Жребий

Арнольд Малыгин
Октябрь 1980 года.
До места своих охот я сначала добирался на попутных машинах, если это было возможно, а потом пешком. Шёл от одного до нескольких дней. При Советской власти почта доходила до самой отдалённой, маленькой деревеньки, самолётом, автомашиной, по воде почтовым катером, аэросанями зимой. Главное, нужно было договориться с водителем.


В этом году мой охотничий сезон начинался на новом месте. В конце сентября весь свой охотничий провиант перебросил к месту охоты от дороги на себе.  Для этого пришлось сделать три изматывающие ходки. Ни дороги, ни тропинки до того места, где я установил свою первую палатку не было. Берёшь предельный груз на свои плечи и, напрямую, по нехоженой тайге, несёшь его к первому месту стоянки, на речку, которая течёт с Севера на Юг. Если угадаешь в вершину небольшого ручья, который впадает в мою речку, то половину пути идёшь по нему точно к палатке. Если проскочил эту вершину, приходиться идти напрямую. Главное не сбиться с общего направления на Запад, всё равно выйдешь к речке, где установлена моя палатка.

В этот раз меня подбросил водитель почтовой машины. Путь был наш далёкий, и к месту моей высадки подъехали под вечер. Была первая половина октября. Охота на соболя открывалась с пятнадцатого числа. Вышел из машины, поблагодарил водителя и углубился в лес. Со мной две собаки. Полуторагодовалый Мишка, подающий большие надежды, и его мать Найда, отличная соболятница.

 В это время года погода неустойчивая, часто дует ветер, идёт снег. Вот и сейчас, сначала шёл мелкий снег, потом стал падать большими хлопьями, подул сильный ветер. Он шумел в кронах деревьев, стряхивал с ветвей осевший на них снег, хотя внизу, среди деревьев дуновение его не очень ощущалось. Зато снег и с деревьев, и с неба падал, кружась, и определить точно, откуда дует ветер, чтобы сориентироваться по нему было невозможно. К тому же начало темнеть.


Мне приходилось бывать в лесу в различных переделках и идти по ночному, зимнему лесу не составляло ни какого труда. В данном же случае определить страны света я не мог. На небе, звёзд не видно, деревья облеплены со всех сторон снегом, он мельтешит с разных сторон. Блудить же по лесу мне не хотелось. Оставалось одно, ночевать в лесу, и дожидаться утра. Дело это знакомое, главное подобрать подходящее место, да был бы хороший топор. Нашёл сухое дерево, расчистил снег для костра, наломал сухих веток, уложил их определённым образом, чтобы они вспыхнули от первой спички. Топором начесал с дерева дополнительно сухих, крупных щепок.Осталось разжечь костёр. Для этого у меня всегда припасена береста, она никогда не отсыревает и горит отменно. Достаю бересту, коробок спичек, пытаюсь достать спичку. Но, что это? Пальцами нащупываю спичку, а внутри коробка какая-то сыпучая масса. Я вначале опешил, но потом догадался, что это соль.
 
Осенью ездили за ягодами. Жена высыпала из нового коробка спички и насыпала туда соли. Просто и удобно. Так часто делают. Во время перекуса на природе подсаливают варёные яйца, свежие помидоры и огурцы. У нас спички хранились в большой коробке, штук пятнадцать, двадцать. Коробок на вид новый, спичками не чиркнутый, по ошибке его кто-то в общую коробку и бросил. Я же вытянул себе этот коробок в виде жребия.

 Вот так фокус, подумал я. Без костра не просидишь на месте всю ночь, а слоняться в темноте без ориентиров тоже нельзя. В такой ситуации некоторые люди теряются и делают необдуманные поступки. Пытаются идти, начинают плутать, и совсем уходят не туда куда нужно. У меня оставался один выход, или попытаться как-то разжечь костёр, или ходить вокруг дерева, чтобы не замёрзнуть и не уходить далеко от этого места.

