Трудные места Библии. Завещание Давида

Виктор Тарасенко
     Рад встречи с тобой дорогой читатель. Сегодня мне рассудилось рассмотреть с тобой ещё одно, на мой взгляд, достаточно трудное место для современного читателя Библии.
     Не хочу, чтобы у тебя создалось впечатление, что только трудные места достойны нашего рассмотрения, но не говорить совсем о них, конечно же неправильно. Мы читаем у апостола Павла: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.» - 2 Тим.3:16
     Значит и трудные места Писания, которые мы встречаем на страницах Библии, и о которых мы рассуждали с вами ранее, также богодухновенны и полезны нам, как были полезны и тем современникам событий, о которых повествует нам Библия. Нужно на мой взгляд сразу выделить две вещи, когда очередное трудное место, прочитанное в Библии, вызывает у вас некое недоумение, а возможно даже и культурный шок.
Первое, но очень важное условие для понимания такого трудного места это культурный и исторический фон тех событий, о котором Автор рассказывает нам. Для этого существуют различные библейские и богословские справочники, которые глубоко и подробно исследую ту эпоху, о которой мы с вами читаем в одном или другом месте Священного Писания. Вы при желании сможете это делать самостоятельно.
    И второе, думаю, что наиболее важное условие для понимания трудного места Священного Писания, это наш христианский менталитет. Да, именно так, и здесь не важно, являетесь ли вы уже христианином, или пока ещё только на пути познания истины Божьих откровений и сокровищ благодати Божьей, открытых нам во Христе Иисусе. Все дело в том, что с приходом на землю Господа нашего Иисуса Христа, понимание правды Божьей Его любви, милосердия, и многого другого, было глобально пересмотрено, и фактически принято всем человечеством, даже не смотря на то, что многие не приняли, как должно, для себя к исполнению Его заветы (взять, например, Его заповедь о любви ко врагам). Но, при всём этом, даже не исполняя Его заповеди, мы их знаем, и желаем, чтобы другие люди (даже если они враги) любили нас, и поступали с нами по правде Божией, исходящей от любви Христа.
Но мы несколько отвлеклись от темы нашего рассмотрения.
      Давайте вернёмся к этому трудному месту и попытаемся ответить, прежде всего самим себе, что такого важного для меня это место значит, и почему оно полезно мне, хотя на первый взгляд, оно вызывает мой внутренний протест христианской души. Что я имею в виду?
     Прочитайте самостоятельно вторую главу третьей книги Царств и вернитесь к нашему рассмотрению.

       Вас ничего не смутило? Давайте попробуем поговорить более подробно о том, что Бог оставил для нас в этой главе.
      Итак, Давид в преклонных годах, насыщенный жизнью, состарился и как повествует нам Слово Божие, приблизилось время ему умереть и отойти в путь всей земли, куда надлежит и отойти нам с вами, да и любому, кто имеет привилегию и счастье родиться на ней, т.е. стать прахом, чем каждый из нас и является без нашей бессмертной души и Божьего духа, дающего жизнь.
      Прочитанное завещание Давида, данное Соломону до пятого стиха, вызывает у меня восторг. Здесь и напоминание молодому царю о важности хранения неповреждённым завет Бога, здесь и призыв точно исполнять заповеди Господни, здесь и обещание благодати Божьей всем потомкам, которые будут благочестивы перед Богом.
     Но вот с пятого стиха автор книги приводит после всех этих достойных наставлений и поучений такие слова Давида:
«Ещё: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и с Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их, и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих. Поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом; ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего. Вот ещё у тебя Семей, сын Геры, Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел на встречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый, и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.» - 3 Цар.2:5-9

     Ничего не обескураживает? И это после всех добрых и благочестивых наставлений по исполнению заповедей Бога?! Зачем Господь оставил нам эти слова Давида? Это же прямое указание сыну Соломону – отомстить своим врагам смертью. Тем, кому по разным причинам не удалось отомстить самому Давиду. Разве это не вызывает у нас внутренний протест против такого завещания?
