Всадник Понтий Пилат. Очерк 7. Окончание

Вадим Гарин
Предыдущая 3-я часть    http://proza.ru/2023/02/09/549

Читаем Евангелие вместе с художниками.

Коллаж автора. Фото 1 – Литография обелиска «могилы Понтия Пилата» из интернета в свободном доступе. Фото 2 – Иисус, Пилат с догом Банги. Уходят в вечность. Кадр из фильма «Страсти Христовы», снятый Мэлом Гибсоном в 2004г. Фото 3 – Кадр из фильма «Страсти Христовы». Понтий Пилат в исполнении Христо Шопова. Фото 4 – Кадр из фильма «Страсти Христовы» Иисус Христос в исполнении Джеймса Кэвизела и первосвященник Каиафа в исполнении Маттиа Сбрагия. Фото 5 – Кадр из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита 2005г. К. Лавров в роли Понтия Пилата с первосвященником Каиафы в исполнении В. Гафта. Фото 6 -  Кадр из фильма Ю. Кары «Мастер и Маргарита» М. Ульянов в роли Понтия Пилата. 7 – Кадр из французского фильма "Пилат Понтийский», в роли Пилата Ж. Море. Фото 8 -  Джеймс Тиссо «Иисус перед Пилатом». 1886-1896 гг. Бруклинский музей Нью-Йорк.


                «Я не нахожу никакой вины в этом человеке»
                (Лук.23:4; Ин.19:4).
                Из обращения Понтия Пилата к евреям на
                площади перед преторией во время суда над
                Иисусом Христом.

                О жизни Понтия Пилата после отстранения его от должности почти ничего не известно. Император Тиберий скончался, пока Пилат добирался до Рима и, по случаю воцарения нового правителя Калигулы в суматохе перемен о деле Пилата, вероятнее всего забыли. Документы или хотя бы упоминания о каком-либо разбирательстве отсутствуют, несмотря на то, что канцелярии римских судов работали эффективно, ведя соответствующие записи, многие из которых дожили до нашего времени.
                Возможно, никакого разбирательства по делу избиения самаритян и вовсе не состоялось.  Я рискну предположить, что его, скорее всего, Калигула оправдал, не доводя дело до суда, так как заслуги Пилата были достаточно высоки.  За десять лет управления сложной, постоянно бунтующей провинцией, серьёзных претензий к нему не возникало. Жалобы от местных правителей  не в счёт, так как все действия префекта укрепляли власть Рима в Иудее, а все попытки мятежа пресекались «на корню». Так долго и успешно не правил до него ни один префект, не считая Валерия Грата, заслуги которого намного скромнее. Он больше запомнился не долгим правлением, а частой сменой первосвященников Иудеи, которых он менял, как перчатки.

                Однако в Иудею Понтий Пилат больше не вернулся. На его место назначили нового префекта.
 
                В апокрифических текстах появились разные версии его дальнейшей судьбы. Одни пишут, что он покончил жизнь самоубийством, другие, что он раскаялся и только пытался свести счеты с жизнью. Есть и предположения, что он уверовал во Христа и перешел вместе с женой в христианскую веру (!).
                Даже есть версия, что его казнил император Калигула, но доказательств в пользу этих версий нет.
                К легендам о судьбе Пилата  вернёмся позже,  а сейчас рассмотрим христианскую традицию в его изображении - она интересует большинство читателей. Кому дело до Пилата? Волнует вопрос, почему не отпустил Иисуса Христа и мучила ли Пилата совесть после казни проповедника. А большинство художников и писателей интересовал сюжет трагического столкновения Иисуса и Пилата, борьба добра и зла!

                Согласно Новому Завету, Понтий Пилат трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа во время суда, а жена Пилата умоляла мужа не делать зла «этому проведнику», которого Пилат считал странствующим философом.
                Но толпа, подстрекаемая первосвященниками, жаждала смерти. Она кричала: - «Распни Его! Распни!
                Пилат в последний раз спросил толпу:
                - Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят». (Лк. 23:21)
                Тогда Пилат «взял воды и умыл руки перед народом», тем самым использовал старинный иудейский обычай, который символизировал свою невиновность в пролитии крови.

1.Оправдание Пилата

                В раннем христианстве, уже во втором веке в среде общин появился ряд «документов», написанные по образу стенографических отчётов римских архивариусов о суде над Христом. Самое известное из них – Акты Пилата (ActaPilati). Они упоминалось святым Иустином Мучеником, позднее Тертуллианом* и др.  К числу псевдо-документов относятся и «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата». Диапазон создания этих подделок растянулся от второго века до позднего Средневековья. Не буду утомлять читателей текстами этих «документов». Они не продуктивны для раскрытия темы. Жалею, что потерял много времени разыскивая их и знакомясь с ними.

