62. Физиотерапия

Владимир Макаров 57
                -1-

       Может быть и не надо об этом рассказывать, но я расскажу, как на духу.

    Осень была поздняя. Совсем поздняя. 29 октября. День рождения Комсомола.
    Хотя Комсомол здесь не причем.
       Позвал меня сват крышу ему помочь перекрыть. Доски там, шифер.
    Ну, я сдуру и поехал. Настроение было неважное. Погода - то сё. Ну раз обещал
    собрался. Жена в три ночи меня нарядила. Котлеты с вечера пожарила.

       Сват-то на машине в 6 утра подъехал. Я ему всё анекдоты по дороге расска-
    зывал. Не к добру - точно так и вышло. Заехали к Хованскому, его подобрали.
    Созвонились, конечно, потом он нам рукой махнул, ну и его подобрали.

       Доехали хорошо, быстро, 72 километра. А Хованский там рядом дом имел.
       - Пойду - говорит - Может грибов соберу, зеленух.
    А я со сватом Евгением Адольфовичем - отчество у него странное, но я уже
    привык и поехали дальше.

                -2-

       Начало было хорошее. Тужурку какую-то он мне нашел от дождя с капюшоном.
    Мы котлетки те съели, что жена пожарила. Я-то привыкший к просроченным,
    а ему что-то не понравилось. Я три съел, а он одну только. Чай попили.

       Стал я ему доски подавать. Он залез по лестнице на крышу, а я внизу.
    И всё ему анекдоты внизу чешу - настроение хорошее. А Евгений четыре доски
    прибил, а дальше там угол и конек. Решил я ему помочь, чтобы встал на что,
    брусок прибить - и пошел за ним.
       Дело-то хорошее. Это всегда так бывает, что задумаешь хорошее - а оно
    вон как! Наперекосяк. И еще говорят - инициатива наказуема!

       Одну палку нашел - не понравилась. За второй полез - а там у него погреб.
    И провалился. Хрустнуло что-то, рукой зацепился и всё! Чувствую - или сломал,
    или вывих. Как вылез - не помню. Только будто звезды на небе засветились,
    или это у меня в глазах?
       Посидел, отдышался. Мне уже не до чего, только пальцы онемели.
       Кричу свата.
    Он сначала не понял. Потом рубашку снял с меня, а там кость торчит не в ту
    сторону. Всё! Понятно!

       Едем в травматологию. Хованскому звоним, а он, видимо, мобильник в лес не
    взял за грибами-то. Боль несусветная, но терплю, как на войне.
       А до этого в магазин заезжали, то ли "Перекресток", то ли "Светофор",
    то ли "Магнит". Купили поесть кое-чего, да и водку на вечер. Как дела
    сделаем.
       А те только в 9-ть дают. Подождали шесть минут. Вышли. Хованский
    ждет. И церковь рядом у магазина стояла и колокола бьют.
       Что-то тогда подумалось. Знак какой-то.

       А боль в плече колом. Налил мне Евгений пол стакана и поехали мы домой.
    По дороге обратно, я всё ему байки рассказывал, чтобы боли не чувствовать.
    Суженой позвонил, чтобы паспорт привезла в поликлинику.
       А дождь хлещет, как из ведра, хоть и не обещали. Все равно бы крышу
    не перекрыли. Вот тебе и Комсомол!

                -3-

       А Женьке тогда все рассказывал по дороге, что когда я устраивался на дру-
    гую работу, жена мне посоветовала:
       - А ты промолчи, что комсомолец, взносы платить не надо. Она сама-то не
    комсомолка, только пионервожатой была в лагере.
       А к чему это я? Да! На новой работе я и не платил. Но ведь нашли!
    Заплатил я тогда Комсомолу 30 рублей за три года. А тогда это большие деньги
    были - четвертая часть месячной зарплаты. Самое смешное, что через 3 месяца
    Комсомола не стало.
       Чудно! Всё техбюро еще долго надо мной смеялось. А я нет! Не жалко. Не в
    деньгах счастье, не в них. И не в Комсомоле даже, а в том, что это юность моя
    была, романтика и не жалко поэтому.

       Случалось в нашей жизни еще чуднее. Тогда мода на страховки была, а в на-
    шем подъезде страховщица жила, к маме всё посудачить ходила, вот и уговорила
    меня детей на  свадьбу застраховать. Придет время - а вот вам и тысяча.
       Наверное, многие через это прошли. Платил я усердно каждый месяц на двоих
    детей 12-ь с чем-то копеек в течение года. А пришло время и купил я на эти
    две  тысячи две коробки спичек, аккурат получил, и свадьбы дожидаться не
    стал.