     Давайте исследовать данные слова Давида, данные им на смертном практически ложе своему сыну.
     Итак, после благочестивых наставлений царь просит своего приемника довершить сделать то, что ему не удалось. И первое дело, которое он поручает исполните Соломону – это низвести в могилу Иоава, сына Саруина.
Кто такой Иоав, и почему так важно Давиду дать такое грозное завещание по отношению к нему?
     Фактически Иоав - военноначальник войска Давидова в то время был вторым по значимости и влиянию после царя. Почему я так думаю? Давайте рассмотрим его родословную и биографию. Он один из трёх братьев и сыновей мужа Саруина. Все три брата были храбрыми и способными к войне и входили в число наиболее храбрых воинов и начальников войска Давидова, о чём повествует нам перечисление главных воинов, оставленной автором второй главы книги царств: «И Авесса, брат Иоава, сын Саруин, был главным из трёх; он убил копьём своим триста человек, и был в славе у тех троих» - 2Цар.23:18
«Асаил, брат Иоава – в числе тридцати…» - 2 Цар.23:24 И хотя в этой главе упоминание Иоава как главу войска мы не встречаем, на мой взгляд вследствие того, что пути Давида и Иоава разошлись, возможно даже после тех греховных указаний Давида, связанных с прелюбодеянием царя с Вирсавией и убийством её мужа Урии (который тоже был одним из тридцати храбрейших воинов). Мне кажется, что именно исполнение этого приказа царя привело к окончательному разрыву тех дружеских отношений между Давидом и Иоавом.
       Вообще говоря, сыны Саруины были теми, кто помог прочно укрепить царство Давида.
      Они были с ним ещё со времён гонения Давида Саулом (вспомните удивительный случай, когда Бог предавал в руки Давида Саула в пещере. Кто был рядом с Давидом? Кто советовал ему поразить Саула мечом? Кто послушался царя и не стал исполнять своего намерения по убийству Саула?  Это были люди Давида, в том числе и сыны Саруины. Почему я так думаю? Потому, что когда второй раз Бог предавал Саула в руки Давида с ним был Авесса, брат Иоава, сын Саруин. (1Цар.26:3-11)
Они были ему верны во все времена на протяжении всей своей жизни, они многократно рисковали и готовы были отдать свои жизни за своего царя Давида, они были умелыми и храбрыми воинами и управленцами войска.
     Когда же между Давидом и Иоавом, его военноначальником, произошёл раскол, в результате которого, теперь на смертном одре Давид поручает поквитаться с Иоавом сыну своему Соломону?
     И ответ мой прост – это война, вернее те последствия которые она в себе несёт. Война сама по себе зло, и с этим надеюсь не будет спорить никто. Но как многократно тяжело и невыносимо, когда война идёт в своём народе. Так было во времена Давида, когда слуги Саула и его дома и потомков воевали со слугами Давида, так было у нас в России, когда бушевала гражданская война, так и сегодня, когда идёт война между Украиной и Россией. Сколько горя она уже принесла и сколько принесёт ещё - один Бог знает.  Но вернёмся к нашему рассмотрению.
     В завещании Давида он упоминает Соломону о том, что Иоав пролил безвинно в мирное время кровь двух мужей – вождей войска Израильского: Авенира и Авессая. Давайте попробуем рассмотреть, как это было, и насколько прав Давид в своём желании мщения.

     Месть, или мщение кому-либо сегодня для нас представляется неприемлемым, потому что мы читаем: «Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение; Я воздам, говорит Господь» - Рим.12:19.
     Но так было не всегда. В те времена месть была неотъемленной составляющей жизни и культуры того времени. Да и сам Ветхий Завет провозглашает этот принцип «кровь за кровь, смерть за смерть». Собственно говоря, и сегодня во многих ещё народах, не просвещённых светом любви Христовой этот принцип мести продолжает существовать, что уж говорить о тех временах….
