Из жизни крокодилов

Олевелая Эм
"...так вот где таилась погибель моя..."
     < Пушкин, Песнь о Вещем Олеге >

На самом деле - не Песнь, и Олег не Вещий. Но и не тот счастливый Олег, которого опекают Оксана и Зухра. Просто себе Олег, студент в моей аудитории.

Сегодня - первая встреча, начинаем долгий трудный курс. Кто доживет до конца и пройдет лицензионный экзамен, получит... не Нобелевку, но хорошую, востребованную специальность. Светлая перспектива. Далекая.

Встреча, кстати, не первая. Первая - неделю назад. Проверка уровня подготовки: народ в аудитории разненький, кто после колледжа, кто - университетский выпускник, кто вовсе без корочек. С бору по сосенке: инженер-химик, строитель, механик, экономист. Олег как раз экономист. Давно, - говорит, - учился, 15 лет назад. Страшно сказать, сколько лет назад я училась... Ну и не говорю.
Показалось мне тогда, что Олег - выскочка. Норовит выкрикнуть ответ прежде остальных. Это мешает: я должна увидеть и оценить уровень каждого, а он тянет одеяло на себя. И в половине случаев ошибается. Привыкнут слабачки повторять за Олегом - чему научатся? Поговорила с ним в коридорчике. Не помогло.

Первая лекция.
Начинаю со святого: типы данных. Классика жанра, опорные столбы - Nominal, Ordinal, Scale Interval, Scale Ratio.
Вопросы, пример, еще пример. Все ясно? Вроде да. Можем продолжать?
Нет, Олег с вопросом.

-- Я, - говорит, - как выпускник такого-то факультета, все понимаю.
А вот если б я был... скажем, крокодилом... можно ли все это сказать в самых простых словах, понятных даже крокодилу?

Ох...
Вижу я, пане Грач, что дитё ваше просится на травку...
Щасссс!

Становлюсь крокодилом и начинаю от первого лица.
Остро ощущаю, что полутораметровый крокодил - довольно серьезный собеседник.
Аудитория подтянулась, зорко глядят.
Ничего, мои зайчики, капелька адреналина очень хороша в нашем деле.

Передо мной сидит Машенька (еще с прошлого раза замечено: милый и толковый человек), рядом - Эд (рыжий бородач под два метра), Олег - за Машей, еще куча народу повсюду, слева - два совсем молодых паренька-друза.
                Друзы - ребята интересные,
                они не просто так верят в переселение душ,
                а - помнят предыдущие воплощения.
                У них не говорят "помер такой-то, мир праху его".
                Скажут - пошел на новый круг.
                Поэтому друзы априорно крокодилов бояться не должны.
                Но - как все: плечи напрягли, к бою готовы.

-- Вот смотрю я, - обвожу аудиторию крокодильим взором, - и вижу: еда (на Машу... подобралась моя Маша, слегка побледнела. Но лица не теряет). А вот - на стол показываю - это не еда. Эд - еда. Даниэль - тоже еда. А вот проектор - нет, не еда. Что за тип переменной?
Все обьекты крокодильего внимания хором:
-- Nominal!
-- Верно. Кстати, какова область определения? А область значений? Кто-то помнит термин "дихотомия"? Сколько у нас единиц еды? Пересчитались. Олег доложил. Наконец, - говорю, - все-то мы знаем про выборку: и данные по переменной, и их частоту...

Народ дух перевел, кто-то даже конспектирует.

-- А сейчас я оцениваю степень сытности еды.
Маша - не сытная. А вот Эд - вполне. Эд покраснел, борода встопорщилась. Неожиданно тонким голосом говорит:  - ORDINAL?
-- Конечно же, молодец Эд. Назначаем Эда суперпродуктом, Олег просто сытный, про Машу уже сказали... Сытные в аудитории трепещут, несытные - кроме Маши - конспектируют.

Рассмотрели область определения, значения, частотность. Отвалились.

-- Сейчас я - жена крокодила, - улыбаюсь я. - Оцениваю Машу в 300 килокалорий...
-- Почему так мало? - обиделась Маша.
-- Ну надо же догнать, преодолеть сопротивление, сапоги вон синтетические несъедобные...
Маша едва дышит. Олег - ничего, плотоядно на всех глядит.
Я тем временем оцениваю Эда в полторы тыщи этих килокалорий. И - не ем!
Выбираю диетическую Машу, здоровее и холестерола меньше.
Эд ринулся конспектировать, Маша переживает.

