Да медвежий мех...

Анфиса Ковалёва-Русская
                02 марта  2023  Г.Новороссийск.
                ==============================
Давно  это было. Минуло окло шестидесяти лет.
В средине 70-х  годов, а вернее, в 1965-66 уч.году
Я окончила ТОмский госуниверситет. Волею судьбы
случилось мне немного поработать нештатным
корреспондентом  в обл.газете "Красное знамя".

Как хотелось мне  хоть когда-нибудь увидеть
дом моей мамы,где она жила  малой семьёй с
мужем Арсением и сыночком Дмитрием Арсеньевичем.
Это была семья местных сибирских остяков.
По редким рассказам мамаы я знала историю

их недолгого счастья. Но, понимала  многое
из того, что усвоила  мама  среди этих интересных
и своеобразных народов. Их быт.Их поверья и
взаимоотношения в семье. Маленькая Барбара
Михайловна Гашилова,-урождённая в г.Полоцк,-

центр Беларуси. По шестому году,(а родилась
она в 1903-ем году) в семье отставного капрала
Польской Армии, Гашилова Михаила Онуфриевича.
Беларусь  была полностью под оккупацией Польши.
Парень беларус, отслужил  в этой Армии

за себя срок, потом- ещё - снова,- за парня из
богатой семьи  польской. Вернулся и устроился
старшим конюхом  в имение одного из богатейших
панов,-начальника города. У этого пана не было
своих детей, и они воспитывали приёмную девочку

Ксюшу.Девочка не знала ничего о семье,в которой
родилась,да и вообще на знала,и не пыталась знать,-
её ли родная эта семья. Выполняла поручения
по присмотру за порядком  в комнатах дома,
исполнением бязаностей слуг.Так и жила.Когда

же появился в их усадбье Михаил Онуфриевич,
что-то её озадачило. Он совсем иной,чем её
родители. И говорит не так,и общение у него иное.
Молодые поженились. Уже трое девочек, но
папа не только не решает вопрос о наделе

новой семье земли,прочего приданго.
Он занял жёсткую позицию по выдворению
всей семьи - вон!  Михаил Онуфриевич
был царским солдатом и на хорошем
счету. Выезд в Москву и приём царя дали

ему не только уверенность, но и путь,
по которому он последует в Сибирь на поселение.
Подъёмные средства. Землянка. Природа
богатейшая. Всё бы ладно.Да пришла осень,и
в их пятачке-поселении,где было не

более трёх -четырёх дворов,загуляла чахотка.
Семья рано зашаталась.По окрестным поселениям
разъезжали сваты. Девочкам пришлось весь
груз семьи полжить на свои хрупкие плечи.
По берегу реки Обь точечно располагались

селения- рыбацкие юрты и дома.Такими были
Езенкино, Ыготкино, Иванкино и-самое большое
поселение- Инкино.Там была и цеквь, в
котрой раз в год, в марте месце,( тогда уже
припекало солнце), но река ещё была под

крепким льдом,-собиралися весь окрестный
народ. Венчались. Торговали пушниной, рыбой.
Знакомились будущие молодожёны.Моя мама
былы увезена в Иванкино. И жизнь её,по
её воспоминаниям,оказалась доброй и материально

обеспеченной. Но не долгим было счастье...

В начале Великой Отечественной войны она
проводила первого сына,Дмитряя Арсеньевича,
на фронт. Он погиб под Белгородом осенью 1943г.
У мамы уже была новая семья. Я росла в её
новой семье восьмым ребёнком.

Годы войны и местное начальство, которому
прислуживал сосланный из тюрем центра Росии,
человеческий сброд и затаившиеся, после
Гражданской  войны,немецкие полицаи под видом
учителей, врачей. Жизнь делали невыносимой.

Слава отцу и маме,они смогли нас уберечь.
Однако, меня не отпускала мысль увидеть
тот дом,то место,тех людей,с которыми
жила мама свои недолгие счастливые годы.

Её молодой и уважаемый всей его роднёй муж,
Сычин Арсений, в пору язовничества на Оби,
перевернулся и упал в воду. Его сбила
большая обская льдина. Вскоре он умер,

оставил маму с маленьким  годовым сыночком.
Шло время. У мамы, уже в другой семье, росла,
училась я. Завела тоже семью. Стала работать.
По случаю,нештатным корреспондентом отправилась
в командировку от газеты "Красное Знамя".

Конечно, с радостью и уважением выбрала и
посетила почти все места в среднем приобъе,
где жила мама. Встртилась с её  подругами
юности и была так рада, что до сих пор из
памяти не стираются эти встречи.

Одажды,а я занималась фольклором Среднего
Приобъя,нашла много незабываемых рассказов
о жизни остяков,их обычаях и веровании.
Но сейчас хочу написать лишь о немногом.

Я в прошлом участница и даже немного,
по условиям частной жизни, была и солистеой
капеллы. Занятия в капелле забыть не возможно.
Конечно, иногда слышу своих коллег,- кто
поёт на профессиональной  сцене как любитель
сольного пения.

Буквально на днях мне запало в душу
исполнение песни композитора Матвея
Блантера и автора слов Ильи Сельвинского -
"Кони-звери", в исполнении давней знакомой
по капелле. Она пела "Кони-звери".