     Таким образом, мы находим с вами, что желание Давида отомстить своим врагам, которое может нас поразить при первом прочтении, не является греховным. Но почему Иоав стал ему врагом? Вернёмся к нашему рассмотрению.
Прочитайте из второй книге царств вторую главу. Там, думаю истоки этой истории.
     Итак, Авенир – военноначальник войска десяти колен Израильтян, не перешедших на строну царя Давида, не признавшим за ним трон Израиля и во царивших в царя сына Саула – Иевосфея. Конфликт и война на протяжении двух лет и вот очередное сражение: во главе Израильского войска Авенир, во главе войска колена Иудина – Иоав. Здесь же и два его брата Авесса и Асаил (2 Цар.2:12-32)
     Произошла жестокая битва и победа в конечном итоге была за слугами Давида, но при этом среди погибших был и храбрый Асаил, который погнался за предводителем войска Израильского – Авениром, и не хотел отстать от того, несмотря на то, что тот предостерегал его. Видимо силы были не равны, умудрённый боями – муж Авенир, и храбрый, быстрый юноша Асаил брат Иоава. Что мы видим? Авенир не хотел убивать этого юношу и просил того отстать от его преследования, но тот непременно хотел поразить начальника войска Израильского, может быть для того чтобы снискать и себя славу своих старших братьев, которые были уже известны и своим воинам, и врагам.
     Как бы то не было, но Авенир был вынужден убить брата Иоава Асаила, и он сделал это в бою на поле битвы. Какие к нему претензии?
Но это нам так легко рассуждать, читая эти события. А попробуйте встать на сторону Иоава? Ваш младший молодой брат поражён мужем воинственным, с которым возможно, и вы не смогли бы справиться в честном поединке. Вы в гневе, и мысль об отмщении крепко засела в вашу голову. Так было и с Иоавом, и он искал возможности поквитаться с Авениром во всех битвах, которые происходили в те времена. Но Бог не свёл их на поле брани. И вот когда между Иевосфеем и Авениром произошла размолвка, связанная с наложницей царя Саула - Риццей, то Давид, как опытный правитель смог воспользоваться этим разногласием в стане противников, и переманил на свою строну военноначальника Авенира (2Цар.3:1-21)
     Да, царство Давида тогда ещё не вполне укрепилось, и этот дипломатический ход должен был поправить его положение. «Короля играет свита», -  так по крайней мере говорят, и при приобретении такого сильного воина как Авенир, царство царя Давида укрепилось бы многократно. И вот здесь политика управленца входит в конфликт с отношениями верных друзей.
     Посмотрим на это глазами Давида: хорошо наладить мир с Авениром и десятью коленами Израиля, Бог помазал меня в царя над всем Израилем. Ради этой цели я могу простить своего врага который вчера был против меня и был во главе войска, убивающих моих воинов. В конечном итоге это приведёт к миру и даст благословения для всех колен Израиля. Кромке того, Авенир может стать сильным противовесом братьям Саруиным, которые сильно укрепились и по влиянию в войске теперь сильнее меня (2 Цар.3:39).
    А теперь попробуем взглянуть на те же обстоятельства глазами Иоава: я верный раб, многократно рисковавший своей жизнью и утвердивший трон царя Давида и сегодня вернулся из военного похода над врагами моего царя, и что я слышу? Мой кровный враг Авенир, убивший в неравной схватке моего младшего брата Асаила, сегодня в друзьях Давида? Тот, который ещё вчера желал ему смерти, сегодня ласково принят им! Может быть теперь Давид поставит его во главе всего войска?
    Нет! Этому не бывать!
    Думаю, что, что-то подобное было в головах у Давида и Иоава, точно узнаем только в вечности, но развитие этого события было такого, что Иоав обманом вернул Авенира в Хеврон и там тайно и подло поразил его, убив внезапно.
