Говорящий танец, 1 и 2части

Михаил Быстров -Павлов
                ГОВОРЯЩИЙ  ТАНЕЦ
Тематика:
1.  Две основы в происхождении танца.
2.  Динамика эмоций.
3.  Переживание и со-переживание.
4.  Коллективность и индивидуальность.
5.  Происхождение жестового общения.
6.  Форма универсальных жестов.

Первая причина развития танца – солнечная (коллективная).
Все мы знаем, что в жизни людей (да и прочей земной живности) Солнце играет очень большую роль, может быть даже главную. Оно даёт Земле Свет – источник жизни, энергии и тепла. А ещё Солнце создаёт чётко наблюдаемую периодичность;  усиливает элементы первичного конфликта между жарой, теплом и холодом;  гармонично, вместе с дождём, регулирует жизнь природы – и, всем этим, стимулирует первичное развитие разума, развивая востребованность к наблюдению, сравнению и анализу.

Но для древнего человека главным в Солнце было тепло. В жарком климате это почти не заметно, а при изменении климата в сторону похолодания Солнце становится основным объектов внимания. К его появлению готовятся, занимают возвышенности, влазят на деревья, переживают – появится или нет. И когда Оно приходит, все возбуждаются, выражают радость звуками и жестами, и(!) делятся своей радостью с теми кто рядом.

Основным отличием человека от животных является повышенная эмоциональность, являющаяся первым (а возможно и главным) фактором в развитии разума. Это, кажется, доказывается и нейродинамическими опытами – эмоция усиливает энергию сигнала и выводит его за пределы «тропы привыкания».
 Развиваются эмоции в коллективе, но при условии существования конфликтов, и чем конфликтов больше, тем лучше они развиваются. Преодоление конфликта создаёт положительные эмоции, не-преодоление – отрицательные. У человека конфликтность повышена потому, что: а) он общественно- стадное существо; б) у него повышенная сознательная память (дополняющий конфликт между подсознанием и сознанием); в) длительная беременность, постнатальный период(длительная опёка малышей) и пубертат (половое взросление); г) у него есть руки,  увеличивающие вариативность общения.
Будь все эти признаки поотдельности, человека в истории никогда бы не произошло, но совмещение их в одном существе дало качественный скачёк. Здесь, конечно, можно спорить о взаимоотношении причины и следствия, но это другая тема.
Усиление эмоций почти всегда сопровождается усилением энергии всего организма, и он требует выхода этой энергии – чаще всего в виде движения. У обезьян (и у предка человека) эти движения должны были совершаться в виде прыжков и махов руками, что и явилось прообразом Танца.

Вторая причина развития танца – эротическая (парная).
Нам известны свадебные танцы птиц, животных, рыб и насекомых –  от примитивного обхаживания, до подношения подарков и, даже, исполнения сложных «па-де-грас». Это древнейший инстинкт всего живого, так как земная жизнь основана на парных взаимоотношениях, а пара – это уже коллектив (хотя и минимальный) а он всегда требует общения. Точнее тогда, когда требуется продолжить род. Без общения, хотя бы минимального, тут никак и, начинаясь с химических сигналов, он постепенно переходит на звуковые и зрительные (жестовые).
Учёные говорят, что до 80% информации мы получаем за счёт зрения, поэтому жестовое общение вовсе не случайно.
 Если солнечные танцы можно исполнять с каждым его восходом, то эротические, хотя и тоже связаны с солнцем, но имеют  более продолжительную (сезонную) периодичность. Пока человек зависел от сезона, эротические танцы были сначала общественными, из чего развились праздники (фиесты, фестивали, карнавалы) которые всегда заканчивались разделением на пары.  А когда сезонность перестала играть для человека основную роль, общественные праздники стали уже не столь актуальны.   

Первые звуки, развившиеся ещё у обезьян, можно разбить на три категории – боевые, нежные и промежуточные. Боевые – громкие, диафрагмально- грудные, с максимально открытым ртом и демонстрацией зубов (лающие – ааа, кай-кай, каw-гхаw). Нежные – тихие, носо- горловые, с закрытым ртом, тональные (мурлыканье – мрр-мрр, а_а-а). Промежуточные – боевые предупредительные (урчание при еде), нейтрально- общительные (ууу, хо-хо, ммм), визгляво- подчинительные (иии, мии-мии, ай, ой).

