К столетию Республики Бурятия

Валентина Перевозникова
        Из истории   станции Гусиное Озеро.
  Десять лет моего педагогического стажа (с1966 года  по 1976 год)  я жила и работала в школе на станции Гусиное Озеро  Восточно – Сибирской  железной дороги, расположенной в Селенгинском  районе Бурятии.
  Станция  была построена до Великой Отечественной войны  рядом с селом Тамча,  и все объединенное поселение стало единым жилым поселком Гусиное Озеро. Хотя для понимания места жительства  в народе осталось название Тамча. 
    В то время  Гусиное Озеро была большой узловой станцией. При въезде на станцию можно было видеть большое количество паровозов, стоящих  на  площадке в консервации. Эти паровозы хранились на  случай новых военных действий. К сожалению, мировая обстановка всегда была напряженной. И всегда СССР  был «лакомым куском» для Запада, и не только для него.
   Основным предприятием на станции было большое депо. Оно владело немалым количеством тепловозов и паровозов. В его штате работало, по моей памяти, более тысячи человек разных профессий и специальностей. Для успешной работы депо  функционировали  службы, которые обеспечивали жизнедеятельность и депо, и поселка. Эти организации отвечали за бесперебойную работу энергетики, связи, отопления, отличного состояния железнодорожных путей, то есть всего того без чего не могла работать железная дорога. Каждая  организация в названии имела свою аббревиатуру: например  ПЧ-путевая часть, по которой коротко называли предприятие.
   В составе  ВСЖД находились все вспомогательные предприятия, обслуживающие  железнодорожников. Это  средняя школа-интернат №92,  вечерняя школа,   больница: поликлиника и стационар, детские сады, магазины, клуб, столовая.   Коллективы этих предприятий получали  такие же льготы железнодорожного транспорта, что получали работники основных производственных предприятий. Например: ежегодный  бесплатный проезд по железным дорогам СССР, бесплатный проезд до города Улан-Удэ.
    Кроме железнодорожных предприятий там работали и другие организации районного подчинения: Рыбзавод, Лесхоз,  Почта, Ателье,  Начальная школа и Детский сад, Амбулатория. Административные вопросы  поселка решал Сельский совет, поэтому  жители поселка редко ездили в районный центр. 
   Я хочу описать  «кусочек истории» станции Гусиное Озеро, как ее непосредственный житель.
     На станции  я начала работу в вечерней школе  учителем математики. Эта школа, как и дневная школа,  подчинялась  Отделу учебных заведений ВСЖД, поэтому они работали в одной связке: в одном помещении, с одним и тем же коллективом учителей. В тот период программа обучения населения грамотности осуществлялась  очень активно.     Каждый гражданин должен был обязательно иметь восьмилетнее образование. За этим следила школа, администрация поселения: на учете был каждый ребенок до его совершеннолетия. По окончании восьми классов ребенок  делал выбор: учился дальше в школе, техникуме или училище. Некоторые начинали работать и продолжали обучение в вечерней школе или учились заочно в техникумах.
    В поселке  жила еще небольшая группа взрослых, которая не имела даже  восьмилетнего образования. Для этого случая в Отделе образования  было организовано ускоренное обучение и  разработана программа, по которой  желающие могли за два года освоить азы обучения с шестого по восьмой  класс. Это было сделано  для того, чтобы человек  все-таки  мог  получить  хотя бы среднее образование. Такая группа в школе была и успешно прошла ускоренное  обучение.
    Основная масса учащихся вечерней школы были        старшеклассники; им нужен был аттестат о среднем образовании  для дальнейшей, успешной жизни. Трудное время переживали «вечерники»: нужно добросовестно отработать восемь часов на предприятии, к семи часам вечера быть на уроках с выполненным домашним заданием. Большинство из них были семейными людьми, для которых  семейные обязанности не отменялись.  В этом случае,  женщинам, повышающим образование, особое восхищение!  Этот народ очень старался учиться, приходя  в школу, четыре раза  в неделю на пять уроков. Урок в вечерней школе длился сорок минут. Иногда учащиеся просили дополнительных занятий в другие, чаще в выходные  дни.