       А в этот раз было не смешно, плечо мне, конечно, вправили через стул.
    Травматолог хороший попался каких-то нерусских кровей, два шприца мне в плечо
    всадил - боль унять, когда через стул ломал.
       Я особо не почувствовал, а может водка хорошая попалась, а может и то, и
    другое?
       Тут жена приехала, сват со мной на ренген ходил два раза. Купил тут же
    за 2850 рублей бандаж гибкий, чтобы гипсом не баррикадировать. Женщина из
    дома приходила, укрепила его на руку, там у них всё схвачено. Две недели
    ходил. Я это так хорошо бы не описывал, если бы не то, что дальше произошло.

                -4-

       Вроде бы плечо не болело, но четыре пальца совсем онемели. И я решил
    пойти к терапевту. Записался, как положено, пришел.
       Пульс, давление померили, карточку, правда, не нашли. Я даже разругался
    было. Сказал, что пойду к заведующей. Потом подумал: "А чего ругаться?"
    И злобы-то особой не было, так, для порядка.
       А они мне:
       - У нас таких как вы 170 тысяч!
    Я еще подумал: "170 - это по поликлинике или на весь район?".
       Потом зачем-то кровь сдал, мочу, ренген груди, чтобы на физиотерапию
    попасть. В очереди стоял 1,5 часа и обязательно на мне проветривание устроили
    еще на 20-ть минут.
       А на физиотерапии врач Бондаренко никаких анализов даже не спросила. Так
    что эти бумажки до сих пор дома валяются. Они скорее для участковой нужны
    были, для архива.

       Ну ладно! О плохом не будем. Так я карточку и не нашел. Пошел опять к
    травматологу. Там говорят отдали, здесь не прислали. Хорош век цифровой
    технологии! А еще говорят, что Россия на 10-м месте по "цифре" после
    Монголии!

       Выписали мне новую карточку, а Бондаренко говорит, что ей эта "филькина
    грамота" не нужна. Ладно! Направили меня в два кабинета - в 7-ой на "магнит"   
    и в 9-й к Иванову.
       Седьмой - я был там лет пять назад, когда ногу ломал. Знаю их премудрости.
       - Принеси простынку - говорят - И завтра приходи в 11-40.               
    Запомнил.
       - А можно в понедельник? - переспросил.
       - Можно! Только там другая будет.
    А мне всё равно, как цыгану на ярмарке. Пошел в 9-й кабинет. А там Иванов.
    Да тот же Иванов, что и пять лет назад был. Они тут вечные.

       Он мне еще тогда странноватым показался, так что готов я был ко всему.
    Он опять карточку попросил. Я обиделся и, как отрезал, сказал:
       - Вам что важнее больной или карточка?
    Согласился. Он хороший, когда на него прикрикнешь. Добрый. Соглашательный.
       Короче, померил он мне давление. Измерил угломером степень поднятия руки.
    Зачем-то переспрашивал три раза, какое сегодня число. Я ему:
       - Третье ноября! Завтра День Единства России.
    Он аккуратно записал и направил меня в 10-й кабинет на гимнастику.
       Народ уже разошелся, я поработал на блоках - рука вверх, рука вниз.
    Проверил , что закончился песок в десятиминутных песочных часах и ушел
    до понедельника.

                -5 -

       Понедельник выдался скользким, заснеженным и дорога до поликлиники не
    показалась  мне такой уж безопасной. Но с целью экономии я решил предстоящие
    две-три недели ходить ее пешком. Жена жадная, да и чтобы степень наказания
    за мой бескорыстный грех в помощь свату был более прощупываемым и явным, как
    пупырышки целлофана из ящиков с импортным оборудованием.

       Жена вместо простынки дала мне накидушку, я пошел, взял, не посмотрел,
   а когда развернул, чтобы лечь на "магнит"  - это оказалась - помятая,
   никогда не глаженная наволочка.
       Врач Михайловна усмехнулась и сказала:
       - Ты бы еще носовой платок принес!
   В 10-ом кабинете группа, человека четыре выполняла упражнения с палкой для
   рук, я себе выбрал самую длинную, а потом продолжили и без палки.
       Рука слушалась плохо и начала побаливать. Вторую часть программы я не
   закончил, ссылаясь, что я новичок. Я перешел на блоки.
       Насчет накидушки жене я сказал.

                -6-

       На другой день в кабинете №7 я смело развернул простынку, лег, повернулся
    на правильный бок, потому что до этого мне лечили другое плечо. Они не ска-
    зали, а я не переспросил из скромности.
       Врач, или как ее поправильнее назвать - физиотерапевт  сказала:
       - Ты где эту жёванную простынку взял, с помойки что ли?
    Я уже не стал ссылаться на жену, а просто промолчал.
       - Завтра другую принесу.

