Фото: Архимандрит Серафим (Седов) с вифанской воспитанницей на территории Елеонской обители в Иерусалиме. 60-е годы ХХ-го века. Из архива Холодюка А. Г.
Изучение исторической фотографии с изображением клирика РРЦЗ на территории Святой Земли начинается прежде всего с установления персоны того, кто запечатлен на старом черно-белом снимке. Далее начинаются поиски тех экспертов, кто может предоставить достоверную информацию об этом клирике или подсказать какие-то источники, рассказывающие о жизни и деятельности того или иного персонажа. Для этого требуются силы, терпение и время. Так случилось и с фотографией известного в России и в других странах архиманрита Серафима Седова, родившегося в Российской империи и погребенного в Гефсимании на территории монастырского кладбища.
Архимандрита Серафима (в миру Николай Яковлевич Седов; 1896 – 1984 ) его современники называли «верным воином Царя Небесного и Царя земного, преданным слугой Царицы Небесной и Царицы земной» [1]. Николай Яковлевич Седов, был участником Первой мировой и Гражданской войн. Прекрасно воспитанный молодой офицер Николай Седов, служивший штабс-ротмистром в Крымском конном Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полке, был одним из любимцев Царской семьи, где все хорошо его знали и ценили [2]. В двадцатилетнем возрасте он ушел на фронт, где получил тяжелое ранение в шею. Николая Седова отправили на лечение в Царское Село, где в лазарете за больным ухаживала сама императрица Александра Феодоровна.
В дневниковых записях В. И. Чеботаревой рассказывается, что операция Николая Седого проводилась в присутствии императрицы и ее дочерей [3]. Во время перевязок государыня «сидела у его изголовья», «шутила и подбадривала» больного, а тот «нежно прильнул к Ее руке, как ласкающее дитя» [4]. Александра Федоровна даже научила больного вышивать. Офицера Николая Седова наградили летом 1917 года «золотым Георгиевским оружием». В том же году в России была создана тайная монархическая организация под руководством Н. Е. Маркова, и ее членом стал преданный императору Николаю II штабс-ротмистр Николай Седов. Позже эта организация стремилась освободить августейших узников, когда большевики отправили в ссылку всю царскую семью в Тобольск. По поручению тайной организации и по зову сердца и чувства долга Н.Я. Седов отправился в Сибирь, где пребывал в подполье. С небольшой группой офицеров ему не удалось освободить Царскую семью.
После убийства августейших узников Н. Я. Седов ушел воевать в Добровольческую армию генерала Деникина, а в 1921 году вместе тысячами соотечественников эмигрировал из России в Чехию. В Праге, где в то время духовным окормлением православных занимался архиепископ Сергий (Королев). К этому владыке Н. Я. Седов попал «в предельном отчаянии, на пороге самоубийства». Сохранились воспоминания. что архиепископ Сергий его «спас». Бывший «белый офицер» некоторое время был келейником владыки. В феврале 1929 года в Праге, получив церковный развод, Н.Я. Седов был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона [5]. Далее он вступил в Типографское братство преп. Иова Почаевского в селе Ладомирова в Пряшевской Руси (Словакия).
Отсюда он прибыл в Иерусалим и уже с осени 1931 года числился в составе братии Русской духовной миссии РПЦЗ. В Троицком соборе Иерусалима выполнял послушание ризничного. 24 июля 1938 года посвящен в иеромонаха за литургией у Гроба Господня. После этого иеромонаха Серафима назначили настоятелем храма Святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. В декабре 1943 года отца Серафима отправили в Египет для временного исполнения обязанностей настоятеля русской церкви в Каире, где он служил до поздней осени 1944 года. Далее отец Серафим переехал в Западную Европу. В 1949 году «вместе с игуменом Пантелеймоном (Роговым) в городе По (регион Аквитания, Франция) участвовал в организации подворья монастыря преп. Иова Почаевского» [6].
B январе 1951 года отца Серафима назначили настоятелем храма в Тегеране и возвели в сан игумена, а через год — в сан архимандрита. Спустя десятилетие архимандрит Серафим возвратился из Тегерана в Иерусалим [7]. С 1961 года он служил в Гефсиманском женском монастыре во имя святой Марии Магдалины. Потом его назначили духов-ником в Вифанской школе. Долгие годы он жил в Вифании при Рус-ской школе, размещавшейся на «русском участке». Преподавал детям Закон Божий, Священную историю Ветхого и Нового Завета, был духовником вифанских воспитанниц, говорил с ними по-арабски и по-русски. По воскресеньям приходил в Гефсиманский монастырь, где сослуживал духовнику обители иеромонаху Стефану (Щусь).
Архимандрит Серафим отошел ко Господу в праздник Воздвижения Креста Господня. Сохранились воспоминания, что он причастился в церкви, вернулся в келью, хотел попить чаю, сел на кровать, стал снимать с себя верхнюю одежду и неожиданно скончался. Похоронили отца Серафима на кладбище Гефсиманского монастыря.
Литература
[1] Верные. О тех, кто не предал Царственных Мучеников. Документ. – Электронный ресурс refdb.ru.
[2] См.: Кузнецов В.А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке.Биографический справочник. – Екатеринбург, 2014.
[3] См.: Верные…
[4] Там же.
[5] Архимандрит Августин (Никитин). Русская Палестина, Яффа: город св. апостола Пера и праведной Тавифы. Часть 2/ ж. «Нева», номер 6, номер 5, с. 215.
[6] См: Кузнецов В.А…
[7] Там же.