           Руководство предприятий не чинило препятствий для «вечерников»,  поощряло учебу своих работников и всячески помогало им, устраивая  удобный график работы, или предоставляло  другие льготы. Если кто-то из учащихся принимал решение бросить «вечерку», то и учителя, и руководители предприятий старались  убедить человека, не делать  опрометчивого  поступка.  Старые фильмы « Большая перемена», «Весна на Заречной улице» правдиво отражают многие моменты жизни учащихся вечерних школ.
             На работу к этим люди мы шли с радостью: хотелось им понятно объяснить, помочь, подсказать. Иногда, по  просьбе учащихся сокращали урок или переносили его на другой день, чтобы посмотреть с ними новый фильм, послушать приехавших артистов. Проводили дополнительные занятия для тех, кто по каким-то причинам пропускал занятия. Конечно,  помогали при подготовке к экзаменам,  помогали сдать экзамены.  Знать бы тогда, что буду «описывать историю», записала бы фамилии многих «вечерников». Все-таки, единственный ученик, которого знаю всю жизнь, это мой муж, который учился в школе с девятого класса по одиннадцатый. Как говорят учителя-это мой выпускник. Муж, железнодорожник- Перевозников Геннадий Петрович работал мастером на Восстановительном поезде.
         В дневной школе обучалось по моей памяти около
    1300 детей. Я не преувеличиваю. В 1973 году в школе было
 укомплектовано  пять  (параллельных)  пятых классов,          нумеровали 5-а,б,в,г,д; численность каждого была от 35 до 40 человек.   Все другие классы тоже были   по два и более полных комплекта. 
    Я помню численность классов по простой причине. Тогда я приняла четыре пятых классах и вела (как говорят учителя) их по восьмой  класс.  После проведения контрольной работы в классах мне нужно было проверить более180 тетрадей в один день: попробуй забыть эту нагрузку! Нужно было еще написать план работы на следующий день. Кроме того у меня были ежедневные уроки в девятом классе, для которого тоже надо было проверить тетради и спланировать завтрашний урок. Такая  большая нагрузка была у каждого математика. При норме работы восемнадцать часов (уроков) в неделю, у нас было тридцать часов, так как суббота тогда была рабочей. Кроме того приходилось заменять заболевшего учителя. Такая же большая нагрузка была у литераторов, пожалуй,  и больше. У них много времени требовалось для проверки разных письменных работ.
       Не все дети понимали материал с первого раза, поэтому с некоторыми из них приходилось заниматься  отдельно  после уроков. Кроме того у каждого предметника было еще классное руководство: еженедельные классные часы, которые проверял завуч,  работа с родителями.
     Коллектив  школы был большим, по каждому предмету было несколько преподавателей, двое пионервожатых, лаборанты, технический персонал, своя бухгалтерия. Руководил школой директор и два завуча.
     Школа жила активной, насыщенной жизнью. На первом месте стояла успеваемость. Ради хорошей успеваемости постоянно учились сами учителя.  Работали  секции учителей по предметам, где обменивались своим опытом, перенимали опыт передовых учителей по В С Ж Д и по стране. Ездили на ежегодные курсы повышения квалификации  в г. Улан-Удэ,  Иркутск.
     Тогда в  стране активно действовала пионерская организация. В нашей школе работали две очень активные пионервожатые, к сожалению, помню только имя одной из них - Шарипова  Роза Николаевна. В каждом классе пионерский отряд проводил свои сборы, болел за хорошую успеваемость и активно участвовал в жизни школы.
    В школе было две  комсомольских  организации: учительская и ученическая; обе организации сообща помогали организовывать общественную работу школы. Естественно, была большая партийная организация учителей, которая также работала на благо школы. Был в школе и профсоюз учительский.