                В ряду этих материалов находится и Евангелие от Никодима (тайного ученика Христа). Я писал о нём в первом очерке – он предоставил свой дом Иисусу для Тайной Вечере. Время создания его предположительно IV—V век, хотя основные идеи апокрифа относятся не позднее третьего века. Оно хорошо известно у нас в России. Евангелие от Никодима, вернее один из его древнейших списков,  датируемый XIII в.  Он хранится в библиотеке храма Святой Софии Новгородской -  главного православного храма Великого Новгорода, построенного в 1045—1050 годах.  (кафедральный собор Новгородской митрополии)

                Евангелия и последующие апокрифы представляют Пилата суровым, но справедливым и одновременно слабохарактерным человеком (что представить себе невозможно! Он воин, не терпящий сомнений и действующий, как бы теперь выразились, по уставу). Во время суда над Иисусом,  Пилата вроде бы одолевали сомнения «казнить или миловать»? Он пытался сделать все возможное, чтобы спасти Иисусу жизнь, но злые иудеи требовали крови, и ему пришлось умыть руки. Все это чистый вымысел! Давайте разбираться.

2. Чем в действительности руководствовался Понтий Пилат в эпизоде суда над Иисусом Христом

                Отец церковной истории, епископ Кесарии Палестинской Евсевий  (260/265 –339), ссылаясь на римских историков, писал:
                - «Понтий Пилат, впав во многие нечестия, умертвил себя собственною рукою, как о том пишут римские историки. (Ссылка на легенду о самоубийстве).
                Если вести разговор в категориях исторической достоверности, то следует признать: ни Новый Завет, ни свидетельства историков не дают оснований обелять Пилата, как это делается в апокрифических памятниках».

                Таких мнений большинство. Точка зрения апокрифов на личность Понтия Пилата, таким образом, была не единственной в христианской среде.
                И хоть в евангельских повествованиях Префект Иудеи и представлен, как колеблющийся и желающий отпустить странствующего философа, но совершенно определённо известно, что Иисуса приговорил к распятию на кресте именно Пилат, что бы кто и чего не говорил. И смертный приговор привели в исполнение римские солдаты, выполняющие его приказ.
                Спустя примерно восемьдесят лет после казни Господа на Голгофе римский историк Тацит свидетельствовал о недвусмысленной роли Понтия Пилата в распятии Христа: «Прозвание это (имеются в виду христиане) идёт от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом» (однако многие исследователи утверждают, что это была поздняя вставка в текст).

                Тогда какова же природа сомнений и «доброты» Понтия Пилата? Чем он руководствовался?
                Вспомним, для начала то, что правитель хотел вернуть Иисуса иудеям со словами: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его» (Ин. 18.31). То есть современным языком это выглядит, как «Отстаньте вы от меня. И без вас «забот полон рот»! Он упорно не желал заниматься делом Иисуса и отправил его на суд тетрарху Ироду Антипе, в юрисдикцию которого входили жители Галилеи.

                Префекта не волновали люди, которым он выносил смертный приговор.  Их было слишком много. Пилат имел право осуществлять суд и казнь на подвластной ему провинции без ограничений. Как отмечает Филон Александрийский, Пилат часто казнил вообще без всякого суда и формального обвинения. При этом он ни с кем не согласовывал свои решения, разве, что мог поставить в известность Ирода Антипу, если дело касалось кого-то из близких его приближённых, да и только.
                Ни в каком милосердии, тем более ко всяким подозрительным бродячим проповедникам (их в то время было немало) он ни разу замечен не был. За время правления Пилата казнены тысячи евреев, в том числе и на кресте. И вдруг «такие танцы» по спасению совершенно незнакомого философа!

                А дело всё в том, что поведение Пилата во время суда имело сложные политические и личностные корни. Постараюсь о них рассказать.

                В Иудее мирно сосуществовали две системы права: иудейское, основанного на Торе - представленное властью синедриона и римское, которое олицетворял префект, а позднее и прокураторы  Рима.
                Чтобы не заниматься второстепенными, с точки зрения Рима, судебными делами у наместников Рима в Иудее существовала практика разграничении юрисдикции. Преступления, не касающиеся интересов Рима и, главное среди них, это религиозные преступления рассматривались синедрионом и тетрархами, вплоть до вынесения смертных приговоров. Вспомните казнь Иоанна Крестителя – тетрарх Ирод Антипа и не думал утверждать приговор у наместника Рима.  Послал оруженосца с повелением принести ему голову Иоанна (Мк. 6:21-25,27)) и весь сказ! Произошло это за два-три года до казни Иисуса Христа. То есть практически в один и тот же исторический период.
                Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» описывает арест и казнь Иоанна Крестителя, как вполне рядовое действие правителя, без какого-либо утверждения приговора у Пилата. Известны и другие случаи. Так, например, есть описание в Талмуде за 40-ой год, где можно узнать, что синедрион приговорил дочь одного из священников к смерти по обвинению в блуде. Приговор приведён в исполнение иудейским способом: побитием преступницы камнями.
                Я так подробно остановился на этом юридическом аспекте потому, что во многих источниках утверждается, что без Пилата не мог быть вынесен смертный приговор! Это не так.
                И Апостол Павел подтверждает право синедриона выносить смертный приговор. Он говорит Порцию Фесту, префекту (59-62гг.) Иудеи: «Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я не прав и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чём сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня синедриону (Деян 25:10-11).

