Герцен с цитатами и комментариями

Рок-Живописец
Изо: вершина уже освещена солнцем и я опять бегу за ангелом



Герцен

 "Былое и думы":
Сколько не листал, ничего не среднего не встретил - со Львом Тихомировым ("Тени прошлого") не сравнить. Хотя Герцен вполне нормальный, не псих.... - а Тихомиров, со своей стороны, как идеолог тоже ни разу не интересен...

П .С.2:
В этот раз "Былое и Думы" вполне понравились - прямо, настоящий писатель. Чувствуется натуральный и честный "золотой век", не лживый и химерический "серебряный". Только для "золотого века" он был "средний"... Но мыслей действительно маловато... В итоге, ни писателем, ни мыслителем не стал, застрял где-то посредине? Был просто хорошим человеком, но это не профессия? Вроде бы, не было никакой страсти в нем, никакой яркой особенности. Вроде бы, слишком уж правильный  (как Бердяев какой-нибудь?!) Всё видит и понимает, но ничего особенного не делает, не  мыслит, не чувствует. Не вождь, не герой, а частный человек. С природой был связан - и это любого делает человеком, "золотым веком", но потом уехал на запад, в города - и к городским идеям, от которых одна только болезненная скука... Все эти революционеры - заведомая мразь... Сам Герцен, по-моему, никаким революционером не был, а лишь желал европейского прогресса, сначала либерального, потом социалистического, а скорее обоих сразу... За всё хорошее, против всего плохого... Зачем-то русскую общину назвал "социализмом", причем считая, что благодетельствует - по мне, только испоганил таким названием, сразу колхозом запахло... Не любил, кстати, добролюбовых, революционную мразь, видел, что от них исходит только наглость, демагогия и насилие.
"мы невольно узнаем переднюю, казарму, канцелярию и семинарию по каждому их движению и по каждому слову" - а ведь до семинариста Сталина было ещё далеко!

Кстати, я почему-то думал, что он из каких-то немцев - но это совсем не так! Его настоящая фамилия должна была быть Яковлев, но он был незаконнорождённый и потому ему придумали фамилию...

„Когда бы люди захотели, вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать, — как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества!“ - да, лучше спасать себя, чем мир - но ещё лучше вовсе не спасаться, а просто жить и помогать другим. А то от этой замечательной фразы эгоизмом и катастрофизмом пахнет... Воспалённые люди вечно то мир словесами "спасают", то себя за волосы куда-то тащат...

„Без равенства нет брака. Жена, исключённая из всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.“ - в жопу равенство, ничего благородного в равенствах нет, только уравниловка (хотя тогда была совсем другая ситуация - слишком большое неравенство людей) А общность интересов, конечно, необходима, как и любовь (что не отменяет необходимости кому-то заниматься хозяйством и прочим, причём не всегда поровну)

„Всего меньше эгоизма у раба.“ - вот честно: как только вижу  изм, так сразу ничего не понимаю. "Эгоист думает о себе"? А кто не думает о себе?! Такого бреда просто не может существовать.  И раб или рабочий, конечно же, ровно столько же "думают о себе". Скорее какой-нибудь богач может стать беспечным, увлечься богатыми внешними возможностями и меньше думать о себе...

"Надо иметь силу характера говорить и делать одно и то же" - сильные характеры делают и не говорят, а слабые говорят и не делают. Если и говоришь и делаешь, то у тебя обычный средний характер, и не очень понятно будет даже то, что именно ты говоришь... (А для меня слово - это дело, потому что у меня новые слова... Болтать то, что до тебя говорили миллионы и при том, всё время одно и то же - это совсем другое)

„Мы лжём на словах, лжём движениями, лжём из учтивости, лжём из добродетели, лжём из порочности; лганье это, конечно, много способствует к растлению, к нравственному бессилию, в котором родятся и умирают целые поколения, в каком-то чаду и тумане проходящие по земле. Между тем и это лганье сделалось совершенно естественным, даже моральным: мы узнаем человека благовоспитанного по тому, что никогда не добьёшься от него, чтоб он откровенно сказал своё мнение.“ - ну, в чаду и тумане находятся только больные, алкаши и наркоманы. Или если загружен проблемами, делами, долгами, страстями... И наша "ложь" - это только лавирование. Ведь мы не знаем какой-то особо ценной правды, с которой было бы жалко расстаться. А в городе целые толпы народу - если не лавировать, получится слишком много столкновений... Вообще, любой город - это модернистское место, а любой модернизм упраздняет понятия добра и лжи и ставит вместо них понятия красоты и уродства, прогресса и отсталости...

