Архимандрит Серафим Седов на cтарой фотографии

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Архимандрит Серафим (Седов) с вифанской воспитанницей  на территории Елеонской обители в Иерусалиме. 60-е годы ХХ-го века. Из архива Холодюка А. Г.

Изучение исторической фотографии с изображением клирика РРЦЗ  на территории Святой Земли   начинается  прежде всего с установления персоны того, кто запечатлен  на старом  черно-белом снимке. Далее начинаются поиски  тех экспертов, кто может предоставить достоверную информацию  об этом  клирике или подсказать какие-то источники, рассказывающие  о жизни  и деятельности  того или иного персонажа. Для этого требуются силы, терпение и время. Так случилось  и с фотографией известного в России  и в других странах  архиманрита Серафима Седова, родившегося в Российской империи и погребенного в Гефсимании на территории монастырского кладбища.

Архимандрита Серафима  (в миру Николай Яковлевич Седов; 1896  – 1984 ) его современники называли «верным воином Царя Небесного и Царя земного, преданным слугой Царицы Небесной и Царицы земной» [1]. Николай Яковлевич Седов, был участником Первой мировой и Гражданской войн.  Прекрасно воспитанный молодой офицер Николай Седов, служивший   штабс-ротмистром в Крымском конном Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны  полке,  был одним из любимцев  Царской семьи, где все хорошо  его знали  и ценили [2].  В двадцатилетнем возрасте он ушел на фронт, где получил тяжелое ранение в шею. Николая Седова отправили на лечение в Царское Село, где в лазарете за больным ухаживала сама императрица Александра Феодоровна.

В дневниковых записях В. И. Чеботаревой рассказывается, что  операция  Николая Седого проводилась в присутствии  императрицы и ее дочерей [3].  Во время перевязок государыня «сидела у его изголовья», «шутила и подбадривала» больного,  а   тот  «нежно прильнул к Ее руке, как ласкающее дитя» [4]. Александра Федоровна даже научила больного вышивать. Офицера Николая Седова наградили летом  1917 года  «золотым Георгиевским оружием». В том же году в России  была создана тайная монархическая организация  под руководством Н. Е. Маркова,  и ее членом  стал преданный императору Николаю II штабс-ротмистр Николай Седов. Позже эта организация стремилась освободить  августейших узников, когда большевики отправили в ссылку всю царскую семью в  Тобольск.  По поручению  тайной организации  и по зову сердца  и чувства долга Н.Я. Седов отправился в Сибирь, где пребывал в подполье. С небольшой группой офицеров ему  не удалось освободить Царскую семью.

После убийства августейших узников Н. Я. Седов ушел воевать в Добровольческую армию генерала Деникина, а в 1921 году вместе тысячами соотечественников эмигрировал из России в Чехию.  В Праге, где в то время духовным окормлением православных занимался архиепископ Сергий (Королев). К  этому владыке Н. Я. Седов попал «в предельном отчаянии, на пороге самоубийства».  Сохранились воспоминания. что архиепископ Сергий  его «спас». Бывший «белый офицер»  некоторое время был келейником  владыки. В феврале 1929 года в Праге, получив церковный развод, Н.Я. Седов был пострижен в монашество  и  рукоположен в иеродиакона [5]. Далее он вступил в Типографское братство  преп. Иова Почаевского в селе Ладомирова в Пряшевской Руси (Словакия).

Отсюда он прибыл в Иерусалим и уже с осени 1931 года числился в составе братии  Русской духовной миссии РПЦЗ. В Троицком соборе Иерусалима выполнял послушание ризничного. 24 июля 1938 года посвящен в иеромонаха за литургией у Гроба Господня. После этого иеромонаха Серафима назначили настоятелем храма Святого апостола Петра и праведной Тавифы  в Яффе. В декабре 1943 года отца Серафима отправили в Египет для временного исполнения обязанностей настоятеля русской церкви в Каире, где он служил до поздней осени 1944 года.  Далее отец Серафим переехал в Западную Европу. В 1949 году «вместе с игуменом Пантелеймоном (Роговым) в городе  По (регион Аквитания, Франция) участвовал в организации подворья монастыря преп. Иова Почаевского» [6].

B январе 1951 года отца Серафима назначили настоятелем храма в Тегеране и возвели в сан игумена, а через год — в сан архимандрита. Спустя десятилетие архимандрит Серафим возвратился из Тегерана в Иерусалим [7]. С 1961 года он служил в Гефсиманском женском монастыре во имя святой Марии Магдалины. Потом его назначили  духов-ником в Вифанской школе.  Долгие годы он жил в Вифании при Рус-ской школе, размещавшейся на «русском участке». Преподавал детям  Закон Божий, Священную историю Ветхого и Нового Завета,  был духовником вифанских воспитанниц,  говорил с ними по-арабски и по-русски. По воскресеньям приходил в Гефсиманский монастырь, где сослуживал  духовнику обители иеромонаху Стефану (Щусь).

Архимандрит Серафим отошел ко Господу в праздник Воздвижения Креста Господня.  Сохранились воспоминания, что он причастился в церкви, вернулся в келью, хотел попить чаю, сел на кровать, стал снимать с себя верхнюю одежду и неожиданно скончался. Похоронили отца Серафима на кладбище Гефсиманского монастыря.

Литература

[1] Верные. О тех, кто не предал Царственных Мучеников. Документ. – Электронный ресурс refdb.ru.

[2] См.:  Кузнецов В.А. Русское православное зарубежное монашество в ХХ веке.Биографический справочник. – Екатеринбург, 2014.

[3] См.:  Верные…

[4] Там же.
   
[5] Архимандрит Августин (Никитин). Русская Палестина, Яффа: город св. апостола Пера и праведной Тавифы. Часть 2/ ж. «Нева»,  номер 6,  номер 5, с. 215.   

[6]  См: Кузнецов В.А…

[7] Там же.