 В голову приходят различные мысли и полезные и авантюрные. Вспомнил, что от выстрелов в лесу случаются пожары. Думаю надо попробовать выстрелить и от тлеющего пыжа разжечь костёр. Вряд ли от войлочного и картонного пыжа, что-то получится. Поэтому я достал патрон, извлёк из него дробь и пыжи, а на порох уложил скомканную бумагу. Произвёл выстрел, но нужного эффекта не получил. Бумага только почернела, но не затлела. Мне оставалось только одно, ходить вокруг дерева, чтобы не замёрзнуть и никуда не удаляться. Ждать рассвета и не блудить зря. Если же перестанет идти снег, небо очистится от облаков, и будут видны звёзды, то идти, ориентируясь по ним.

 
По зимнему лесу можно путешествовать. На белом снегу видно кусты, деревья, можно осторожно обходить их. Чем крутиться вокруг дерева, лучше потихоньку передвигаться, были бы ориентиры. Решил немного пройти, и найти подходящее дерево. Продираясь через березняк, получил хлёсткий удар по лицу, оттянутой веткой. Из глаз искры посыпались. Остановился, пережидая острую боль. Пока стоял, вспомнил, что у меня в рюкзаке должен быть компас. Хотя я им редко пользуюсь, но всегда беру на всякий случай с собой. Вот этот случай и состоялся. Подождал, пока утихнет боль и достал компас. Но тут меня опять, и на этот раз, постигло разочарование. На белом циферблате была видна вращающаяся тёмная стрелка, а какой конец Южный, какой Северный не видно. Положил его за ненадобностью в карман.


Пока стоял и приходил в себя, мелькнула мысль, что один конец стрелки имеет выступы, как у заострённого конца стрелы от лука и указывает на Север. Решил разобрать компас и пальцами нащупать выступы на конце стрелки и двигаться в нужном направлении. Я так обрадовался этой мысли, что мне даже весело стало. Достаю компас. Отломал от ветки, что хлестнула меня по лицу, прутик толщиною в спичку. Этим прутиком отжал пружинки в корпусе компаса. Снял верхнюю часть компаса вместе со стеклом. Достаю стрелку, щупаю концы, а выступа нет. Вот тебе раз! Такая надежда была, и она пропала.

Вспомнил, что на кончике северного конца стрелки должна быть капля краски. Щупаю пальцами кончики стрелки, но не ощущаю ничего. Пальцы у меня грубые, ничего не чувствую. Тут приходит мысль, что языком может быть, обнаружу её, язык то чувствительный. Трогаю языком концы стрелок, и, о счастье, нахожу каплю. Обрадовался, что я догадался этому, вышел из положения.

 Дальнейшее моё продвижение заключалось в том, что я периодически доставал компас, определял языком нужный конец стрелки и выбирал правильное направление. Настроение у меня поднялось, на душе было весело и удовлетворённо от того, что я выпутался из этого щекотливого положения и продвигался к своей цели.


Собаки мои рыскали где-то в темноте, появлялись и опять исчезали. Далеко, в стороне нашли сохатых и начали облаивать, но мне было не до сохатых. Один раз наткнулся на спящих глухарей, и они с громким хлопаньем крыльев, вылетели у меня из-под ног, задевая крыльями ветки деревьев, и скрылись, улетая в темноту.


Шёл, ориентируясь таким способом, и поглядывал на небо. Должно же оно проясниться. Столько уже часов иду. Хоть бы несколько звёзд увидеть. И на самом деле, появились разрывы туч, сначала небольшие, а потом всё больше и больше. Наконец на мгновение появилась Полярная звезда. Я сразу же определил нужное мне направление. Природа, как бы проверила меня на прочность и находчивость, сжалилась надо мной и постепенно начала налаживаться.Ветер дул с меньшей силой, снег переставал падать, небо прояснилось, избавляясь от туч. Я спрятал компас в карман и шёл уже уверенно, ориентируясь по звёздам.

Любой путь когда-то приходит к концу. Вот и я, к четырём часам утра, вышел на свою речку недалеко от палатки. По речке уверенно дошёл до неё, растопил печку, попил чаю, залез в спальный мешок и уснул сном праведника.