„Вся нравственность свелась на то, что неимущий должен всеми средствами приобретать, а имущий хранить и увеличивать свою собственность… Человек… сделался принадлежностью собственности; жизнь свелась на постоянную борьбу из-за денег.“ - а когда и где было иначе, если была перспектива что-то приобресть и увеличить?

„Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.“ - полного счастья нет с несчастьем, ага. Но и море во время летней тишины скорее будет скукой, чем счастьем. Вообще, покой - это одно, счастье - это другое; счастье - это когда в твоей душе цветут сады, когда в твоих снах летают птицы, когда по причине любви масло особого блаженства  проникает в душу... И есть ещё понятие благодати - например, после бани; она более достижима, а почти и не хуже... (Хотя если редок покой, то и он может быть почти что счастьем)

„Человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя.“ - ненастоящий социалист! (Хотя для любимых ближних даже больше, чем для себя стараешься)

„Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков.“ - если нет любви, то с бабами вообще вредно общаться,  сплошняком повалят грязь, проблемы и скука. Есть любовь? - появится бог, нет любви? - вылезет дьявол... (причем, сама баба, может, и не поймет разницы и будет только хлопать глазами)

„Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных.“ - антисемитизм?! Тонкие намеки на толстые обстоятельства...

„Религия – это главная узда для масс, великое запугивание простаков, это какие-то колоссальных размеров ширмы, которые препятствуют народу ясно видеть, что творится на земле, заставляя поднимать взоры к небесам.“ - и искусства - колоссальных размеров ширмы, и науки, и что угодно. Фасады наших домов - тоже такие ширмы... Сам же чуть выше искал счастья в покое - а все покои за ширмами...

„… любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, — логика чувств и страстей коротка.“ - пропустил слово "бабских"! Кстати, в любовном настроении предмет любви запросто может меняться, если прежний тебе не отвечает взаимностью (по себе сужу) 

„Вера в Россию - спасла меня на краю нравственной гибели.“ - что, уже начинал колоться?! (В 19 веке нетрудно было верить в Россию, а вот ты попробуй поверить в неё в 21-м... Всё очевиднее, что все прежние европейские страны и народы медленно уходят - вместе с крахом теории непрерывного прогресса, вместе с растворением в мигрантах и друг друге...)

„Я молчу, потому что не хочу смешивать петербуржское правительство с русским народом. Я никогда не скрывал моей ненависти к первому и никогда не скрою моей любви ко второму.“ - всегда любил Хрущева, Горбачева и Путина, всегда ненавидел народ, голосующий за Ельцина, Навального, Сталина... И его Александр Второй - неплохой царь; да и все цари, собственно, были неплохие и проблема была вовсе не в них... Она  в слишком огромных размерах страны - это неизбежно порождает чрезмерно тяжеловесную власть и в межеумочном положении между востоком и западом - это порождает разброд и шатание. Ну, и северный тяжёлый, резкий климат очень сильно влияет и никакими царями или парламентами его не исправить...

„Все религии основывают нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.“ - а попробуй залупиться  на какого-нибудь Шекспира или Эйнштейна, результат будет не лучше... Источник рабства не в религиях, он в самих людях. Бабы, например, это прирожденные рабыни (и всё их обучение, как правило сводится к запоминанию, кто "великий" авторитет, а кто только "известный" - чтобы не перепутать, у кого отсасывать в первую очередь, у кого во вторую, а кто за отсос должен ещё и  приплачивать...) И при этом мы все знаем, что большая часть мужиков - подкаблучники, т.е. рабы рабынь!!!!

„Главная цель жизни - это сама жизнь, каждый день и каждый час являются целями для самих себя, а не средствами другого дня или другого опыта.“ - бабочка-однодневка

„Я всё время холеры пил самые крепкие бургонские вина, ел много говядины с перцем и солями, не давал никак себе долго голодать — и не ел за раз много и был совершенно здоров.“ - но о любви к России, наверное, мало вспоминал... Вообще, такой образ жизни мог понравиться и закрепиться! "Холер" много и их все надо чем-то запивать, глушить...

„Нельзя дать внешней свободы больше, чем ее есть внутри.“ - вот, он и сам понимает. Если молишься измам, государствам, религиям, искусствам, наукам, прогрессам, революциям и так далее, то не надо пускать пузыри и трепать слово "свобода"...

„Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение.“ - попытался переплюнуть Евангелия, но неудачно,  слюна завернула на грудь. Если ты оправдываешь зло врага, то ты сам становишься как он, а это вовсе не обязательно и не нужно! Мое понимание врагов не обязано быть оправдательным. "Не ведают, что творят" (так Иисус прощал врагов) - это не оправдание. Тем более, всех ли врагов он прощал? И бесконечно ли... "Отойдите от меня все делатели неправды". Надо быть всё-таки врагом достойным прощения - и тоже способным прощать... Просто надо не разжигать, а тушить лишнюю вражду и стремиться понять противоположные мнения - и без всяких подвигов... А то может получиться примирение по принципу: "ты говно и я говно, ты недавно, я давно - вступай в наши говенные ряды! Давай вместе лохов окучивать!" (Герцен тоже не ведал, что творил и писал! Но вот ему я, конечно, прощаю...)
Врагов надо стремиться понять - чтобы можно было решить, стоит прощать или нет.... Взять, например, жидобандеровцев - у них тоже есть свои доводы и я их вполне понимаю - но не прощаю ни разу...

„С той минуты, когда младенец, улыбаясь, открывает глаза у груди своей матери, до тех пор, пока, примирившись с совестью и богом, он так же спокойно закрывает глаза, уверенный, что, пока он соснет, его перевезут в обитель, где нет ни плача, ни воздыхания, — все так улажено, чтоб он не развил ни одного простого понятия, не натолкнулся бы ни на одну простую, ясную мысль. Он с молоком матери сосет дурман; никакое чувство не остается не искаженным, не сбитым с естественного пути. Школьное воспитание продолжает то, что сделано дома, оно обобщает оптический обман, книжно упрочивает его, теоретически узаконивает традиционный хлам и приучает детей к тому, чтоб — они знали, не понимая, и принимали бы названия за определения. Сбитый в понятиях, запутанный словами, человек теряет чутье истины, вкус природы. Какую же надобно иметь силу мышления, чтоб заподозрить этот нравственный чад и уже с кружением головы броситься из него на чистый воздух, которым вдобавок стращают все вокруг!“ - прекрасно сказано, сейчас так не могут говорить, ещё  больше потерян вкус природы...

 „Только труд даёт душевное здоровье — упорный, бодрый труд.“ - только здоровый бодро трудится! ...Труд всем хорош и жаль, что практически всегда бесполезен, ведь нам ума и доброты не хватает, чтобы делать по настоящему полезные дела. А кроме того, от труда устаешь - и начинается обратный ход и даже нездоровье. Это как похмелье...

„То делается нашим, что выстрадано, выработано; что даром свалилось, тому мы цены не знаем.“ - только ради "нашего", своего мы готовы страдать и трудиться. Если на нас сваливается то, о чём мы не мечтали, чего не хотели сделать своим, то, конечно, мы это не ценим..

„Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти – то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем.“ - "трудных вещей нет, просто мы слабаки, слабых вещей нет, просто мы силачи"

„Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна.“ - если честно, особо не сталкивался ни с законами, ни со взятками. Я не бизнесмен и не чиновник....

„Европа идет ко дну оттого, что не может отделаться от своего груза, в нем бездна драгоценностей, набранных в дальнем опасном плавании,-у нас это искусственный балласт, за борт его - и на всех парусах в широкое море!“ - большевик?! Упоминаемое "дно" - это как раз выбрасывание драгоценностей. У нас оно случилось, да и во многих других местах, где были первая и вторая мировые войны...

„Сознаётся в вине только сильный. Скромен только сильный, прощает только сильный… да и смеётся сильный, часто его смех — слёзы.“ - и сильный в чем-то виноват?!  "Был слабым, виноват"... В чем сильный, насколько сильный, в сравнении с кем сильный или слабый - во всем этом любой силач утонет. Или заплачет, неудачно рассмеявшись. И разные ли это люди, сильный и великодушный, например? Могут быть и разными, ведь разнообразие жизни очень велико...

„Мы вовсе не врачи — мы боль.“ - вы - болезнь; не только боль, но опухоль, сломанный сустав, понос и сыпь, и что там есть ещё... Мама, мы все тяжело больны; и врачи больны в первую голову - на такой-то болезненной работе...

„Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при каждом шаге вперед.“ - да, каждый вчерашний день стирается напрочь... И мы не всегда знаем, что из проживаемого сейчас удастся вспомнить через годы. Может, на этом месте будет черная дыра?

„Я нисколько не боюсь слова «постепенность», опошленного шаткостью неверным шагом разных реформирующих властей. Постепенность так, как непрерывность, неотъемлема всякому процессу разуменья.“ - революционные власти всё поторапливают, а консервативные всё замедляют - а степенных почти и нет, мы же не секундная или минутная или часовая стрелка, вечно всё опошлим и не справимся...

„Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.“ - эту фразу хорошей не назову, очень уж глупая-с...

Ладно, конца и края наверняка нет всем этим достаточно обычным разговорам