     Наказать своего военноначальника за столь дерзкий поступок Давид не решился потому что на тот момент времени большинство его войска было на стороне Иоава, и думается мне, что не выполнило бы его приказ. Но мудрость царя Давида была в том, что он всё же смог выразить свое негодование подлым поступком Иоава подняв плач по Авениру, и оказав тому почести при погребении (2Цар.3:31-39).
    Таким образом, для меня понятно, и позиция Давида по вопросу отмщения Иоаву за смерть Авенира и, с другой стороны, неприглядный поступок Иоава – убийство им вне поля брани Авенира. И если, с неким допущением можно в этом случае как бы попытаться оправдать Иоава, всё же мстил он Авениру за кровь и смерть брата. То втрое подлое убийство им Амессая, оправдать по сути нечем.
    По всему видно, что после убийства Авенира, между Давидом и Иоавом напряжённые отношения. Это видно хотя бы из того непослушания царскому повелению, которое тот даёт всему войску о сохранении жизни сына своего Авессалома, который на него восстал. Вспомните, что именно Иоав, несмотря на это царское повеление, пренебрегает им и убивает Авессалома. Мало того, но после того как Давид устраивает плач по убитому сыну и в прахе выражает свою скорбь по данному факту, как он это сделал и по убийству Авенира, Иоав на этот раз не сдерживается, и, можно сказать, напрямую угрожает царю неповиновением, если тот не прекратит свой плач. (2 Цар.19:17)
      Конечно, полного разрыва Давида и Иоава нет, слишком многое их связывало, но для меня очевидно, что Давид ищет замену Иоаву.
      Да и тот всё более и более не в восторге от поступков своего господина, и даже когда исполнит царское повеление по убийству Урия, видно, что внутренне не согласен с ним – платить кровью храбрых воинов за страсть царя, это уже чрезмерно! Почитайте его послание к царю, когда он пишет тому, что ему следует наконец явится в войско и встать во главе, иначе победа, одержанная им, не будет для того славою (2 Цар.12:26-28).
     Посмотрите на поддержку Иоава Авессалома после разногласия Давида и Авессалома, связанные с местью Авессалома своему брату за поруганную честь сестры Фамари.
     Конечно нет необходимости автору книг царств писать обо всём этом подробно, но при внимательном изучении становится понятным, какие непростые отношения были в доме и царстве Давида, при всем благословении Господнем.
     А разве у нас не так? Хотя нам до звания царей далеко, но с другой стороны, все призванные Богом через Иисуса Христа, являются царственным священством! Тогда откуда в христианских церквях разногласия, разномыслия, расколы и т.д.  Не потому ли, что иногда мы желаем царствовать сами?
     Но вернёмся к теме нашего исследования – завещанию Давида. 

    Второй виной Иоава достойной смерти, как говорит Давид Соломону, является подлое убийство Амессая.
    Кто такой Амессай? Он тоже военноначальник и на момент восстания Самея, сына Бирхи против Давида, именно ему, а не своим верным старым воинам – сынам Саруиным, поручает собрать войско Давид.
    Может быть в этом и мотив Иоава? Он рассматривает это поручение царя Амессаю по сбору войска как своё личное оскорбление, и когда тот не укладывается в назначенный трехдневный срок, сам возглавляет войско и идёт в погоню за Самеем.
    При нём все храбрые и проверенные воины, в том числе те, кто были с Давидом с самого начала – Фелефеи и Хелевеи (2Цар.29:1-12)


      И все бы ничего, но вот встреча Иоава близ большого камня у Гаваона, с одной стороны ставит крест на попытках Давида поставить во главе своего войска другого военноначальника, а с другой стороны подписывает Иоаву смертный приговор, который Давид выносит тому в своём сердце и носит этот приговор до самой своей смерти, не прощая тому этого беззакония, не смотря на то, что именно трудами Иоава, Бог и утвердил его царство.