А вот происхождение названий скорее всего было авторитарное, т.е. зависело от авторитета субъекта (индивида), вожака, вождя. Например, он взял палку и кого-то ударил, тот воскликнул «ай!», в следующий раз вождь берёт палку, смотрит на кого-то, тонально- вопросительно произносит «ай?» - нарушитель предупреждён, а вид полки приобрёл звуковое значение. А так как подражательность в обществе очень высока, то все члены племени постараются произносить это слово, в точности подражая  вожаку.
Или, например, вожак трогает свою самку, смотрит на другого самца и угрожающе произносит «ма» - не тронь, а племя это понятие расширяет до «моё», появляются два значения, которые постепенно уточняются и начинают различаться. А при дальнейшем наблюдении и общении, это слово может ещё принять значения «самки и матери».
В любом обществе, хоть древнем хоть цивилизованном,  возникновение новых слов тоже инициирует какой-нибудь авторитет. И чем авторитет сильнее, тем большее распространение получит это слово.

Примерно так же развиваются и жесты – угрозы, силы, предупреждения, нежности (замах, кулак, напряжение бицепсов, демонстрация объятьев); а потом и конкретных предметов (молоток, топор, удар, крыша, шалаш, солнце, дождь, зверь, добыча, гора, дерево, река).
Часто жесты сопровождались звуками. Звуки и жесты постепенно сортировались, принимая наиболее удобную форму. А вскоре к ним присоединились первые музыкальные инструменты – деревянные барабаны и ксилофоны.   
Любопытство – это один из основных инстинктов. Благодаря ему существа познают мир. Поэтому появление и развитие звуков, звуковых значений, пения и музыки существут и благодаря любопытству тоже. Хотя может существовать и практическая польза – пугать хищников. Однако, учитывая дальнейшее развитие музыки, эта практическая польза не могла иметь серьёзного значения.

С самых давних времён эротический танец мог успешно совмещать общественный с парным, а его основной целью было показать свои достоинства и рассказать о них. И здесь на первое место выходит жестовый танец, так как он, с одной стороны, сохраняет традиционную скромность, а с другой – позволяет бахвалиться сразу всем участникам, никому не мешая.

Современный жестовый танец (индийский) излишне переполнен специальными жестами, которые могут понять далеко не все. Видимо он возник в условиях высокой сакрализации. Однако большинство танцоров применяют более простые и всем понятные жесты, на которых мы и остановимся.

Большинство жестов создаются руками. Это и понятно, потому что рука, во-первых, самый подвижный орган;  во-вторых, самый вариативный – пальцы, ладонь, кулак, предплечье, плечё, плечевой пояс;  в-третьих, она освобождена от постоянной нагрузки (ноги постоянно поддерживают тело). 
Другие органы (ноги, тазовый пояс, торс, живот, голова и шея) применяются меньше, и могут иметь как самостоятельное значение, так и вспомогательное.
Первыми мы рассмотрим жесты которые можно выполнить одной рукой, причём обе руки должны научиться делать их одинаково. Показ идентичного жеста двумя руками говорит об усилении или особом внимании.
Сокращения: т.с. – тыльная сторона ладони;

