Эссе. звонок из Азербайджана, или - так что же луч

Тамара Воронина 2
Эссе.  Звонок из Азербайджана, или - ТАК ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ?
    Звонок! что такое? ночь. Кто это? Смотрю номер Азербайджана. «Что ты?- спрашиваю- Что случилось?». Слышу рыдания в телефоне. И на ломаном русском языке объясняет. «Хаяла умерла. Дочка моя единственная, не болела. Что-то в спине схватило, привезли в больницу и там до утра не дожила. Тромб…» « Да ведь она молодая. Как это? С чего?..». « Ты же  знаешь. Ведь 20 месяцев прошло, как умер Реал-18 февраля, а 18 сентября - Хаяла». Рыдает, не может говорить. «У меня нет слов тебя успокоить. Какая трагедия. Красавец Реал ушел, какой он был  чудный. А Хаяла… она же  вас поддерживала во всем. Работала в аптеке, все необходимые лекарства приносила, поддерживала и тебя и мать. Как же Вы теперь?». «Мать от горя слегла, я тоже ничего не могу. Не знаю, как дальше жить. Я ничем не могу заниматься. Не переживу» - рыдает. « У тебя остались внуки, кто им поможет, кроме тебя? Они на тебя оставлены, поднимай их, они никому, кроме тебя, не нужны. Смотри  на них и понимай, что теперь у них есть  только ты..». «Спасибо, Тома, что ты меня выслушала, мне так плохо». « Звони, когда угодно».
     Когда он положил трубку, я оказалась в полной пустоте и тишине. Спать я, конечно, больше не могла… Я стала думать над человеческими судьбами. Что же это такое? Как в этом разобраться? Нет, нет, ничего случайно не бывает. Какая-то необходимая закономерность.  Что-то за ней кроется. И я стала разматывать этого человека, мусульманина, отца четверых детей, любящего всех и все, любвеобильного, щедрого, живущего по каким-то своим законам жизни, по каким-то своим понятиям и представлениям.  « Я же с ним хлеб ел.. Как же ему не верить?» -и точка. Приехал в Россию более 10 лет назад по делам бизнеса. Это было время открытых границ. Прилетел из Ирана, там бизнес, сюда тоже по бизнес - делам. Красивый, элегантный, весь с иголочки.. Я тоже тогда  прилетела из Греции, тоже в отличной форме. Ну что же флирт, так флирт, запретов нет. Бизнесмен, может поможет, поднять « Театр Слова» и мой уникальный проект- Семейный памятник Пушкина. Может с его помощью удастся сделать. Да. Все может быть. Проходит полгода, открываем одну фирму, потом другую, чтобы  наладить торговые отношения с Ираном. Было время Свобод, поэтому ни о чем и не задумывались. Разговаривали по скайпу и с Турцией, и с Ираном, и с Канадой, да все было легко и просто. Мы уже заручились поддержкой, все шло своим чередом. У него были Канадские  чеки. Они ,как инструмент бизнеса, должны были заполняться по мере развития бизнеса. Зарубежная система. Но мы - то из Советской страны, и у нас никогда ничего такого не было, не практиковалось. Для нас это ново. Наша страна экономически перестраивалась. Начала расцветать коммерция, для нас это новая форма. Пошли клетчатые сумки, узлы, тюки. Купи-продай, купи-продай. Покупали ТАМ, везли сюда-челночники, в общем, трудились  челноки. А тут совсем другой бизнес-оттуда-Ирана- привезем. Здесь продадим. Мы тоже были готовы перестраиваться. Челночная Россия. Менялось сознание, менялись ценности, менялся внутренний мир людей. Раз появляются владельцы с деньгами, тут же вылезает и рэкет, убийства, грабеж и, поджоги, население расщепляется, раскалывается на бедных и имущих, которые становятся богатыми и захватывают сферу влияния. Мой друг, Алиф-я выдумала ему имя - был богат и, естественно, был в сфере влияния. Был!- и все потерял. Его обошли другие, подставили подножки. И свалили. Сумели сфабриковать дело и посадить в тюрьму. Когда –то мы читали о диком капитализме у Джека Лондона, а теперь он пришел и к нам.  Мы стали в нем жить, мы стали приспосабливаться и сами как-то выживать. Звериный оскал, злоба наполняли души людей. Вот ведь какое дело, мы-то выросли в социально справедливой стране. И человеческое равенство как-то воспитывало и держало людей в законных рамках, т.к. законы – то работали. Пишу и смотрю назад. А что нам не хватало? Отвечаю: не хватало междоусобицы и битвы за влияние. Ну, теперь получили. И что же? Получили потери, удары в спину, в лицо, унижения, оскорбления стали нормой. Итак, мой друг в тюрьме и пришлось раскручивать, вытаскивать из тюрьмы. Я увидела преступную группу людей, которые строили свою собственность на захвате у другого.  Группировкой можно все, что угодно делать. И сделали. Подкуп. Деньги работали обвинителями, судьями, прокурорами, чем угодно. Заплати  и  ты прав. А у тебя нет денег, ну так ты  виновен. « Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать….» - бессмертный Крылов.. Мой друг вложил три миллиона долларов в жилой дом и потерял все. Обвели вокруг пальца, подделали документы, подкупили, кого надо  и посадили - ты еще и виноват. Они сгруппировались, а ты один. А, если ты один - ты не воин. Очень трудно было вытаскивать из тюрьмы. Кое за что  удалось зацепиться и сократить на половину срок. Продали все, что можно. Дети помогали, спасали отца. Надорвались. И началось самое тяжелое. Потери. Умер старший сын, следом за ним единственная дочь и следом жена, которая не выдержала всех этих ударов. Так нужен нам звериный капитализм, или не нужен?  Те, кто пожили в стране социального равенства, скажут, что страна Советов, пожалуй, была более справедливой, чем страна капитала. Кидайте на чашу весов и взвешивайте…. И вы точно  выберите страну, где человек был худо-бедно защищен. Потому что мы знали, что « человек человеку - брат» -основная идея нашего воспитания, и мы с этим росли и становились людьми,  и  знали, что  в этой стране можно было жить, потому что было другое общество и была защита от государства. А теперь ее не стало. А, если и есть, то все прошито коррупцией.  Человеческая справедливость закончилась, теперь в полном расцвете капиталистическая идеология : « человек человеку – враг».

Поразмышляла Тамара Воронина
 г. Екатеринбург
 2 марта 2023г.