                Совсем другое дело, когда имело место быть подстрекательство к мятежу, неуплата налогов и другие задевающие римскую власть деяния  - они рассматривались непосредственно префектом или синедрионом с утверждением смертного приговора наместником Рима.
                Всё это говорит о том, что смерти Иисуса желали первосвященники и старейшины в первую очередь и члены синедриона – во вторую.               
                Своими проповедями Иисус, по сути, подрывал авторитет первосвященников и синедриона как органа не только церковной, но и определённой части политико-юридической власти, которой они обладали. Учитывая растущую популярность и чудеса «врачевания» Иисуса, дело могло привести не только к потере авторитета, но и полной потери власти и денег, которые она приносила.
                Вспомним, как происходило обсуждение деятельности и виновности Иисуса Христа:
                «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоанн 11:47-50). «Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ» (Иоанн 18:14).

                В Иисусе они видели опасного конкурента. Пилат тоже отмечал этот фактор: он считал, что первосвященники просто «предали Его из завести» - так написал евангелист Матфей в восемнадцатом стихе двадцать седьмой главы. Префект не желал рассматривать дело странствующего проповедника.
                Так, что, приговорив Иисуса Христа к смерти**, первосвященникам и членам Синедриона требовалось доказать Пилату, что Иисус посягнул на власть Рима. Иначе Пилат не стал бы их слушать. Кроме того осуждение Иисуса римским префектом соответствовало желаниям первосвященников обелить себя пред почитателями Христа и выставить приговорённого самозванцем, посягнувшим на трон царя.
               
                Вспомним обвинения, выдвинутые Иисусу Христу.
                Накануне иудейской пасхи Иисус выгнал торговцев из Храма. Возмущённые иудеи спросили его, какой властью он это делает и чем докажет, что имеет право так поступать?
Иисус ответил:
                - Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его!
                Лжесвидетели суда Синедриона обвинили Иисуса в желании разрушить Храм и бахвальстве строительства Храма за три дня***.
                Вторым обвинением выдвинуто богохульство. У евангелиста Луки сказано, что главное обвинение состояло в том, что Он (Иисус) называет себя «Сыном Божьим» (Лк. 22:70). Лука  отображает суд над Иисусом, как один процесс, состоящий из двух частей: слушание в синедрионе и суд перед Пилатом.
                В первой части члены синедриона спросили Иисуса, является ли он мессией и «сыном божьим». «Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите» (Лука 22:67). «И сказали все: итак Ты Сын Божий? Он отвечал: вы говорите, что Я» (Лука 22:70). После того, как Иисус ответил утвердительно, синедрион счёл судебное заседание закрытым и повёли его к Пилату. «И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату» (Лука 23:1). Таким образом, синедрион принял решение: «Повинен смерти»** (Мк. 15:1).

                Понтий Пилат ненавидел и презирал строптивых иудеев и своими действиями часто провоцировал столкновения между ними и римской властью.
                Больно ударили по самолюбию префекта сделанные им вынужденные уступки. (возврат штандартов и флагов с изображением императора). Обозлён он был и жалобами императору Тиберию.
                Пилат при всём своём могуществе в Иудее находился в определённой зависимости от иудейских религиозных властей. Он был обязан осуществлять контроль сбора прямых и косвенных налогов. Если с прямыми налогами проблем не было так, как они определялись заранее от количества населения и имущества по переписи, то косвенные налоги, (связанные с Римским присутствием; налог с собранного урожая - половина должна отдаваться Риму; таможенные налоги, военные; рыночные сборы) ложились непомерным бременем на жителей провинции. Они собирались мытарями, не раз упомянутыми в Новом Завете.
                Вот тут-то находилось поле бессовестной коррупции. Мало того, что сами мытари утаивали часть собранных налогов, но они ещё делились с местной и римской администрацией. Был ли замешан в коррупции Понтий Пилат? А почему бы и нет! Нам известно, что он без спросу взял средства из казны Иерусалимского храм на сооружение водопровода, при этом Пилата обвиняли, что он «нагрел» себе определённую сумму из казны. По этому поводу первосвященники и старейшины отправили донос императору  и, скандал с присвоением денег рассматривался в Римском сенате и хоть сенат и оправдал Пилата, но нервы ему потрепали изрядно и он явно не хотел новых неприятностей на свою… голову!
                Брал – не брал, но как говорил сатирик  Михаил Жванецкий,  «Стоять у колодца, да не напиться» невозможно для чиновника, даже такого высокого ранга.