       В кабинете №10 играла музыка. Настроение было предновогоднее.
    Распорядительница упражнений весело шутила:
       - А сейчас движение "Воображала". Руки на пояс. Крутите бедрами. Повообра-
    жай, девочка, их всего двое.
       Какая-то новенькая бабенка к нам зачесалась. Веселая такая!
       - А я - говорит - Уже водки на Новый год купила!
    А дело было еще 10-го ноября.
       - Не рановато ли? - спросила распорядительница-физиотерапевт.
       - Нет, у меня у мужа 26-го юбилей.
       - Ну тогда ладно.

       И все дружно стали выполнять упражнения и по дороге вспоминать, как
    раньше собирались за столом и пели песни. А сейчас только - хлоп-хлоп
    и в телевизор.
       А раньше и танцевали.

                -7-

       Еще на другой день я принес богатую простынь, двухспальную с синими
    разводами. Физиотерапевт сказала:
       - Ну вот. Это другое дело. Хотя...
    Что она имела под хотя, я так и не понял, потому что Михайловна занялась
    своим пациентом из четвертой кабинки. Это был Андрюша. Разговор был такой.
       - Опять ты, Андрюша, опаздываешь!
       - Да я пошел было с маменькой, да она ходит-то медленно, и я ее толкаю,
    а потом она меня - так и опоздали.
       Я уже тогда, лежа в кабинке №3 понял, что это за Андрюша.

       - Андрюша! А ты какие передачи любишь смотреть? - продолжила Михайловна.
       - Я люблю мультфильмы из "Карусели" на 8-ом канале, там до двенадцати для
    детей мультфильмы показывают, а после 12-ти для взрослых.
       - А тебе мама разрешает?
       - Иногда разрешает, иногда нет.
       - Андрюша, ты помойся завтра, ванну прими, пахнешь.

                -8-

       В кабинете №10 больше той веселой бабенки не было, перешла в другую смену.
    Приходил я да три-четыре постоянных члена экипажа в области руки. Поговорить
    об особняке Галкина и детях Киркорова совсем  стало не с кем.
       Упражнения уже вошли в привычку, выполнялись увереннее и охотнее, под-
    стегиваемые красивым словом "Надо".
       Вспоминались спортсмены после травмы, воины "Донбасса" на реабилитации,
    и дух становился крепче.

       На другой день Андрюша с удовольствием сообщил физиотерапевту, что он не
    только помылся, а и побрился. Я немного очумевший после своей 3-ей кабинки
    и "магнита" вышел в коридор, а куртки моей нет на месте.
       Гардероб тогда не работал.
    Рука моя, с мыслями - кто ее так аккуратно повесил - потянулась к рядом
    стоящей вешалкой с чужой курткой. Моя-то до этого лежала на креслах.

       Вдруг редкий отборный мат, который я не слышал года четыре, как уволился
    с завода, привел меня в чувство и остановил мое движение. Куртка была похо-
    жая, но явно не моя. А моя лежала рядом за крепким Андрюшиным задом, где
    он мило ворковал со своей мамочкой.

       Зять мне вспомнил после аналогичный случай, когда я ему  смеясь рассказал,
    что он также как-то одел чужую куртку, обнаружил в кармане конфетку, мама
    что ли положила? Съел ее.
    Показалось ему, что великоват капюшон - не его.
       Он вернулся в гардероб, обменял куртку. Его все благодарили, благодарили
    гардеробщицы. А ему все-таки было  стыдно, что чужую конфетку-то съел.

                -9-

       Новый год невозвратно приближался.
    Оставалось одно занятие физкультуры и одно магнитное. Какая-то шустрая
    женщина пришла к Михайловне, а та ее спрашивает?
       - Фамилия?
       - Чайка!
       - Ого!
    А Чайка ей:
       - Хотите я вам стихи почитаю? А то скучно лежать.
       - Не надо! Самодеятельности не надо! - грубо приостановила выплеск челове-
    ческих чувств физиотерапевт.
       Та успокоилась, уснула.
       - Чайка! Пора! Улетайте! Десять минут прошло.

       До Нового года оставалось чуть-чуть. Последняя гимнастика у меня закончи-
    лась. Я пришел к Иванову. К удивлению он оказался не только хорошим врачом,
    но и чертежником.
       Он так искусно нарисовал схему блоков, которую можно смастерить у себя
    дома, купив в магазине "Рыболов"  две катушки. Взять непременно капроновую
    веревку, чтобы меньше изнашивалась и соорудить такое устройство, как блоки.
       Право, чертежником  и  инженером он оказался нисколько не хуже, чем вра-
    чом. И рисунок его еще долго висел у меня за  стеклом серванта, пока какой-то
    шальной майский ветерок не сдул его с балкона.

       А после года упражнений рука у меня восстановилась. Только иногда под
    заунывный дождь заноет и напомнит мне эту физиотерапию давно ушедших лет.

                2023 г.