ТЭД-21. Вожатая рванула электрический тормоз...

Иван Варгатый
Огромная кривая на 268-м километре была затянута предрассветным туманом. Он горел неоновым пламенем в первых лучах солнца и разлетался облачками из-под колёс электровоза. Обычно машинисты смотрят на туман безо всякой радости — не только смотреть вперёд мешает, но и колёсам не даёт вгрызаться в рельсы.

Однако во главе нашего скорого стоял огромный мощный ЧС8. Заказанный в Чехословакии с советским размахом — под 32 вагона, он шутя затаскивал 17 вагонов днепропетровского на подъёмы Приднепровской возвышенности. Вот и сейчас мы взяли очередной бугор — с Фундуклеевки аж за Сосновку, сейчас небольшая передышка — и снова вверх.

Можно проверить реостатный тормоз — пока он был не особо нужен, однако скоро Знаменка, за ней — затяжной спуск с Пантаевки в Користовку. Там «реостат» бы очень пригодился, придержать 17 «коробок»... Машинист аккуратно взял в жменю рукоятку, придавил её на себя и отпустил через секунду. Справа от рукоятки манометры исполнили хитрое па, следом нестройно подскочили амперметры и локомотив словно споткнулся.

— Ни черта «реостат» не отрегулирован, как всегда...

Один из амперметров завалился куда-то за 1,2 кА, другой не показывал и полутысячи. Плавности торможения нет, будем спускаться в Користовку по старинке — на ЭПТ, электропневматическом тормозе. Тут уж почти всё зависит от состава, но у восьмидесятого скорого тормоза всегда отличные.

Не в пример какому-нибудь 84-му мариупольскому, где ЭПТ обычно выключается сразу после пробы, ибо его почти не чуешь, да и автотормоза шалят. А в спину нам дышит необычно бодрый — порожняк везёт — ВЛ80Т, у него тоже ни реостатного, хотя должен быть, ни ЭПТ, который грузовым не положен...


Что ж, бросаем рукоятку от себя, «реостат» разобрался, уже пора набираться — впереди очередной раунд боя «возьми Чернолесскую». Сейчас за Цыбулёвым подъём будет страшный, если там встанет грузовой — то уже сам не тронется. Страшный, но не для нас!

А в Кемеровской области уже близился полдень. Вроде тоже лежит двухпутка, электрифицированная переменным током, вроде тоже вокруг красивая холмистая местность, вроде тоже у состава хорошие тормоза — только состав массой не тысячу тонн, а две с половиной, и вагоны не пассажирские, а контейнеровозы, да и электровоз — не иномарка ЧС8, с его тихой удобной кабиной, а кондовый ВЛ80Р.

Кабина мелко дрожала от изнывающих в своём вечном вое вентиляторов и подрагивала на стыках. Что на машине ехать Великим сибирским путём, что поездом — всё одно: сплошные горки да повороты. Очередная горка осталась позади, голова поезда уже вовсю несётся вниз. Пора придержать коней...

По мановению тормозной рукоятки переморгнули лампы «Т» и «Р», запустился пятый вентилятор, штурвал небрежно брошен в угол. Теперь машинист аккуратно крутит его назад, по сантиметрам перебирая обод пальцами. Наконец амперметры осторожно выглянули из-за нулей — джоули потекли из двигателей вверх, в трансформатор. Оттуда часть их растекалась по мотор-вентиляторам самого электровоза, рычала гармониками в обмотках, часть возносилась в контактный провод и пыталась помочь встречному ВЛ85 взять подъём.

Тот возмущался кривому подобию синусоиды, которую вырабатывала «эрка» — волны тока были больше похожи на колотые дрова. Но «бык» и сам не без греха — он спешно грыз полуволны своими тиристорами, отхватывая макушки со спинками, превращая выработанную Саяно-Шушенской ГЭС идеальную волну с примесью дров «эрки» в неровные барашки берегового наката. Поэтому 85-й сердито рычал трансформаторами, но ел, что дают... Братья-электровозы обменивались энергией.

"Вожатая рванула электрический тормоз". Кто не помнит эту фразу из «Мастера и Маргариты»? Только тот, кто не читал сей неоднозначный роман. А кто не знает, как работает этот самый тормоз? На самом деле — очень многие. Кто-то думает, что водитель «врубает задний ход».

Кто-то думает, что электрический тормоз — длинные «грузила», висящие между колёс трамвая. Но чаще всего электротормоз работает иначе, хоть крайне редко и встречаются варианты с торможением «задним ходом», хоть и крайне редко — об этом ближе к концу статьи. А «грузила» называются магниторельсовым тормозом или просто рельсовым.

Статья целиком — на Дзене:

https://dzen.ru/vivan755

 — в разделе Общее оглавление канала — Оглавление цикла «ТЭД».