     Хорошо  в школе проводилась  спортивное  воспитание, кроме уроков физкультуры. Помню, мы классные руководители шестых классов и учитель физкультуры по весне на природе в воскресенье провели большое мероприятие. Это была военно-спортивная игра; по- моему, называлась «Зарница», где классы боролись за первое место. Мы, учителя, болея за свой класс, тоже  бегали, ползали, стреляли. Мероприятие было  интересным, правда, и мы учителя были молодыми!
   Участие учителей  в разных  внеклассных,  обязательных  мероприятиях отнимало много времени, что было не хорошо для учебного процесса и для их здоровья.  К тому же, у нас  были семьи, дети, на которых   оставалось мало  времени.  Ясно что, для подготовки  работы на следующий день, часто «прихватывали»  ночь. Однажды, глубоко за полночь, я  проверила  контрольные работы четырех седьмых   классов,    писать рабочие планы уроков на следующий день уже не было сил.   Надо было  сделать работу над ошибками  по контрольной работе, для чего на листочке для себя я  написала номера задач,  решение которых спланировала повторить. Так называемый  «Закон подлости» сработал: именно на этот урок пришел с проверкой директор школы. За отсутствие написанного плана урока я получила выговор.  Я не обижаюсь, не  жалуюсь:  это   жизнь, где всегда радости  переплетаются  с неприятностями, которых, к счастью, было меньше. 
            Разными праздничными мероприятиями отмечались общенародные праздники: «День Седьмого ноября», «Первомайские праздники». Конечно, много хлопот было  у всей школы в преддверии Нового года. Администрация устанавливала в  актовом зале красивую, нарядную елку.   Учителя со своими классами, пионервожатые  готовили программу проведения новогоднего  маскарада. Ученики с родителями готовили новогодние костюмы. Как правило, карнавалы проходили весело, интересно: комиссия определяла самые интересные карнавальные костюмы и хозяевам этих костюмов вручала призы. У меня был такой забавный случай, связанный с костюмом. Я  на скорую руку сшила себе костюм клоуна. В разгар праздника в учительской незаметно переоделась и вышла в зал. По настроению получилось  удачно изобразить клоуна.  Ученики не узнавали меня, они и не ожидали, что учительница нарядится в клоуна. Комиссия (она тоже не узнала меня) выбрала клоуна для награждения за костюм и за его приколы. У меня в планах было также незаметно уйти из зала и переодеться. Но не успела.  Пришлось выйти на сцену и открыться. Ребята бурно хлопали. На этом вечере был ребенок с младшего класса, который, очевидно, не знал, что я учительница, но запомнил меня. И при встрече со мной в школьном коридоре кричал своим одноклассникам: «Клоун, клоун идет, она была клоуном!»  Ребенок радовался, я тоже улыбалась ему. Хорошо, что у детей это слово не стало моей  кличкой.  Да, дети иногда между собой давали клички учителям.   
    В «День пионерии» 19 мая ежегодно по вечерам  на площади проводился большой пионерский костер. На это событие собирались не только все пионеры, но и взрослое население. Пионерский костер, большой праздник и символ окончания  учебного года, окончания весны: а впереди самое радостное время года - лето, отдых. Стараниями вожатых и  под руководством завуча по воспитательной работе  это мероприятие  проходило всегда интересно. Жаль,  что   пионерское движение утрачено!
   Большой пласт в работе школы отводился на  работу и общение с родителями учащихся. Надо сказать, было это общение плодотворным и полезным для всех его участников.  Родители часто помогали учителям в решении разных школьных вопросов. Подчеркну, что родители уважали учителей, как и их дети. А как иначе! С каким старанием будет учиться  ребенок, если его  мать  хулит  учителя!   Хорошая учеба нужна учителю, но в первую очередь она нужна родителям. Да, были разногласия, недовольства, ошибки  учителей, но всегда договаривались.
      В Отделе учебных заведений по  ВСЖД  наша школа была на хорошем счету. Возглавляли школу  директора: Амвросов Петр Иванович, затем долгие годы руководила коллективом Новоселова Надежда Николаевна, они были математиками.  Венедиктова Татьяна Васильевна-литератор и Копылов Анатолий Григорьевич-историк были хорошими завучами школы.
