «бродягу» государем, считает его мошенником. Один герой утверждает, - другой отказывается. Противопоставление позиций, подчеркивающее непримиримость.
         3)Укоряя Петра, Пугачев применяет слова «ты виноват» - «я помиловал тебя». Эти антонимы – прием контраста, они подчеркивают, что герои словесного поединка противостоят друг другу.
         4)На вопрос: «Обещаешься ли служить мне с усердием?» - Гринев отвечает: «…тебе служить не могу». Это уже признание неотвратимости столкновения.
         5)Внутренний конфликт автор обозначает словами «чувство долга» - «слабость»; «Восторжествовало» - «слабость человеческая».
         6) Завершение разговора царского офицера и мятежника («отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья»; «Казнить так казнить, миловать так миловать») проявление уверенности участников диалога.
         7)Автор подчеркивает непримиримые противоречия каждого героя и обоих, подчеркивая контрастные детали в их характерах, столкновение позиций. Соединяя слова – противопоставления, можно обнаружить, что прием контраста, форма и способы его выражения являются средством образования всего текста.
Около 190 слов