                Безусловно, первосвященники были в курсе финансовых злоупотреблений Пилата и через своих осведомителей компромат на префекта у них имелся.  Пилат боялся, что его «делишки» могут всплыть у императора. Тиберий этого бы не простил – он был яростным борцом с коррупцией чиновников. Можно было легко лишиться не только должности, но и головы. И от этого Пилат ненавидел Иерусалимских вождей ещё больше и старался во всём вставить им «палки в колёса». Раз они желали, чтобы Пилат вынес философу смертный приговор, он, в противовес желал отпустить его! Пилат был не только жестоким, но и упрямым!
                Пилата и Иисуса парадоксальным и удивительным образом объединило то, что у них оказались общие враги: первосвященники и весь состав синедриона!
                Ситуация  в этот исторический период осложнялась ещё и тем, что представители двух правящих религиозных элит, враждующих между собой -  фарисеи и саддукеи объединились и стали потихоньку противостоять римским властям. Поэтому Пилат давил на синедрион, опротестовывая его решения.
                Первосвященники выдвинули обвинения против проповедника в притязании  на царскую власть, а это уже было серьёзно. По римским законам претензия на царское достоинство каралось смертью.
                Неспроста первым вопросом правителя к Христу был: «Ты ли Царь Иудейский?». Но, услышав ответ: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18.36), – Пилат тут же засвидетельствовал, что никакой вины не находит в Иисусе и его следует отпустить, чем всполошил первосвященников.
                Они закричали хором:
                - Нет у нас у нас царя, кроме кесаря! «Если отпустишь Его, ты недруг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю!» (Ин.19:12) Они знали, чем можно испугать правителя.
                Возникла дилемма: иудеи хотели смерти Иисуса и уступить им, значит проявить слабость, а проявить твёрдость, значит нарваться на очередную жалобу императору, в которой Пилата могли обвинить в освобождении государственного преступника и, кроме того иудеи могли вспомнить ещё многие другие «прогрешения» – они ненавидели префекта.
                А когда ничего не вышло с последней попыткой Пилата «утереть нос» первосвященникам и спасти Иисуса, используя обычай отпускать преступника в канун еврейского праздника Пасех, он, уверившись в бесплодности своих попыток противостоять ненавистной толпе, подчинился её давлению и утвердил приговор синедриона.

                Какова дальнейшая судьба Префекта Иудеи?
Есть мнение многих исследователей – историков, что
«судя по отсутствию всяких упоминаний о Пилате в этот период, суд над ним так и не состоялся. Но он не получил и новой ответственной должности, что неудивительно, ведь он был ставленником прежнего императора и новому оказался не нужен. По всей видимости, остаток своей жизни Пилат мирно доживал на своей вилле, в кругу семьи, окружённый любовью и заботой домочадцев».

3. Осмысление противостояния

                Все по-своему воспринимают роль, да и самого Пилата, как человека, обличённого властью в истории, которая свела его с Иисусом Христом.
                Художник Н. Ге,  французский писатель и литературный критик, лауреат Нобелевской премии 1951г. А. Франс; русский писатель, поэт, переводчик, религиозный философ Д. Мережковский; французский писатель, лауреат Нобелевской премии 1952г. Ф. Мориак и другие считали Понтия Пилата заурядным человеком, солдафоном, средним чиновником, случайно оказавшимся в истории, а А.Франс в рассказе «Прокуратор Иудеи» (1892г.) иронически переосмыслил евангельскую историю. В рассказе он показывает жизнь Иудеи первого века. Через двадцать лет разлуки знатный римлянин Ламий встречается с Понтием Пилатом. Он описывает, что Пилат к тому времени не потерял ни живости, ни ясности ума. Сохранил отличную память, но совершенно не помнит философа Иисуса, которого казнили по его решению. На вопрос Ламия о «молодом чудотворце из Галилеи, об Иисусе Назарее, который был распят за какое-то преступление: Понтий Пилат нахмурил брови и потер рукою лоб, пробегая мысленно минувшее. Немного помолчав, он прошептал:
 - Иисус? Назарей? He помню»…
                Что тут скажешь? Или для Пилата случившееся семнадцать лет назад -  совершенно проходной случай, которых было много или тут заложен глубокий смысл давней трагедии, которую он заставил себя забыть. Видимо А. Франс думал именно о втором случае. А как было на самом деле неизвестно. 

                Наш великий «сиделец» и великолепный поэт, писатель Варлам Шаламов провёл психологический анализ рассказа А. Франса. Очень интересный случай похожей «забывчивости» в совершенно других, но тоже трагических событиях привёл Шаламов. На Колыме герой рассказа, некто Кубанцев – военный хирург, повидавший на войне многое, заставил себя забыть страшный случай с заключёнными, которых в подавление бунта в сорокоградусный мороз залили забортной водой на пароходе «Ким». Случилось множество смертей, ампутаций рук и ног… Через семнадцать лет он помнил все детали службы, а события с пароходом вспомнить не мог. Автор добавляет: «У Анатоля Франса есть рассказ «Прокуратор Иудеи». Там Пилат через семнадцать лет не может вспомнить Христа». Интересная параллель, однако, чтобы забыть такое, надо чтобы произошло жуткое потрясение или второе: иметь полное безразличие к этим событиям.
                Есть вещи, события, поступки, с которыми невозможно жить, если человек сумел себя оправдать, и душа не освободилась покаянием...  Извините, читатель за отступление от темы, но уж больно значимым мне показалась такая коллизия забывчивости.