1.  Нет. //Руки – открытая ладонь с растопыренными пальцами, тыльной стороной к себе, на уровне пояса (доброжелательное нет), повыше пояса (твёрдое нет), уровень груди (активное отрицание), на уровне груди с резким выдвижением вперёд (угрожающе- предупредительное), то же с поводкой пальцами в сторону и вниз (презрительное).  Голова – лёгкая поводка в сторону и обратно (а), две-три поводоки (б,в), легкий наклон головы вперёд (г), лёгкий наклон головы вперёд и в сторону (д).  Нога (опорная) – в лёгких случаях приподнимание на пальцах с лёгким выдвижением колена вперёд и внутрь; (г,д) отведение ноги назад. //
2.  Не подходи. // Жесты (1) с покачиванием вперёд или жесты (1) двумя руками. //
3. Не уходи. //Ладонь ребром вниз, может быть направлена в сторону объекта, чуть в стороне, пальцы свободны, но не растопырены, при тех же уровнях. //
4. Да. // Руки – открытая ладонь, пальцы свободны, тыльная сторона наружу, уровень пояса (нейтральное да), далее уровни те же в согласии с эмоциями. //
5.  Я. // Руки – ладонь открыта, пальцы свободны, тыльная сторона наружу, короткое прикосновение кончиками пальцев к груди (нейтральное я), двойное прикосновение (утвердительное я), или «да я» (4-5).
6.  Ты. // Руки – исходное п.5, направление ладони на собеседника (мягкое ты), пальцы, кроме большого, сведены (твёрдое ты).
7.  Он. // Руки – исходное п.6, направление на присутствующее третье лицо, направление вверх и в сторону (отсутствующее лицо).
8.  Много, Множественное число. // Руки – ладонь ниже пояса, полусогнута, тыльной стороной (т.с.) вверх, все пальцы сведены вместе «голова змеи» (тесный коллектив, ограниченнее множество), резко приподнимается и разворачивается т.с. к себе, с одновременным раскрытием ладони и разбросом пальцев (просто общество); («голова змеи» относится к исходным, часто встречающимся знакам, означает соединение, тесное общение, узел; делается соединением всех пальцев, большой в самом низу, четыре других расположены квадратом).//
9.   Мы, Вдвоём, Пара. // Руки – исходное п.8, но при развороте руки выбрасываются только два пальца.
10. Вы, Они. //п.6,8 и 7,8. // 
11. Мало. Меньше. // Фиксация раскрытой ладони с превращением в голову змеи направленной вниз;  Один (ед.ч.), Двое – раскрытие одного или двух пальцев из головы змеи. //
12. Каждый. // Исходное «голова змеи», небольшое поворачивание в сторону при  раскрытии одного пальца три раза. //
13. Множество, Очень много. // Исходное «много», но повторяется 2-4 раза (можно при неполном закрытии ладони). //
14. Доброжелательность. // Руки – пальцевая часть раскрытой ладони прикладывается к сердцу (может делаться любой рукой).//
15. Приветствие. // Руки – исходное п.14, с последующим разворотом ладони вверх не отнимая от сердца (ребро ладони касается груди или немного отодвинуто, или отодвинуто больше). //
16. Прощание (до свидания). // Руки – п.14, но ладонь разворачивается т.с. вверх.//
17. Показ идентичных знаков обеими руками говорит об усилении или об особом внимании к вопросу.  При тренировке можно одновременно показывать два разных знака, если они дополняют друг друга. Но начальный этап тренировки предполагает симметричные движения сразу обеими руками.
18. Человек. // Руки – прямая ладонь направлена пальцами вверх на уровне плеча, ребром к собеседнику;  то же с полусогнутым одновременным покачиванием четырёх пальцев (человек говорит); то же с покачиванием пальцев вразнобой (человек болтает); то же с потиранием большого пальца о другие (человек говорит жестами) –!не путать со знаком «деньги» (потирание большого пальца о другие на уровне пояса).//
18.  Люди. // Можно показать обеими руками – человек и много. //
19. Я не хочу иметь с тобой дел // сжатый кулак, большой палец снаружи, главное чтобы большой палец был хорошо виден.//
20. Я хочу иметь с тобой дело. Я хочу с тобой дружить. //п.19, большой палец внутри.//
21. Я тебя люблю. //п.14 (доброжелательность), с последующим покачиванием ладони вверх- вниз).//
22. Я хочу тебя обнять. Я обнимаю тебя (виртуально). //Ладонь ложится на плечё (прижимается к плечу, можно делать обеими руками скрещёнными).//
23. Страдание. Душа болит (понятия души и сердца иногда различаются, а иногда сливаются). //Раскрытая ладонь с растопыр. пальцами прижимается к груди, потом покачивается вверх- вниз. Я страдаю без тебя – страдание с покачиванием вверх-вниз знака «ты».//
24. Знак вопроса. Я спрашиваю. // Знак человек, с полусогнутыми пальцами и покачиванием всей руки (согнутой в локте) вверх- вниз.//
25. Сожаление. //п.23 без покачивания, с чуть наклоненной вперёд головой. С замиранием танца и более наклоненной головой – Соболезнование. // 
26. Мы семья. //Знак множ. ч. с последующим прижиманием к сердцу или груди знака дружбы (кулак с большим пальцем внутри; или то же со знаком любьви) – знак кулака с закрытым пальцем может иметь более эротический смысл (семья- пара) чем просто знак любьви.//
27. Мы любящая пара. //п.26, но со знаком пары.//
28. Взрослый человек. //Кулак с направленным вверх оттопыр. большим пальцем, примерно на уровне груди. То же, но с пальцем направленным вбок, т.с. вверх – ребёнок (уровень высоты показывает его рост).//
29. Мальчик. Мужской род. //Знак ребёнок с переворачиванием кулака в другую сторону, тыльной стороной (т.с.) вниз (можно обойтись без знака ребёнок).//
30. Девочка. Женский род. //Знак ребёнок с переворачиванием полураскрытой ладони и прижати к ладони полусогнутого большого пальца – «лодочка» (знак ребёнок можно не применять).//
31. Беременность. //Знак ребёнок, около живота (может применяться мужчиной при рассказе о женщине).//
32. Большой (знак человек с согнутыми под прямым углом пальцами, выше уровня плеча).  Высокий (поднимание чуть выше головы знака человек).  Маленький (раскрытая ладонь с соединёнными пальцами, на уровне пояса, т.с. вверх. Низкий (то же при ладоне опущенной на вытянутую руку). 
33. Толстый (рука с ладонью полусогнуты, ладонь ребром вниз, отодвинуты от тела вперёд и вбок). Тонкий (то же, но рука прижата к телу).
34. Пространство (большое). Широкий. Узкий. //Рука – широким жестом поднимается вверх и в сторону, ладонь свободно раскрыта. Узкий – полусогнутая ладонь на уровне пояса или немного ниже, большой палец противопоставлен другим, но не касается показывая малое расстояние.//
35. Время. Бесконечность. //Ладонью или пальцем в воздухе описывается знак, похожий на «скрипичный ключ» в любой ориентации (время) или «восьмёрка» (бесконечность, совмещение пространства- времени).//
36. Движение. Скорость. Ускорение. //Проводка ладони горизонтально перед собой (движение); то же, но с более быстрым возвращением (скорость); то же, но при возвращении рваные горизонтальные движения (ускорение).//
37. Я иду. //Знак Я и горизонтальная поводка двух колеблющихся пальцев – «походка».//
38. Я плыву. //Знак Я и горизонтальная поводка колеблющейся ладони.//
                Продолжение следует

