Учебники трёх уровней

Ольга Щербакова 3
   В 1988 году мне посчастливилось побывать в командировке на слёте клубов творческой педагогики «Эврика», он состоялся с 5 по 9 ноября в Краснодарском крае в курортном городке Анапа. Перед Всесоюзным съездом учителей в Анапе был образован Союз творческих педагогов.
   Организационные вопросы занимали на слёте большую часть времени, поэтому обмен педагогическими идеями и находками начинался после ужина и заканчивался ежедневно примерно в 3-4  часа ночи. Но спать в это время не хотелось. Новые педагогические идеи волновали и радовали.
    Итак, первая педагогическая находка – «ИДЕЯ  ТРЁХ  УРОВНЕЙ». Её автор Дайнеко Владимир Иванович. В чём суть этой идеи?
   Испокон веков школа ориентировалась на среднего ученика.  Это  крайне безнравственно. Ведь, не учитывалось, что все дети разные и запоминают они один и тот же материал по-разному. А значит, ребятишки усваивают информацию урывками, кто сколько сможет, без логических связей между изученными понятиями.
   Нам же необходимо, чтобы человек получил целостное миропонимание. Факты – не самоцель, а, ведь, именно они наполняют и поныне наши школьные учебники. Всё вперемежку и важное, и неважное!
   «Нынешние учебники, - говорил в своём выступлении В.И. Дайнеко,- как каша с гвоздями, её не съешь полностью, потому, что мешают гвозди, которые хочет – не хочет, может - не может, а ученик должен пережёвывать».
   «Главное , - подчеркнул Владимир Иванович,- это ЦЕЛОСТНОСТЬ  КУРСА. Но как её достичь?» Вот, что предложил В.И.Дайнеко:
   Содержание учебника должно быть разделено на три уровня.
   Самое основное, что нужно знать каждому. Это основное и относится к 1 уровню.
   2-й и 3-й  уровни –  дополнение к основному.
    «Рассмотрим,- предложил Владимир Иванович,- на конкретном  примере:  среди нынешних учеников кто-то станет гуманитарным деятелем, кто-то естественником, кто-то учёным химиком…
    Но сейчас они все вместе изучают один и тот же предмет, н/р  химию… 
   На 1-м уровне изучается то, что даёт возможность понимать мир в целостности. Т.е. СУПЕР- МИНИМУМ, который позволяет представить цельную картинку.
   Те, кто не интересуется химией, читает только то, что касается 1 уровня. В учебнике этот уровень отмечен определённым цветом. Например, красной линией или звёздочкой.
   Если прочитать материал только 1 уровня по всему учебнику , не читая то, что относится ко 2-му и 3-му  уровням- логика науки химии не нарушится.»
   Слушая новатора, мы убедились, что
1) «ИДЕЯ  ТРЁХ  УРОВНЕЙ» основана на уважении к личности каждого человека.
«Ведь, мы,- говорил Дайнеко,- признаём за человеком право выбирать и тем самым РЕЗКО СНИМАЕМ ПЕРЕНАГРУЗКУ».
2) Кроме того, общество удовлетворяет, что те, кто учит 1-й уровень , имеет полную, целостную систему знаний о мире.  Ведь, 1 уровень- это тот СУПЕР-МИНИМУМ, не знать который нельзя.  Учебник трёх уровней даёт возможность изучить и запомнить в первую очередь САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ!
    И ещё ценность учебника трёх уровней в том, 2-й уровень является как бы ВЫТЯЖНЫМ ПАРАШЮТИКОМ. Установка: кто хочет, тот читает 2 уровень, ведёт обычно к желанию всё-таки познакомиться с тем, что дано во втором уровне. И тогда может оказаться, что дополнительная информация интересная и понятная. Появляется стимул читать не программный материал. А это же, просто, здорово!
    Как же создать СУПЕР-МИНИМУМ по каждому предмету, не включая, конечно, литературу?
    Дайнеко предложил рассмотреть все темы программы по данному предмету. Продумать: какие из них войдут в СУПЕР- МИНИМУМ. Какие убрать, но так, чтобы не была нарушена логика данной науки.
    Закон «ЛОГИКА  НАУКИ  СТРУКТУРИРУЕТ  МАТЕРИАЛ 1 УРОВНЯ» - должен быть основным.
    В  Ижевске, в Асаново многие учителя заинтересовались учебниками трёх уровней. А учитель русского языка из самого Ижевска Блинова Елена Рудольфовна создала такой учебник по своему предмету.        Владимир Иванович Дайнеко  напечатал   учебники трёх уровней по неорганике и  по неорганической химии.
    А нам очень хочется , чтобы учебники трёх уровней как можно скорее появились в наших школах.
    На слёте опять-таки вечером нам удалось посмотреть уроки- панорамы приемников Лысенковой, Давыдова, Шаталова, элементы  урока-панорамы  Рафа.
    Учительница из Оренбурга рассказала, как использует с успехом на занятиях сценические игры, упражнения на развитие речи и внимания.
    Можно рассказывать бесконечно и всё равно не передашь всего, что мы узнали на слёте творческих педагогов нашей страны. Из творческой командировки мы вернулись с огромным желанием работать творчески!