                Немецкий историк и философ О. Шпенглер рассматривает трагическое  противостояние Иисуса и Пилата, как столкновение мира фактов и мира истин.
                Швейцарский писатель Ф. Дюрренматт считает основным сюжетообразующим мотивом страх Пилата : «Он  осознал, что человек, которого чернь точно щит несла перед собой ему навстречу, - не кто иной, как Бог; а между тем он не решился даже второй раз взглянуть на него, так ему стало страшно». Пилат у Дюрренматта полагает, что Бог, «приняв человеческий облик, лишь прибегнул к уловке, чтобы испытать человечество».

                Сюжет о Понтии Пилате в романе киргизского, советского писателя Чингиза Айтматова «Плаха» навеян Булгаковсим романом «Мастер и Маргарита». В романе Понтий Пилат у Айтматова хитрый политик, считающий, что Иисус тайно лелеял грандиозные планы во власти, которых добивался сам» Пилат. Это новый поворот во мнениях.

                Для многих и для меня в частности интереснее всего художественная версия Михаила Булгакова.
                Он демонстрирует столкновение жизненных позиций Понтия Пилата и Иисуса (в романе он Иешуа Га-Ноцри).
                Иисус на допросе отрицает любое проявление власти, которая незаконно лишает человека права на жизнь. Её может отнять только тот, считает Иисус, кто дал её человеку, то есть Бог и тогда человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
                Пилат только усмехается словам Иисуса:
                -  На свете не было, нет, и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиберия! – отвечает он.
                Речь прокуратора значительна. В его руках сосредоточена огромная власть, и Пилат понимает это:
                - Что есть истина? - с горечью восклицает он. Ведь он давно разучился верить в людей.
                Дальше Булгаков развивает свои мысли, перенося их в древнюю Иудею. Исторический сюжет переходит в художественный:
                - Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, - произносит Иисус.
                Эти слова потрясают прокуратора. Он понимает, как считал Булгаков, что перед ним далеко не обычный человек. Он снимает боль Понтия Пилата, чувствует его состояние, знает о его единственной привязанности к Банги  - собаке префекта.

                Написано великолепно. С такой колоссальной художественной силой, что веришь Булгакову безоговорочно, как в документы. Считаешь, что именно так всё и происходило, иначе не может быть никогда!
                Именно истина имеет ключевое значение ( и Н.Ге считал именно так). Иисус видит её в конкретных проявлениях, он видит добрую сущность людей, какие бы действия по отношению к нему они не совершали. «Истина всегда конкретна. Люди усердствуют в искажении истины. Они стали рабами. Иисус говорит о времени, когда человек вернётся к гармонии, и не будет нуждаться в царях и армиях».  Своей страстной и необычной речью он притягивает к себе Пилата. Невероятно, но по Булгакову правитель испытывает даже определённую симпатию к приговоренному арестанту. Эпизод допроса Иисуса отражает главную проблему Булгаковского романа – проблему вины и ответственности. Это тема Понтия Пилата. Недаром он начинал роман именно о Понтии Пилате. Булгаков утверждает, что у человека всегда есть выбор и его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать.
                - «Ненавистный город», — вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передёрнул плечами, как будто озяб, а потёр, как бы обмывая их»…
                Пилат не хочет, чтобы Иисус - Га-Ноцри был казнён, и страдает от сознания своего бессилия. По сути, в его власти  спасти философа. Он страдает оттого, что он поступает не так, как велит ему совесть. Им владеет только страх! Именно за свой страх он и подлежит суду высших сил. Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание.
                Далее возникает тема раскаяния. По Булгакову спор Понтия Пилата и Иисуса (Иешуа Га-Ноцри) не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и  её сути. Конец романа символичен.
                Перед дьяволом (Воландом) «возникает одинокий человек, в полнолуние его мучает бессонница. В остальные ночи он спит и видит лунную дорогу, по которой он хочет идти и разговаривать с философом Иешуа, но тот не приходит. Этот человек, сидящий две тысячи лет в каменном кресле — Понтий Пилат. Мастер, (главный герой романа), наконец, заканчивает свой роман и освобождает его одной фразой: «Свободен!». Пилат уходит в бездну, безвозвратно (Фото 1 на коллаже), прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».


                Какой потрясающей силы роман! Читатели именно так и не иначе воспринимают «прокуратора» Понтия Пилата!

                А в действительности… мучила  ли Пилата эта самая гемикрания (головная боль) или нет неизвестно, любил ли он или не любил запах розового масла? Была ли  у него собака? Всё это художественные приёмы усиливающие эффект присутствия читателя в сюжете. Хотя собака могла и существовать. Римляне любили догов – они даже участвовали в сражениях.
                Кстати кличка собаки Банги, имеет вполне земное происхождение. Вторую жену писателя звали Любовь Евгеньевна Белозерская (стала женой в 1925г). Ей посвящены: роман «Белая гвардия»; повесть «Собачье сердце»; пьеса «Бег»; и «Кабала святош» (Мольер) Сокращённо по фамилии и имени Булгаков называл жену Любанги или в дальнейшем просто Банги.