     Назову имена учителей школы, с которыми мне повезло работать. Исакова Таисия Владимировна, одна из лучших учителей школы и лучший математик! Я училась у нее  всему: проведению уроков,  работе с классом и  родителями, отношениям в семье. Любая встреча с Таисией Владимировной обязательно чему-то учила, доставляла радость. К счастью, мы дружили и семьями. Замечательный муж Таисии Владимировны Владимир Егорович, примерный семьянин, был лучшим машинистом в депо.
    Отличная   учительница, лучший физик в школе была Рябова Валентина Александровна! Она тоже замечательная женщина, мать, подруга!  Муж ее Петр Васильевич тоже был железнодорожником, патриотом своего предприятия. И Валентина Александровна и Таисия Владимировна весь свой педагогический стаж отработали в одной школе. Их уважали и любили ученики, часто навещали их, будучи сами уже взрослыми людьми. Конечно, они являются частью истории и школы, и Станции Гусиное Озеро.
  Семейные пары учителей: Мурашевы Станислав   и Зоя Васильевна, семьи Пестряковых Виктор и Галина, Пушновых Геннадий и Мария,   Копыловых Анатолий и Нина.  Учителя начальных классов: Штукарева Татьяна Матвеевна,  Костюк Антонина Ефимовна, Вознюк  Вера Викторовна. Другие учителя:  Кухмазова  Лидия Кирилловна, Рассказова Нэлли Александровна, Шульга Валентина Андреевна, Брюзгина Нина Денисовна, Доржиева Тамара Бадмаевна. Хороший лаборант, активист школы Вергеев Борис. Пусть простят меня те учителя,  чьи имена, фамилии я не помню за давностью  лет.
     Остались в памяти некоторые  фамилии школьников, добрых,  доверчивых, наивных и старательных детей. Это: Мельников Володя,  Собашниковы Саша и Надя, Емельянова Наташа,  Дорогов Сережа, Ахметов Сережа, Ефимов Андрей, Вергеева Галя. Помню Иванову Таню, Зарубину Олю (она жили в интернате), Медведевых Мишу и Наташу,  Шуменкову  Люду, Доржиева Мишу, Гордеева Сашу,  Зайнутдинова Сашу.
      В тот период на соседней станции «Селендума» работал совхоз «Облепиховый», который выращивал не только ягоду, но и овощи. В урожайные годы старшеклассники ездили на поля совхоза, для сбора овощей. В один год, помню, школьники помогали выкапывать морковь. Урожай был отменный: вес одной моркови  был более 600 граммов!
    Остались у меня в памяти фамилии  семей, с которыми были друзьями   много лет: Бухольцевы Иван Андреевич и Тамара Сергеевна, Дороговы Полина Илларионовна и Владимир, Цыреновы Михаил и Надежда, Рябовы Александр и Ольга. Также помню  добрые семьи Сериковых, Воробьевых
Стариковых, Ефимовых.  Запомнилась  мне  хорошая многодетная семья Медведевых из поселка; маму звали, по-моему, Галина, очень добрая, сердечная женщина. У меня училось ее двое детей; всегда ухоженные, старательные дети.  Помнится мне Аюрова Екатерина- отзывчивая светлая женщина. Она рано овдовела, оставшись с пятью малолетними детьми. Всегда добрая, разговорчивая, она горевала и растила детей! Вырастила хороших детей!
    В железнодорожной больнице и поликлинике  работал  хороший медицинский коллектив. В этой больнице был свой роддом, в котором я родила дочь. Очень хорошая амбулатория работала в Тамче. Я помню хороших  медиков: Адамович Марию Васильевну, Васильеву Елену Александровну. Главным врачом больницы тогда работал Шелехов Анатолий Иванович, (фамилия верная) в поселке он был уважаемым  человеком. Хорошие специалисты работали под его руководством.