Оценили всех, мальчикам-друзам назначили калорийность поменьше - они заявили, что окажут сопротивление.
-- Scale?
-- Да, конечно, все согласны.
Улыбаюсь хитро, как нам, крокодилам, свойственно.
Еще вернемся к вопросу.

Плещут воды Амазонки.

-- А теперь, говорю, и гляжу на Олега, и чую красный пламень в собственных зрачках...
-- Я уже все понял, - Олег, скороговоркой.
-- Вот и отлично, теперь пускай Олег побудет крокодилом.

Ох, рано ты, голубчик, радуешься.

-- Намечается весенний бал. Я из этого крокодила - показываю на Олега - сумочку закажу... Сумочка моя ни жива, ни мертва. - А по окончании бала сдам сумочку в ломбард. Вещь дорогая, эксклюзивная. Оценку стоимости делают в соответствии с реальной ценностью сокровища.
                Позеленела моя сумочка.
                Друзы ожили, взбодрились.

Продолжаем разговор.

- С каждым годом, после каждого бала стоимость сокровища уменьшается: потертости, замочек неисправен, из моды выходит...
                Помайся, солнце мое,
                мы тебя еще перевоспитаем,
                человеком станешь.
Религиозный парень с галерки...
                а чего, до опасной зоны далеко,
                эмоции нетравматичны,
                можно задействовать левое полушарие...
-- Верно ли я понял, что это - Scale?
-- Верно, Яир.
-- И стоимость измеряется в одной и той же валюте?
-- Да, об этом можно договориться в ломбарде...
-- И можно с ними говорить о кредите?
-- Да, молодец Яир!

Ну, продолжай же, - смотрю с надеждой, - ну, хоть кто-нибудь, пожалуйста!

Машенька, ласточка моя, встрепенулась:
-- Что-то не так, ребята, что-то недостаточно определено... Вы чувствуете разницу? Кредит - это в долг...
-- Овердрафт, - печально вздыхает аудитория, а умница Маша продолжает:
-- Калории ведь всегда положительны? Пища не может быть энергетически отрицательной?
                Темнота отступает со скоростью света -
                это очень заметно,
                когда человек напряженно думает - его лицо освещено.
-- И смотрите, порция - любая... держит в кулачке эту порцию... - а если взять скажем вдвое больше, - поднимает два кулачка, - это всегда окажется вдвое больше, как бы я ни измеряла, в калориях или как-то иначе...
Закричали, замахали руками: это же Ratio!
                Засветились все лица.
                Видно, как доходит - свет идет потоками отовсюду.

-- Ирэна, верно?
Отворачиваюсь. Сами думайте. Чему-то я вас сегодня научила.


Картинка из интернета. Выскочила на запрос "крокодил выбирает добычу".


П Р И М Е Ч А Н И Я

*** с ч а с т л и в ы й    О л е г ...
представляю, как лет через 15 (когда нынешние сервера отправят в переработку, и новое поколение займется зачисткой интернет-хлама нашей современности), спросит Робот-Сын у Робота-Отца:
        -- Папочка, что означают коды "Олег", "Оксана" и "Зухра",
        нечто количественное или качественное?
        -- Нечто низкокачественное, сынок, - ответит Папа крошке-Сыну, -
        это из эпохи допробирочного воспроизводства пра-био-роботов,
        так называемых "людей".
        И в пример приведет последний нестертый стишок-пирожок, вроде:
            олег женился на оксане она на кухне у плиты
            а если б на зухре женился то у плиты была б зухра
       
*** т и п ы   д а н н ы х:  N o m i n a l
Среди уймы моих знакомых у некоторых родной язык русский, у других - иврит, английский, испанский, арабский. Румынский есть. Итальянский. Французский у многих. У двоих - амхарский. Греческий у пары десятков. Чешский. Немецкий. Идиш иссякает - с уходом самых любимых.
Круг моих знакомых очень велик.
Как это собрать, записать, анализировать? Как с этим жить вообще?
        Долго и счастливо:
        проведите частотный анализ,
        запишите относительную частоту -
        в моем случае, например,-
          50% русскоговорящих,
          10% англоязычных,
          15% франкофонов,
          пестренькая рубрика "прочие" - смесь религий и язЫков:
             одинокая синтоистка,
             парочка буддистов,
             бахаец,
             несколько десятков мусульман,
             множество христиан по всему спектру...
        А нафиг мне эта информация?
        А например - какие праздники в гугле шарить,
                на каком языке поздравления писать