В чём покаялась Германия

Наталья Иванова 26
Германия известна как страна, которая покаялась в своих военных и расовых преступлениях. И этим она вызывает восхищение у всех остальных стран. Германию ставят в пример, хвалят её, гладят по головке, как покорно повинившееся дитя.

После войны в Германии была проведена денацификация, правда, она прошла со множеством нарушений даже  буквы закона, потому что на многих важных постах работали бывшие члены НСДАП – партии Гитлера. Возражающие в смысле «а где было взять других людей, если на режим работало большинство населения»? -  формально правы. Если в стране практически не было движения сопротивления, кроме случаев, которые можно пересчитать по пальцам, конечно, они правы.

Но нарушалась не только буква закона, но и его дух. Имя одного из участников сопротивления – Клаус Шенк граф фон Штауфенберг. Он совершил одно из неудавшихся покушений на Гитлера, тут же был схвачен и казнён. Вдова графа после войны обратилась в социальное ведомство за помощью, потому что у неё не было средств к существованию. В этой помощи ей было отказано, с обоснованием, что она является вдовой предателя и государственного преступника  – после войны. Зато ветераны вермахта и СС такую помощь получали беспрепятственно.

Но всем известно, что Германия покаялась. Каждый немец знает фотографию, на которой канцлер ФРГ Вилли Брандт стоит на коленях перед памятником погибшим евреям варшавского гетто. Произошло это событие в 1970 году, то есть 25 лет спустя после войны. Через 25 лет после окончания войны канцлер Германии от лица Германии впервые попросил у кого-либо прощения за преступления нацистского режима. Факт сам по себе примечательный.

В каждом немецком городе есть памятник погибшим евреям. Есть такой и в Ганновере. Он стоит в центре,  рядом с оперным театром, и у него проводятся мероприятия, посвящённые памяти погибшим во Второй мировой войне. Есть в Ганновере ещё один памятник недалеко от Машзее – рукотворного озера. Он посвящён замученным в Ганновере во время войны жертвам из Советского Союза. Это были главным образом не военнослужащие – это были в основном люди, согнанные в Германию в качестве бесплатной рабочей силы – в качестве рабов. У этого памятника собираемся 9 мая мы – русскоязычные жители Ганновера, но никаких официальных мероприятий здесь не проводится.

На уроках истории в немецких школах тема Второй мировой войны ограничивается темой Холокоста, называнием союзников, освободивших Германию от нацизма – это США и Великобритания, и упоминанием Советского Союза в связи с массовыми изнасилованиями немок советскими солдатами. Ещё школы устраивают поездки в Берген-Бельзен – бывший концлагерь недалеко от Ганновера, в котором погибло очень много евреев, в том числе Анна Франк – девочка, написавшая книгу о том, как её семья пряталась на чердаке в Голландии. Эту книгу издал после войны отец Анны, найдя листочки её дневника.

Конечно, Германия покаялась. Вопрос только: в чём? Германия покаялась в преступлениях перед евреями, признав Холокост не только трагедией, что правда, но назвав его единственной трагедией. Никакие 27 миллионов погибших от рук нацистов  жителей и военнослужащих Советсткого Союза нигде не упоминаются. Этих жертв для Германии не существует.

Конечно, есть политики, взывающие к совести нации, к её исторической памяти, например, Сара Вагенкнехт. Но Сара – восточная немка, а в ГДР история изучалась по другим учебникам. Восточные немцы до сих пор знают, кто и какой ценой освободил Германию от нацизма, а западные немцы об этом понятия не имеют.

Германия покаялась? Да. Она покаялась в одном страшном преступлении, но каяться в другом отказалась. Странное какое-то покаяние: здесь каюсь, здесь не каюсь, здесь памятники вижу, там не вижу, об этих жертвах слезами обольюсь, а о других даже не вспомню. Является ли половинчатое раскаяние раскаянием? Раскаяние либо есть, либо его нет.  А что есть? Есть шоу, спектакль – на потребу толпы: нате вам, только отстаньте от нас. И ещё есть очень большая ложь, которая в годину испытаний вся вылезла наружу – страшная, омерзительная и такая же человеконенавистническая, как и прежде.