      Вы не запутались? Не слишком сложно я излагаю? Может всё было несколько и иначе, но сегодня, именно под таким углом я смотрю на эти события, описание нам в наставления.
     И что тут хочется сказать?

     Ну, во-первых, чувства мести, которое в разной степени, может возникнуть у каждого, не продуктивно. Оно разрушает самого человека, который мстит, и конечно же наносит вред, или даже смерть тому, кому мстится.
     Во-вторых, своим решением мстить кому-либо за обиду, вы становитесь не на свою сторону. Мы уже прочитали с вами, что лучше отмщение вашего обидчика оставить Богу, и даже если он как будто не получит отмщения при вашей жизни, в вечности он за всё ответит перед Богом.
     В-третьих, на мой взгляд, совершенно неправильно давать поручение отмстить своим врагам своим близким, как это сделал Давид. Царь, обладающий к тому времени авторитетом и силой не был в силах отомстить за неверные поступки своему военноначальнику, даёт эту трудную ношу своему молодому сыну Соломону, который, впрочем, вполне успешно с ней справляется, но тут тоже есть ряд вопросов.
     Почему Соломон ничего не возражает своему отцу? Потому что мудр и благочестив?
     Да, скорее всего так, но в то же время исполнение этого завещания в интересах самого Соломона, так как к моменту смерти Давида, право на его трон оспаривали несколько сыновей (вспомним Авессалома, а за ним и Адонию. И это только те, кого нам отрывает Писание).
     И на чьей стороне был военноначальник и один из священников? Да, они: и военноначальник Иоав, и священник Авиафар были на стороне Адонии – сына Давидова, претендовавшего на царский трон, и фактически готовили дворцовый переворот (3 Цар.1:19).
     Да, так увы было! Да, что греха таить, так порой и сегодня бывает иногда, когда в больших церквях некоторые служители пытаются бороться друг с другом за почётное место первого. И эта «заразная болезнь тщеславия» поражает все деноминации церкви Христовой, правда в разной степени. И конечный результат всей этой «возни» и выяснении служителей «кто сядет по правую сторону Христа» мы узнаем в вечности от самого Господа, но при этом некоторые, те, кто считал себя вправе быть здесь первыми, с позором отойдут от Него. Но мы опять отвлеклись, давайте вернёмся к теме нашего рассмотрения.
     Что я хочу сказать по завещанию Давида Соломону? То, что выполнение его было выгодным и для Соломона. Он, выполняя предсмертные указания отца, в равной степени укреплял и своё могущество, и влияние. К тому времени храбрые воины Давида, те кто всегда поддерживал его и его военноначальника Иоава были либо уже стары, либо уже умерли, кто от старости, а кто и в бранных битвах. Новое же поколение воинов имело свои предпочтения. Кто-то был на стороне Адонии, а кто-то был на стороне Соломона, но при всём при этом чаша согласия и уважения всего Израиля несомненно была за тем, кого своим приемником назовёт Давид. И тут мы видим, как Вирсавия, несомненно не только красивая, но и умная женщина, использовала свой единственный шанс, напомнив царю Давиду о его обещании во царить их сына Соломона.
   При всём при том, что, как мы видим на тот момент, она уже не была вхожа во внутренние покои царя. Да, согревала в постели царя Давида другая наложница – Ависага Сунамитянка (3Цар.1:1-4), но рассуждать на эту тему у нас нет времени.
   Итак, на момент завещания Давида, Соломон с помощью своей матери и поддержки военноначальника Ванеи, священника Садока и пророка Нафана смог превозмочь тайный дворцовый переворот своего брата Адонии, и уже восседал на царском троне царя Израильского. Но всё же его царство было ещё достаточно шатким, были среди войска, дворцовой знати, священников, да и в народе те, кто раньше поддерживал его брата Адонию, те, кто надеялся упрочить своё влияние и положение в государстве. Другими словами, было «смутное время перемен» и думаю, что нам всем это в какой-то мере понятно и знакомо.