                Думаю, что после всего рассказанного, читателю станет ясно, почему писатели и художники посвятили свои произведения всаднику Понтию Пилату****

4. Легенды

                В заключение перескажу самые известные легенды, как закончилась жизнь всадника Понтия Пилата.
                Первый историк Церкви, Евсевий Кесарийскоий, сообщает, что последующая жизнь Пилата сложилась трагически.  (вообще-то первым  об этом упомянул греческий историк и парадоксограф Флегон (Флегонт из Трал) - историк начала II в., составивший хроники по Олимпиадам. Далее его повторяет уже Евсевий).

                Пилат был сослан во Вьен (город в 20 километрах от современного Лиона во Франции) в Галлии, где он, не выдержав угрызения совести, покончил с собой. Существует апокриф, где говорится, что даже стихии не принимали тело Пилата. После самоубийства его бросили в Тибр (совсем уж нелепая история. Тибр не протекает в Гллии – это третья по величине река Италии), но это вызвало столь сильное возмущение речных вод, что тело было извлечено, перевезено в место ссылки и брошено в реку Рону.
                То есть по легенде Пилат покончил с собой во Вьене, потом его тело то и дело перевозили. То к Тибру, то к Роне!
                Там произошло то же, что и на Тибре. Наконец, Пилата приняло некое бездонное озеро в Альпах, расположенное на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg».
                По другим рассказам Пилата казнили по приказу Нерона, и похоронили невдалеке от города Вьен. Там и находится гробница Понтия Пилата с пирамидальной колонной.
                А приговорил к смерти Нерон Пилата якобы за то, что он, под¬давшись влиянию своей супруги первой обращенной в христианство язычницы, сам стал проповедовать слово Божие, рассказывая людям об осужденном им на казнь мудром праведнике.
                Совсем уж невероятная история.
                Пилат по приезде в Рим предстал перед Калигулой – императором, правившим после смерти Тиберия с 37 по 41 год. После него правил Клавдий с 41 по 54 год и только в 54 году власть перешла к Нерону, который правил до 68 года! Ко времени правления Нерона история Пилата быльём поросла. Ему исполнилось к началу правления Нерона 64 года, а другие легенды утверждают, что умер Пилат в возрасте 55 лет.
                А во Вьене местные жители до сих пор показывают туристам сооружение, напоминающее обелиск, – могилу Пилата.
                Так называемая могила Понтия Пилата – монумент (фото на коллаже 1) находился на окраине города, а до его развития находилась далеко за его пределами. Обелиск признавался его могилой до середины 19 века. В конце концов, в 1838 г. археолог Жак-Клод Делорм получил разрешение на раскопки могилы и ничего там не нашёл. В связи с чем, он предположил, что обелиск является остатками античного  цирка, каковым он и считается до сих пор.

                Эта швейцарская легенда самая расхожая. Есть и её развитие.
                Якобы императора Тиберия поразил тяжкий недуг (гнойный струп на лбу, о котором не сказано ни у одного историка). Этот вариант легенды Булгаков взял из книги видного историка русской литературы И. Я. Порфирьева "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" (1890)).
                Тиберию сказали, что в Иудее появился лекарь Иисус, который лечит любые болезни.
                Выдумка, похожая на сказку. Известно, что Тиберий в 37 году уехал на Капри, где жил с племянником Калигулой, сыном любимого Германика, которого прочил на своё место. В возрасте 77 лет Тиберий устроил пир, после которого скончался от сердечного приступа – это исторический факт.

                Так вот Тиберий по этой легенде послал служителя к Пилату, чтобы тот прислал этого лекаря к нему, чем напугал его до смерти. В Иерусалиме посланный служитель встретил женщину Веронику, близкую к Иисусу. Она рассказала, что Иисуса распяли по приказу Пилата, но она имеет образ на холсте (читатель понимает «откуда ветер дует» - речь может идти, только о «платке Вероники» или о другой средневековой легенде о нарисованном портрете Иисуса для короля Абгара), который излечит императора. Служитель привёз Веронику с образом к Тиберию и он, взглянув на него, исцелился!

                А Пилат по приказу императора был схвачен и брошен в тюрьму, после чего приговорили к смерти. Но Пилат, узнав о приговоре сап «порешил» себя своим же кинжалом! (в тюрьму его, видимо, отправили вместе с кинжалом). А дальше – Тибр, потом повезли в Вьену (!) и далее по легенде, которая закончилась в Альпах.

                Существует и британская версия: вроде бы
изгнанные из Рима Пилат и его супруга отправились на британский остров, в те места, где прошло детство опального прокуратора Иудеи. Там они были радушно встречены родственником Понтия, что возглавлял племена, прожи¬вавшие у северных границ римских владений. Здешние предания гласят, что бывший наместник и его супруга пропо¬ведовали христианство на английских землях долгие годы. Согласно британ¬ским хроникам, Понтий Пилат скончался 5 июня 55 года. (прожил 65 лет) Клавдия пережила супру¬га почти на три десятилетия. Перед смер¬тью она вернулась в Рим, где и умерла 13 сентября 81 года (по моим подсчётам прожила 71 год).

