Холодильные яблоки

Алекс Юстасов
Мне нравится бывать в вечно-праздничной толчее этого места. Только карманы беречь приходится! Уж такая тут жизнь…
Место это известно любому жителю и гостю Тридвацатого царства. Гости называют эту громадную площадь, застроенную ларьками, палатками, лавчонками, навесами и совершенно невообразимыми многоэтажными магазинами, каждый по-своему. Пропыленные и провяленные степным солнцем узкоглазые печезары говорят веско, воздев к небу корявый палец – БАЗАР! Вислоусые кузяки называют это РЫНОК, бородатые рыбари-оволжане едут на ЯРМАРКУ или даже ЯРМОНКУ, а местные, хитроглазые старгородцы  идут на ТОРГ.
Только как  ни зови это скопище продавцов и покупателей, смысл один. И если вдруг, какому приезжему гансейцу-купчине понадобится выяснить, где тут находится МАРКЕТ, любой бесштанный и сопливый малец укажет – туда, мол, иди, дяденька!
Еще раз повторю, нравится мне здесь! Люблю побродить в этой пестрой толпе, посмотреть, поприцениваться. Вряд ли что-то куплю, не настолько богат, не князь все-таки, не купец-ротозей…
 Да и хожу сюда не ради покупок, надобное мне не продается.
Кроме вполне привычных топоров-самодуров, сапог-скороходов и шапок-невидимок из дальнего Катай-валяя, можно найти и сугубо местный товар. Эти вещицы хоть и неказисты, да надежны. А то ведь катайские топоры рубят иной раз не дрова, а ноги! Сапоги могут подошвы потерять еще на старте, а шапчонки вдруг сами невидимыми станут, ни за что потом их не найдешь!
А наши, росские чудеса, родней как-то, привычней. Идешь, бывает, вдоль рядов торговых, глазеешь на прилавки, радуешься.
Вот, к примеру, целая корзина кощеевых яиц, свеженькие! Это если торговцу верить. А на самом-то деле скорлупки с железными иглами внутри, их там обычно до дюжины помещается. А чего, удобно носить в дороге! Не потеряются. А вот ковры-самокаты, модель отечественного ковропрома, почти ковры-самолеты. Только летают на два вершка от земли, заводятся с толкача, да еще моль их жрет нещадно. Зато грязи не боятся и ценой много ниже импортных. Рядом скатерти-самогонки, это товар востребованный, даже в Соединенные Портки их продают! Накормить они не накормят, зато первач из чего хошь нагонят, куда там разным «вискам-сан-францисским»!
Дальше идем и читаем: «Прокат коньков-горбунков и звездатых лыж». Доброе дело, конечно, хотя лыжи меня интересуют мало. Это я их Ивану и сбагрил, когда впервые сюда прибыл. Откуда? Известно, откуда! Со звезды на лыжах и прикатил…
Ну, всякие там светодиодные лампы-алладинки мне тоже ни к чему, три их или не три, а без батареек не работают!
А это, видимо, зеленной ряд. Зелья зело забористые! И приворотные, и отворотные, и оборотные, даже преотвратные есть! Вот ядреный хрен с горы, вот репка в чипсах, (продавец клянется, что ТА САМАЯ!), яблочки в яде моченые, яблочки на блюдечках, яблочки кусаные – 11 модель!
А тут какие-то незнакомые яблочки, надо прояснить. Подхожу к продавцу. Он сразу улыбается мне так, словно я его родственник, который ему одолженный червонец принес. Ладно, поговорим!
- Почем яблочки, дядя?
- По два алтына штучка!
- Офигеть! Они у тебя что, золотые?
- Не золотые, а холодильные!
-Молодильные?!
- Холодильные, говорят тебе, деревня! Уши квасом чаще промывай!
- Ну-ну! Не хами, за это можно твоим же яблоком промеж глаз!
- Ты сначала купи, а потом уж и примеряйся кидать! Положь на место!
- А я вот сомневаюсь что-то! Говоришь, холодильные, а на ощупь-то теплые!
- Эх! Не обижайся, но деревня ты и есть! Они же не мороженые, а холодильные! Знаешь, что такое холодильник? Это как ледник, только в светлицу ставить можно, ящик такой. Ставишь, значит, такой ящик, а в него вот эти яблочки кладешь. А на полки можно разные продукты ставить и класть, и продукты те месяцами не портятся!
-Врешь, поди! Как это? Яблоки холод вырабатывают что ли?
- Нееее! Холода они не дают, какие-то «финтоциды» от них, мне тут один нагличанин намедни объяснял, ученый человек! Он яблочек у меня короб целый приобрел, домой повез.
- Ну, ладно, поверю! А что, яблочки твои только в ящике работают?
- Нет, конечно! В дорожной суме тоже припасы бережет, бабы берут в крынке молоко хранить. Чай получше жабы, гыгеничней! Это мне тоже тот наглийский ученый сказал.
- Спору нет! Гигееничней жабы, факт! И про фитонциды тоже все правильно, подтверждаю. А есть эти яблоки можно?
- Можно, милок, можно!  Один раз можно. А уж, каковы на вкус, никто рассказать не успел! Не для того их природа растила. Другие продукты они сохраняют, а вот сами…
- Что сами?
-Гниют, заразы, как все прочие яблоки! Червяки их не жрут, ясное дело, а против гнили слабый фрукт! Полгода пролежат, проработают и все! Снова ко мне беги.
-Ага! И два алтына неси!
-Знамо, не задаром!
- Да! Ничто не вечно под луной! Ты их сам растишь?
- А то кто же?! И отец мой растил, и дед! Неужто еще-где такие же видел?
- Пока не встречал. А скажи мне, садовник, что бы ты дал тому человеку, который тебе срок действия яблок твоих продлит, скажем, до года? Или до пяти лет? Вечных не предлагаю, сам понимаю, выгоды в таких ни на грош. Товар нельзя вечным делать, катайцы это давно поняли. Вот смотри, канупер-трава, быстрорастущая. Сама-то вообще несъедобная, зато может оберегать яблоки от порчи. ЛЮБЫЕ ЯБЛОКИ! Пять лет без гарантии, зато годика три точно! И продавать ты такой комплект можешь сразу по гривне, не меньше!
-Постой-постой, мил человек! Продай мне семена! Всеми богами прошу, души не пожалею!!!
- Ну, если так… Ладно, бери! Торгуй себе, дядя! Да помни меня!
С этими словами я швыряю ему бесценный мешочек с семенами и ухожу. Задворками.
Позже, дома, я рассмотрю свое новое приобретение, за которым и приходил на рынок, душу торгаша. Так себе товар, с гнильцой.  Да нашему брату, демону, и такое сгодится! Есть-то всем надо, не яблоки же холодильные грызть?!