    Выполняя волю отца, как мы с вами рассмотрели, Соломон утверждал и своё царство также. Вот почему он не возразил отцу и не попробовал что-то переменить в этом грозном завещании.
Теперь жахайте рассмотрим третье имя, упомянутое Давидом – Семей, сын Геры, Вениамитянина из Бахурима. Кто он? И почему его смерти желает Давид на своём смертном одре?
     Собственно, всё что тревожит Давида, он открыто говорит Соломону (3Цар.2:5-9) в своём завещании. Но что мне не совсем понятно? Ну, например, то, что когда этот негодный человек Семей злословил Давида тяжкими оскорблениями, тот не допустил его казни, как требовали его друзья – сыновья Саруины (2Цар.16:5-13), говоря такие слова: «И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? Пусть он злословит; ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: «зачем ты так делаешь?» И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит; ибо Господь повелел ему. Может быть, Господь призрит на уничижение моё, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» - 2 Цар.16:10-12.
     Что же случилось с Давидом? Почему его кротость, когда он осознавал, что Бог наказывает его за его грехи была такой, что поражала его слуг. И что теперь?
    Умудрённый опытом жизни, и утвердившийся на своём престоле царь желает наказать какого-то мелкого раба? Это самый трудный вопрос для меня из всего неоднозначного завещания Давида. Но при всём этом я опять (в который раз!) поражаюсь честности изложения в Священном Писании всех историй героев веры, которые происходили с ними, а оставлены нам в наставление и вразумление.
    Да, Давид несомненно был муж веры! Но он, в отличии от нас, ещё не знал всех качеств Бога, особенно той, что открывает нам Иисус Христос, да и всем грядущим поколениям людей – любовь Бога! Для Давида враги подлежат уничтожению! Такие тогда были времена, и не мне и не вам судить за это царя Давида даже тогда, когда мы вдруг «спотыкаемся» на его грозном завещании своему сыну Соломону. На мой взгляд здесь тоже есть определённый смысл, который лучше знал Давид, потому что помилованный им Семей был из царского рода Саула, из колена Вениаминова, и возможно Давид опасался, что тот также будет строить всяческие козни Соломону.
    Конечно, может всё было совершенно не так, но царь Давид, много пострадавший и от вражды Саула и от восстания Авессалома, да и от восстания потомком Саула – сына Бирхи – Савея, не хотел такой участи Соломону, и изложил ему свои желания в своём завещании.
    Время показало, что Соломон выполнил всё, что завещал ему отец. Все враги были наказаны и умерли. Царство же Соломона укрепилось, и во время его царствования вся страна находилась в поколе и достигла величайшего расцвета, которого не было ни до него, и не будет после.
    Что же касается нас, то нам тоже дано завещание. И это завещание много более того завещания Давида, данного им Соломону. О чём я?
    О словах Господа нашего Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» - Матф.5:43-44.

   И когда теперь, все это достаточно хорошо зная, я не исполняю в полной мере заповеди Христовы, то что меня смущает в завещании Давида?
   Я всё еще как царь Давид, порою не могу от всего сердца простить моим врагам, хотя они, несомненно менее значимы для меня, по сравнению с теми, кто противостоял Давиду.

    В заповеди любви к своим врагам всем нам нужно возрастать постоянно, и это та причина почему, иногда на нас восстают (как и на Давида) наши знакомые и друзья, а может быть даже наши родственники. Наше поражение наступает тогда, когда мы пытаемся мстить за себя ли, или за поруганную нашу честь. Это всё не важно!
   Важно то, насколько мы, с помощью Господа, сможем уподобиться Его крестным страданиям, когда убивающим его солдатам он простил, и молил Отца Небесного не вменить им этого деяния.
   Мне всё ещё нужно возрастать в прощении….
   А как с этим делом у тебя, мой дорогой друг?

ТВГ, г. Барнаул, март 2023 г.