                Возвращаясь к швейцарсуой легенде, хочу отметить, что есть разные варианты её прочтения. Одна из них говорит, что
«погребенный в горном озере самоубийца Пилат, подобно старому усталому Агасферу, не знает ни минуты покоя и что ежегодно в страстную пятницу, ночью, дьявол поднимает его со дна, втаскивает на окружающие озеро «скалистые стены», где до рассвета тщетно пытается смыть с него вечные пятна позора».
                Отголоски этой легенды в Булгаковском романе:
когда Мастер, с разрешения Сатаны, отпускает Пилату его грех, «скалистые стены» рушатся, и пятый прокуратор Иудеи обретает, наконец, желанный покой. Он вместе с любимой собакой Банги уходит в вечность (Фото 2 коллажа).
                Булгаков использовал Швейцарсуцю легенду для концовки романа, а задолго до Булгакова её использовал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) еще в конце XVIII в.
                В швейцарской части «Писем русского путешественника" (1789-1801) Карамзин восклицал: "Не увижу и тебя, отчизна Пилата Понтийского! Не взойду на ту высокую гору, на ту высокую башню, где сей несчастный сидел в заключении; не загляну в ту ужасную пропасть, в которую он бросился из отчаяния!» Тут он использует версию легенды, где Пилата заточили в башне (её, башни, и следов нет в том месте Альп).

                Заканчивая свои очерки, хотел ещё остановиться на произведениях, посвященных встрече Пилата с Иисусом Христом, но, увидев их количество - ужаснулся. Поэтому решил привести только то, что прочёл сам и рекомендую для прочтения или просмотра своим читателям****

Примечания:

*Тертуллиан (155-165 – после 220гг.) и Иустин Мученик или Иустин Философ (100-165гг.) – ранние христианские апологеты (https://studfile.net/preview/7117666/page:2/)

**Речь идёт о суде синедриона. Состоялся он или нет. Выносился ли приговор с юридической точки зрения? Мнения разошлись.
                Процедуры, так считают израильские историки, описанные в евангелиях, судом не являлись, так что Иисус не был осужден по израильским законам, а передан на суд римского префекта Пилата. А там был осужден – вне всяких норм иудейского религиозного права.
                Среди евангелистов тоже существует разнобой мнений по процедуре суда.
                Марк (14:64) и Матфей (14:64) утверждают, что приговор Иисусу синедрион вынес единогласно, Лука упоминает об одном голосе «против». Это был «некто Иосиф член синедриона. Так единогласно или нет?  Почему это важно?
                Согласно еврейскому законодательству того времени при вынесении единогласного обвинительного приговора судьи распускались по домам, и заседание назначалось вновь на следующий день. (так сказать на свежую голову – очень любопытное правило!)
                Описание суда евангелистами даёт ещё одно подтверждение мысли о том, что евангелия были написаны за пределами Палестины людьми плохо знающими её реалии того времени. В нём допущен ряд серьезнейших отступлений от иудейских законов того времени, что позволяет усомниться в его достоверности.
                Во-первых, судебное разбирательство у евреев запрещалось проводить в субботу, праздничные и предпраздничные дни, а евангелисты описывают суд именно в предпраздничную ночь. Во-вторых, заседания должны назначаться только днём в Иерусалимском храме, а не ночью и в доме первосвященника, как это описывает Марк и Матфей.
                Обвинительные приговоры оглашались по закону только на следующий день. Сразу мог объявляться только оправдательный приговор.
                По процедуре так же допущены серьёзные нарушения:
Не соответствовало количество свидетелей. В процессах жизни или смерти обвиняемого сначала допрашивались свидетели защиты, чего сделано не было.
                Грубейшим нарушением являлось вынесение приговора на основании собственных признаний обвиняемого (прямо как у нас в 1937-1938 годах!):
                «Ты ли Христос, Сын Благословенного?  - спросили Иисуса. Он ответил: - Я» (Марк 14:61-62).
                Такие слова считались богохульством.  «Тогда, как мы помним, первосвященник разодрал одежды свои и закричал:
                - Он богохульствует! на что нам ещё свидетели? вот теперь вы слышали богохульство Его!» (Матф 26:65, аналогично Лука 22:71; Марк 14:63) В таком случае, по мнению Каиафы, не нужно было никакого признания. Виновен и точка!

                Вдобавок ко всем процессуальным нарушениям, судьи были в изрядном подпитии! В ночь Седера предписывалось выпить минимум четыре чаши. Многие судьи, должно быть, выпили намного больше! А всякому, кто выпил вина, фарисейская традиция запрещала участвовать в судопроизводстве! Всё это не соответствовало закону Моисееву. Странный суд, странные решения, странные описания!

                Евангелист Иоанн, в отличие от синоптических евангелий, полностью отвергает мысль о том, что еврейские власти проводили слушание или судебное разбирательство в отношении Иисуса. Из описания Иоанна следует, что это было не судебное заседание синедриона, а лишь встреча, «совет» (Иоанн 11:47).
                Описания евангелий настолько противоречивы, что ни одно из них нельзя взять за основу исторического события.
                А апостол Павел в одной из своих проповедей даже прямо указывал на то, что по существу – казнь была убийством, замаскированным под суд. По мнению апостола, суд Синедриона не нашел оснований для обвинений, поэтому лишь «упросила» Пилата совершить казнь (Деяния 13:27-28). «Убийством» казнь Христа также называли в других апостольских проповедях (2:23, 3: 13, 15).