С этой песней в 70-е годы прошлого века
бойко вышла Елена Образцова. Муслим Магомаев
пел её. Но что-то в его исполнении, в конце
текста смялось.Точно также заминку в конце
текста я заметила и у Светланы Г.

Долго во всех случаях исполнения этой песни
я не могла разобрать фразу ".. и медвежий  мех..."   
Изучала  некие обрядовые и просто бытийные 
случаи,с так называемой местным народом,-лешими:
лесными, водяными; даже, недавно,в связи

с изучением сегодняшних баталий СВО -
в Закарпатьи. Меня смущали начальные  фразы
текста:"Там за белой пылью в замети скользя,
небылицей-былью жаркие глаза...Былью-небылицей
очи предо мной,-"Эй!Стрелою,кони! Шипче,
 
коренной...". А в повторе - " ... чёрные да
серы,чёрные да серы...чёрные да серы, -
да МЕДВЕЖИЙ МЕХ".

Я Филолог. В местечке, где я родилась,
поселение- могильник Алдыган,- многое слышала
от старых бабушек,когда они собирались вечерами
на краю крутого берега маленькой речушки

Алдыганки и говорили- рассказывали самые,
казалось,невозможные истории про банных леших,
про лесных,водяных, и о том,как старички
умели оберечь "свадебный поезд"  или переезд
из дома в дом  "от порчи", с помощью многих

оберегов. В том числе -часто употреблялся
либо медвежий жир, либо медвежий мех.
"Дровосеки и лесники не забывали брать с собой
медвежий мех,хоть латочку, но свежую...".

Стала анализировать текст песни "Кони -звери"
и сообразила,что текст написан в закарптье.
Именно там не метель,-а ЗАМЕТИ, по которым
скользят и сани лесорубов,и лесные образы
горных русаличьих сутей.

Вот только тогда я поняла,что значит:
"...Там за белой пылью,в замети скользя,
небылицей-былью -яркие  глаза. Былью-
небылицей !? Очи предо мной...

Эй!Стрелою,кони! Шипче, стременной!
А глаза сияют,ласково маня: не меня встречают,
Ищут не меня.Только жгут без меры из-под чёрных
дуг...Гэй! Чубарь мой серый,задушевный друг!!!"

Давно это было. Минуло около шестидесяти лет.
Теперь я вижу иное исполнение этого текста,-
медвежий мех считался оберегом в санях.
Испуг коней запахом медвежьим. Мне и раньше
было известно,что "знахари, коих не приглашали

на свадьбу,- мазали тайно столб,через ворота
которых должен был проехать свадебный поезд
до крылечка, и кони обязательно вздыбливались,
а пара молодожёнов часто выпадала  из "свадебного
поезда".Тогда предсказывали "знахари",что не

будет жизни у этой пары.Однако,теперЬ, когда
мне случается петь эти  куплеты,я стараюсь
ВЫДЕЛИТЬ именно веру людей в силу "медвежьего меха"
перед всеми людскими кознями, как чарами и
 
иллюзорными картинами,тем более,- в тихом лесу
с чистой белой снежной пылью,когда она
набивается в замятье-сугробы, плотные и
удивительно красивые валуны. Конечно,соображаю,
что этот текст -далеко  не романс. Это

зарисовка закарпатских лесных видений и
яркая картина  обычной жизни народов закарпатья
(цыган). И петь её надо, по моему мнению,
подчёркивая  интанационно и ритмичеси именно
этот оберег, "МЕДВЕЖИЙ  МЕХ".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Не исключаю,что кто-то со мной не согласится,но 
совершенно очевидным представляется исполнение
певцов,что фраза "медвежий мех"используется
для сохранения рифмы и размера. Думаю,что в этом
теряется весь колорит и текста,и песни, как
характера цыганского  исполнения произведения.
А оно и было написано авторами, как песня цыган.
==================================================
      
     "КОНИ-ЗВЕРИ"
Композитор Матвей Блантер,
поэт Илья Сельвинский

Там, за белой пылью,
В замети скользя,
Небылицей-былью
Жаркие глаза.
Былью-небылицей
Очи предо мной.
Так быстрей же, птицы,
Шибче, коренной!

Припев:

Ой вы, кони, кони-звери,
Звери-кони, эх!
Черные да серый,
Черные да серый,
Черные да серый,
Да медвежий мех…
Черные да серый,
Черные да серый,
Черные да серый,
Да медвежий мех…

А глаза сияют,
Ласково маня,
Не меня встречают
Ищут не меня.
Только жгут без меры
Из-под темных дуг,
Гей, Чубарь мой серый,
Задушевный друг!

Припев:

Ой вы, кони, кони-звери,
Звери-кони, эх!
Черные да серый,
Черные да серый,
Черные да серый,
Да медвежий мех…
Черные да серый,
Черные да серый,
Черные да серый,
Да медвежий мех…

Я рыдать не стану,
Вдурь не закучу,
Я тебя достану,
Я тебя умчу.
Припадешь устами,
Одуришь, как дым…
В полынью с конями
К черту полетим!

Припев:

Ой вы, кони, кони-звери,
Звери-кони, эх!
Черные да серый,
Черные да серый,
Черные да серый,
Да медвежий мех…
Черные да серый,
Черные да серый,
Черные да серый,
Да медвежий мех…
    ***