                Танец – часть 2.

39.  Здесь. Близкий. Там. Далёкий.  //Здесь: знак «низкий» и сразу ладонь указывает  вниз и чуть в сторону рука с прямой ладонью, т.с. вверх (не путать с командой «на колени, к ноге, рядом» - прямая ладонь указывает не в сторону, а перед своими ступнями).  Близкий: знак «здесь» повторённый два раза.  Там:  ладонь начинает делать полукруг и машет в сторону, т.с. вверх (не путать с «он» где ребро ладони направлено вниз). Далёкий: знак там повторённый два раза.//

40.  Общий. Частный. //Общий: голова змеи повёрнутая вверх (т.с. вниз). Частный: то же, с ракрытием колеблющихся пальцев.//

41.  Тяжёлый. Обязанность. //а)рука со слабо согнутым кулаком (т.с. вниз) поднимается до плеча и делает движение как бы набрасывающее лямку на плечё, торс делает слабое движение сутулости; б)после знака «а» идёт знак «человек» (18).//

42.  Лёгкий. Безответственность. //а)конечный элемент знака «тяжёлый» и сразу кисть отбрасывается в сторону на уровне плеча и раскрывается, т.с. внизу; б)после знака «а» знак «человек» (18).//

43.  Новый. Модный. //а)движение полусогнутой руки от пояса полукругом  наружу, на конечном этапе т.с. внизу; б)после «а» - «человек» (18).//