         По - доброму,  дружно жили железнодорожники в тот период. Например, встреча Нового года. Друзья, собираясь у кого-нибудь в квартире, провожали старый год, встречали Новый год, а затем дружно группами шли в клуб. В клубе за общим столом, большой компанией с песнями и танцами вокруг елки праздновали наступление Нового года  часов до четырех- пяти  утра. Затем  некоторые   оставались в клубе,  другие шли домой к готовому столу, чтобы там встретить  Новый год уже по Московскому времени.  Мой дом был рядом с клубом, поэтому наша группа это событие проводила в нашей квартире. В Рождественские вечера- святки ходили по домам, квартирам знакомых, друзей, соседей, чтобы поздравить их с наступившим Новым годом. 
   Дружили между собой и с жителями всего поселка. Вот такой  пример. Поселковая организация «Лесхоз» заготавливала  лес для Японии, которая рассчитывалась за это материалами. Лесхоз выдавал их  своим работникам в счет зарплаты.  «Лесхозовцы»  эти вещи  заказывали себе и  своим  знакомым.  Таким образом,  и у нас была импортная одежда, обувь. Наценки никакой на вещи не было: тогда до этого и додуматься не могли.
   ВСЖД  для своих работников строило жилье, моя семья в 1972 году получила в новом благоустроенном доме  квартиру. Затем жильцам нашего дома были выделены бесплатно земельные участки под огороды и гаражи. Для строительства гаражей и обустройства огородных участков была оказана помощь строительными материалами и техникой. Вот радости и приятных хлопот было у нас! Мужчины группами  объединялись для строительства гаражей, огораживания участков. Много сил понадобилось, чтобы каменистую землю превратить в плодородный слой. Затем женщины   с детьми с удовольствием   занимались выращиванием овощей. Надо сказать: получали неплохие урожай  овощей, даже заполняли погреба гаражей своими овощными заготовками!
   Помню добрвх соседей: Лимоновы Галина Михайловна и Иван Иванович, Брюзгины Татьяна  Кузьминична,и ее муж Николай.
     Как же не сказать несколько слов о знаменитом  Гусином озере, на берегу которого расположен описываемый поселок!
     Во - первых, оно мою семью обеспечивало свежей рыбой: окуни, сорога.  Муж был заядлым рыбаком, у нас рыба на  столе  часто бывала в любое время года. Кроме того, ее можно было купить на маленьком рынке возле станции. Там же  можно  было купить молочные продукты, излишки продукции у жителей, имеющих свое хозяйство.
  Во-вторых, это замечательное место отдыха жителей в любое время года. Муж у кого-то приобрел лодку деревянную: мы с друзьями, с детьми получали удовольствие  от катания на воде и отдыха на берегу озера.
   Моей семье очень повезло. Во-первых, мы жили на большой узловой станции  рядом с хорошими людьми, патриотами страны! Правда, мы тогда гордились, что живем в СССР. Мы могли бесплатно раз в год ездить и ездили в любой уголок  нашей большой страны!  У нас были бесплатные проездные билеты до г. Улан-УДЭ.  Меня, заочницу  после окончания института поощрили бесплатной путевкой для отдыха  на черном море  в  Ялте.
   Как я могу сказать, что это был застойный период! Да, был у нас дефицит продуктов! Так не было проблем с ожирением, подсчитыванием калорий; не считали молоко, хлеб, яйца, сахар вредными продуктами! Зато, как радовались общению с добрыми людьми за столом, на котором стоял отварной  картофель, зеленый горошек, рыбка, хлеб и чай! Зато, как радовались покупке нового холодильника, цветного телевизора! Семьями смотрели новый фильм, « Голубой огонек» и радовались, а не завидовали новой  соседской покупке!
      Хорошего здоровья, семейного благополучия, спокойных снов добрым людям-жителям станции Гусиное Озеро!
        Вечная память жителям станции, ушедшим в мир иной!
                08.02. 2023г.   Перевозникова Валентина Борисовна.