Города – государства Древней Руси. Существовали ли они раньше?
фото Д.В. Соловьева
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В данной статье расскажем о городах древнее городов Древней Руси
И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко в своем труде «Города-государства Древней Руси.» выдвинули версию о существовании городов –государств на Руси.
Коротко о авторах. Игорь Яковлевич Фроянов был доктором исторических наук, профессором занимался соцально - политической историей Древней Руси. Андрей Юрьевич Дворниченко так же доктор исторических наук, заведовал кафедрой истории России с древнейших времёнзатем стал заместителем проректора по научной работе. (В СПбГУ)
Отметим Древняя Русь по - официальной точки зрения исторической науки. Как нам говорит Большая Российская энциклопедия (БРЭ): «ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, государственное образование в Восточной Европе во 2-й половине 9 – 1-й трети 12 веков. Объединило восточно -славянские племена … Столица – Киев. В результате усиления влияния местных князей и боярства распалось …»
О путях возникновения древнерусского города.
«Каковы же были конкретные пути возникновения древнерусского города? Мы полагаем, что первые города в упомянутом выше смысле возникали как племенные центры. Их образование соответствовало высшему этапу развития родоплеменных отношений. Хронологически оно связано с IX—X вв. Именно к этому, времени относится появление таких городов, как Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Белозеро, Ростов и др. Будучи средоточиями огромных племенных союзов, они неизбежно превращались в крупные городские центры, сохраняя свою масштабность и позднее, когда родоплеменной строй отошел в прошлое. Прав, на наш взгляд, В.В. Седов, когда он связывает градообразование с племенными центрами. Но мы не можем согласиться с его представлением об эволюции городов из племенных центров. Мы считаем, что племенные центры это и есть города в социальном смысле слова. Дальнейшее же их развитие, как уже мы отмечали, шло по линии умножения конкретных функциональных свойств.» (И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко «Города-государства Древней Руси.»)
Градообразование конечно связано с племенными центрами, об этом говорит этимология слова город. Как считал Василий Флоринский написавший в своем труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни»: «С горою может быть связано первое представление о естественной крепости» и тогда слова «городить» и «огораживать» появились позднее от слова «город». Когда возвышенные и защищённые природой пункты, стали обноситься искусственными сооружениями, земляным валом, стеною и палисадом». Так же объясняется появление в слове город буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины».
Но были города на Руси города древнее летописных Новгорода, Киева, Полоцка, Смоленска, Белозера, Ростова и других. Назовем эти города. Клещин. По археологическим находкам Историки считают, что старый Клещин простоял вплоть до 15-16 веков.
По - нашему мнению город Клещин более древний, мог быть основан еще до прихода киевских князей отметим, что при раскопках найдены арабские саманидские и аббасидские монеты 850-900 годов, как видим IX век, город может быть древнее.
Рядом с Дмитровом, в 11 километрах вверх по реке Яхроме находился древний русский город Вышгород (или Великое Полюдье) Найденные наконечники стрел при раскопках городища на его месте «согласно типологии, предложенной А.Н. Кирпичниковым. В частности, черешковые ромбовидные … которые имеют широкие хронологические рамки IX–XIV веков» По - нашему мнению город был намного древнее Дмитрова.
«Сарское городище или «Мерянский Ростов» - укреплённое поселение VII — начала XI веков в Ярославской области. Находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, к югу от станции Деболовская»…. Не далеко от Ростова.
«Сунгирское городище. Недалеко от Владимира Рядом с палеолитической стоянкой Сунгирь, на высоком краю левобережной Клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней крепости 12-го века, основанной на месте меряно-славянского поселения 7-11 вв. над устьем оврага и излучиной Клязьмы.» (подробнее в нашей статье «Летописные города Северо – восточной Руси – поздние города дублеры. Экспансия с запада?»
А как быть с Любшанской крепостью: «Любшанская крепость - древнейшая на территории Древней Руси из когда-либо найденных археологами. Она находится в двух километрах от Старой Ладоги, на месте старого устья реки Волхов. Укрепления каменно-земляной крепости были построены в конце VII - начале VIII века и являются самыми древними образцами каменной кладки в русской истории ….Не деревянные или земляные, а каменные основания стен Любшанской крепости позволяют учёным утверждать, что укрепления были построены именно пришедшими в эти земли славянскими племенами, поскольку ни финно-угры, ни скандинавы в то время не обладали этой технологией» ( «Любша - сенсация археологии. Самая древняя каменная крепость на Руси, старше Рюрика на 200 лет»
Или со Старой Ладогой, БРЭ: «СТАРАЯ ЛАДОГА (до 1704 Ладога), село в России, в Волховском р-не Ленинградской области, центр Староладожского сельского поселения, а также Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. Население ок. 2 тыс. чел. (2019). Расположено на левом берегу р. Волхов. В середине 8 в. (древнейшая дата подендрохронологии – 753 год) на правом берегу р. Ладожка (левый приток Волхова)»
Не об этих ли городах и многих других неизвестных и еще скрытых от нас временем писал А. Васильев в работе «О древнейшей истории северных славян до времени Рюрика», которая была издана в 1858 году. А Васильев говорит: «Неизвестность времен даже существования городов, которых видны теперь только следы, неизвестность времени построения многих и до ныне существующих городов – доказывают, что славяне севера за много столетий до Рюрика имели оседлость, значительность и гражданственность, следовательно столь же устроены как и греки древних отдельных государств Греции и естественно имели своих Демосфенов, Периклов, Фемистоклов, которые неминуемо проявляются в стране раздробленной на малые области и управляемые выборными лицами.
Но многие русские не хотят сообразить, что существование городов, т.е. благоустроенных общин не может быть без благоустроенности гражданской и как бы боятся подумать, что северные славяне, имея города должны были иметь установления законы войны и замирения» - то есть имели свою государственность
Отметим и важное замечание автора: «Славяне севера чуждые волнений и тревог южных славян должны были иметь, и свою Степенную Историю, прерванную великими внутренними междоусобицами … прерванную проникновением в Россию Христианства, обратившего не только всех тогдашних писателей, то есть монахов к греческим сказаниям, но увлекшего их в ненависть ко всему языческому, т.е. ко всему прежде бывшему…»
Отметим, что славяне пришли на Русскую равнину, на свою прародину не на пустое место, а к родственным племенам, оставшимся, после ухода части арийских племен, с которыми по- нашему мнению и образовали союзы племен, а древние города старше летописных, которые находят археологи возможно были построены ими до прихода славян (подробнее в нашей статье ««Имена племён изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине - предков русского народа»
Какая государственность могла быть у народов, племен изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине?
«Структура политической власти, управлявшей древнерусским обществом IX—X вв., была трехступенчатой. Военный вождь — князь, наделенный определенными религиозными и судебными функциями, совет племенной знати (старцы градские) и народное собрание (вече) — вот основные конструкции политического здания изучаемой эпохи …. Города Руси X в. являли собой самостоятельные общественные союзы, представляющие законченное целое, союзы, где княжеская власть была далеко не всеобъемлющей, а лишь одной из пружин социально-политического механизма, лежавшего в основе государственного устройства. … И все же главнейшие города Руси и в это время выступали в первую очередь не как центры ремесла и торговли, а как государственные средоточия, стоящие во главе земель — городских волостей-государств» (И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко «Города-государства Древней Руси.»)
Возможно у славян после возвращения на свою прародину осталась трехступенчатую структуру власти, а их государственностью были города - государства, но со слабыми экономическими функциями, как писал Флоринский: «Центром или местом управления при первоначальном родовом складе общины». Все это было гораздо раньше.