44.  Старый. Традиционный. //а)движение руки обратное 43-му (полукруг снаружи внутрь к поясу; б)то же – человек.//

45.  Свет. Луч. Солнце. Освещать (глагол). День. //а)ладонь над плечом, т.с. вниз, пальцы свободно раскрыты чуть согнуты, колеблется вправо- влево; б)после «а» пальцы собираются вместе, прямая ладонь сгибается по отношению к руке и указывает вперёд, т.с. вверх; в)»а» над головой; г)»б» пальцы с ладонью описывают полный круг один или несколько (! Любой полный круг означает работу, отглагольное действие); д)»а» с двойным- тройным приподниманием всей руки вверх.//

46. Темнота. Тень. Луна. Затемнять. Ночь. //а)ладонь над плечём пальцы вниз, т.с. вверх, колеблется; б)после «а» идёт 45-б (пальцы могут быть направлены несколько вниз); в)»а» над головой; г)пальцы из «а» собираются вместе, спускаются на уровень груди и делают круг;  д) «а» колеблется вверх- вниз.//

47.  Тишина. Шёпот. Слушаю. Вслушиваюсь. //а)голова поднимается, смотрит вперёд и немного вверх, ладонь прикладывается к уху (за ухо, ребром наружу; б)голова чуть поворачивается в сторону (ухом вмерёд) ладонь прикладывается к уху; в)голова смотрит прямо, ладонь прикладывается к уху, отодвигается и прикл-ся вновь; г)голова чуть поврачивается в строну и чуть наклоняется вниз, ладонь два-три раза приклад-ся к уху.//

48.  Звук. Шум. Гром. Грохот. //а)ладонь кратко закрывает ухо; б)ладонь закрывает ухо, пальцы открывают и закрывают (при основании ладони остающемся на месте); в)голова немного наклоняется вперёд, ладонь закрывает ухо; г)голова сильнее наклоняется, ладонь закрывает ухо.//

49.  Работа. Активность. Увлечённость. //а)вращение на полный оборот (описывание круга в воздухе) любым знаком; б)несколько вращений; в)несколько вращений и знак «человек».//

50.  Прямой. Ровный. Кривой. //а)проведение рукой и ладонью перед собой прямой горизонтальной линии (прямой- горизонтальный) и вертикальная линия (прямой вертикальный, отвесный) или наклонная линия (наклонный, покосившийся); б)знак «а» туда и обратно; в)крупная волна перед собой;

51.  Длина (длинный). Расстояние. Измерение. //а)показ рукой «косой сажени» (рука направлена к противоположной ступне, как бы проводит в воздухе прямую линию с нижней точки до плеча и ведёт далее вытягивая руку вверх и в сторону, примерно 30 град. от вертикали); б)знак «а», но при движении пальцы дотрагиваются до груди и плеча. в)знак «а» и в верху кисть описывает круг.//

52.  Сила. Власть. Слабость. //а)рука сгибается сбоку немного выше плеча, демонстрируя бицепсы, кулак сжат; б)знак «а» с подниманием кулака над головой; в)знак силы с последующим раскрытием расслабленной ладони и направление её вниз.//

53.  Внутренность. Ядро. Невидимое. Суть. //а)поднятие ладони на уровень головы, с кратким сжатием кулака; б)знак «а» с двойным наклоном кулака вперёд; в)ладонь прячется за голову (пальцы касаются затылка); г)знак «ядро» (б) с последующим знаком «человек».

54.  Внешность. Поверхность. Наряд (одежда). //а)рука согнута на поясе, с поводкой всего предплечья перед телом до лица (вверх- вниз), т.с. наружу; б)знак «а» два раза; в)знак «а» с последующим перебором пальцами по одежде при движении их вдоль пояса.//

55.  Стены. Пол. Потолок. //а)поводка предплечьем почти до полного сгибания руки вверх- вниз, ладонь выпрямлена, пальцы вместе, ребро ладони вниз, ладонь направлена вперёд, и сразу такая же отмашка вбок; б)поводка предплечьем перед собой, от пояса примерно на 90 градусов, т.с. вверх; в)поводка перед собой предплечья от пояса, с забросом ладони над головой.//

56.  Дом. Коттедж. Усадьба. Шалаш. //а)ладонь описывает в воздухе шалаш на уровне груди, или двумя руками показывается шалаш; б)п. «а» поднимается до головы; в)вертикально рисуется шалаш, а горизонтально описывается круг; г)п. «а» с последующим знаком низкий (маленький).//

57.  Природное. Искусственное. //а)ладонь направлена вперёд, т.с. вверх, поднимается змейкой вверх; б)то же, но поднимаясь описывает вертикальные круги.