*** Двое лжесвидетелей сказали: «Сей говорил: Могу разрушить храм Божий и в три дня снова воссоздать его» (Мк. 14:58)
                Тут имеет место не только лжесвидетельство, но полное непонимание смысла сказанного Иисусом. Он, естественно, не собирался разрушать храм, который строился 46 лет, да и как Он мог это сделать? Он иносказательно говорил о храме духовном.
В третьей глава Евангелия от Иоанна в стихе двадцать один ясно записано: «говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19). Тут полное непонимание речи Иисуса и извращение сказанного.

****"Мастер и Маргарита" — российский фильм, снятый режиссером Юрием Карой в 1993 году и выпущенный на экраны только в 2011 году, но сразу был снят из-за требований сократить его чуть ли не на 80 минут. Кара отказался это делать. Кроме того возникли претензии на авторские права со стороны потомков Е.С. Булгаковой и фильм «положили на полку». Я нашёл его в интернете в плохом качестве. В фильме Пилата сыграл Михаил Ульянов, Воланда – Валентин Гафт (в телевизионном сериале Владимира Бортко, Гафт блестяще сыграл Каиафу и высокопоставленного чиновника НКВД), Маргариту - Анастасия Вертинская, Иисуса – Николай Бурляев и другие известные актёры.
                На мой взгляд, если говорить только о Пилате – Ульянов по характеру и подаче мне понравился, несмотря на то, что для Пилата он уже староват.
Фильм «Мастер и Маргарита» (2005) — российский телевизионный мини-сериал режиссера Владимира Бортко, вторая экранизация произведений Булгакова. Фильм, показанный на телеканале «Россия-1», посмотрели 40 миллионов зрителей при первом выпуске, став самым популярным российским телесериалом.
                Моей задачей является раскрытие образа Понтия Пилата, поэтому о фильме только скажу, что он мне понравился. Есть удачи, на мой взгляд, есть «не очень»… Моего героя сыграл Кирилл Лавров – старый, больной человек, поэтому образ, на мой взгляд, просто провальный. Понтию Пилату в то время было почти столько, сколько и Христу. То есть от 40 до 45 лет, а тут старик еле таскающий ноги!

                Следующий фильм - один из самых кассовых фильмов
«Стра;сти Христо;вы» (англ. The Passion of the Christ) - евангельская драма, снятая Мелом Гибсоном  2004г. Рейтинг фильма «R»  по системе рейтингов Американской киноассоциации. (MPAA). Это значит недопущение к просмотру детей до 18 лет. Фильм рассказывает о последних 12 часах жизни Иисуса, начиная с Моления о чаше и заканчивая кратким описанием воскресения Христа. В главных ролях Джеймс Кэвизел, Майя Моргенштерн,
Моника Беллуччи. Роль Пилата досталась болгарскому актёру Христо Наумову Шопову. Не скажу, что внешне он совпал с моим представлением о Пилате, но сыграл он великолепно. Отличное впечатление оставил итальянский характерный актёр  Маттиа Сбрагия в роли Каиафы. Вот его я так себе и представлял. Джеймс Кэвизел – Иисус – бесспорная удача!
                Фильм тяжёлый, но я бы очень советовал его посмотреть.  https://yandex.ru/video/preview/1791617347851767928 Если качество будет плохим просто откройте «Фильм М.Гибсона Страсти Христовы» и найдёте несколько роликов.

                Не буду истязать читателя произведениями по сюжету суда у Пилата. Их много. В 1972 году поставлена совместная  югославско-итальянская драма режиссера Александра Петровича, первая экранизация одноименного романа вместе с Пилатом и другими. Фильм представили заявкой на лучший фильм на иностранном языке на 45-й церемонии вручения премии "Оскар".
                В том же 1972 году режиссёр Анджей Вайда снял фильм «Мастер и Маргарита». Это свободная адаптация романа, перенесённая в современный Франкфурт.
                В 1989 г. выпущена в прокат польская 4-х серийная драма режиссёра Мацея Войтышко «Мастер и Маргарита». Отмечена, как очень точная адаптация романа.
                В 1991 г. Полом Брайерсом снят английский фильм «Инцидент в Иудее». Вообще-то я насчитал семь экранизаций!
                А самые известные (по крайней мере, мне) литературные произведения, которые я бы советовал прочитать, это:
                М. Булгаков «Мастер и Маргарита»; Чингиз Айтматов «Плаха»; Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Роман-искушение»; А. Франс «Прокуратор Иудеи»; Антуанетта Мей «Жена Пилата, или тайна прокуратора»; Эрик-Эмманюэль Шмитт «Евангелие от Пилата»; Роже Кайуа «Понтий Пилат». Алексей Меняйлов «Понтий Пилат. Психоанализ не того убийства»
Выбирайте!