58.  Гора. Скала. Камень. //а)в воздухе рисуется знак дом, но колеблющейся ладонью; б)начало то же, но из высшей точки рука резко опускается вниз; в)начало то же, но в верхней точке пальцы как бы хватают вершинку и отделяют (ладонь сжатая в кулак переворачивается т.с. вниз).//
59.  Растение. Растущий. Трава. Цветок. //а)колеблющаяся ладонь от пояса поднимается до плеча и переходит в знак «свет»(45-а); б)то же, но в самом начале движения вверх ладонь описывает небольшой вертикальный круг; в)то же (а) но начинается из знака «низкий» (32); г)знак «бутон» (голова змеи повёрнутая вверх) поднимается от пояса и распускается в пять лепестков (пальцы расходятся) – для уточнения можно продолжить знаком свет (45-а).//

60.  Кустарник. Куст. Дерево. Лес. Сад. //а)ладонь показывает уровень пояса, т.с. вверх, с переходом в «растение» (59-а); б)знак «растение» переходящий в «высокий» (32); в)то же (б) но добавляется «очень» (очень высокий – поднимается два-три раза (колеблется вверх- вниз); г)колеблющаяся ладонь поднимается вверх, переходит в знак «высокий» а потом в знак «много» (разбрасывание пальцев, ладонь направлена вперёд); д)совмещение знака «б» с знаком «искусственный» (57).//             

61.  Дождь. Ручей. Река. Вода. Озеро. Море. //а)ладонь поднята на уровень головы или выше, т.с. вверх, потряхивание свободно опущенными пальцами; б)знак «дождь», после которого колеблющиеся пальцы спускаются по наклонной; в)то же, но более плавно колеблется вся ладонь; г)знак «дождь» с переворачиванием ладони в «лодочку»; д)то же, с небольшой горизонтальной поводкой «лодочки»; е)то же, но с более широкой поводкой.//

62.  Степь. Луг. Болото. Пустыня. //а)знаки «трава» и «широко»; б)знаки «трава» и «вода»; в)то же, но знак воды как бы переносится через кочку туда и обратно; г)дрожащий знак «солнце» с поводкой в сторону.//

63.  Плод. Плоды. Ягоды. //а) ладонь т.с. вниз, кончики пальцев упираются в большой между фалангами (не путать с «бутоном»); б)то же со знаком много (ладонь открыта к зрителю, раздельные пальцы пошевеливаются); в)из «а» пальцы раскрываются и снизу щупают гроздь винограда, перебирая ягоды но не срывая.//
64.  Срезать (сорвать). Отрезать (оторвать). //а)знак «цветок» с выпрямление ладони, т.с. внизу, короткая поводка «срезание цветка»; б)рука движется с внешней стороны внутрь, ладонь т.с. вверх, четыре пальца противопоставлены большому, как бы ограничивая объём длинного тела, а дойдя до груди ладонь поворачивается ребром вниз и с поводкой вниз «отрезать», а с продолжением резкого движения пальцев вбок «отделить».//

65.  Сделать (построить). Я построю нам дом. //пальцы сжимаются, но не плотно, а как бы охватывая рукоятку инструмена, направленную примерно под 45 градусов к горизонту – и в таком положении рука очерчивает в воздухе два вертикальных круга; б)знаки я-построю-мы-*-дом (* - неопределённое притяжательное – свободно раскрытая ладонь несколько вытягивается вперёд, т.с. вниз, как бы захватывает что-то сгибая пальцы вверх и притягивая их к плечу (руке, груди).//
                Продолжение следует