Береженного бог бережет

Алишер Таксанов
Удивился шуму, поднятому в социальных сетях, по поводу введения правила ношения велосипедистами и пешеходами жилетов со светоотражающими линиями. Постановлением Кабинета министров РУз №172 «Об утверждении правил дорожного движения» от 12 апреля 2022 года отмечено: "в целях обеспечения защиты граждан, особенно детей, предотвращения дорожно-транспортных происшествий и их последствий, при переходе дороги в темное время суток и в условиях плохой видимости наличие светоотражающих элементов в верхней одежде пешеходов имеет важное значение для сохранения жизни".
Служба безопасности дорожного движения МВД Узбекистана сообщило, что правило носит рекомендательный характер. Однако многие граждане узрели в этом:
- нежелание властей поддерживать в технически исправном состоянии всю дорожную инфраструктуру;
- бизнес какого-то лица, проталкивающего в обязаловку свой продукт;
- перевод ответственности МВД и хокимиятов на самих же граждан.

Между тем, в странах Европы, в частности, Швейцарии, ношение таких жилетов является обязательным для дошкольников, передвигающихся как в группе, так и с родителями, от дома до сада и обратно в дневное и вечернее время; для детей и подростков, передвигающихся на велосипедах и тротинеттах (электросамокатах), скутерах (мопедах) в вечернее время. Их ношение, как и касок, является обязательным, иначе полиция выписывает большой штраф.
Взрослые носят по своему усмотрению, но я заметил, что 80% всех передвигающихся на велосипедах даже в дневное время препочитают надевать такие жилеты и каски, ведь в случае дорожно-транспортного происшествия медицинская страховка отказывается оплачивать лечение, так как сам человек не предпринял минимальные требования своей безопасности.
К обязательным требованиям относят также наличие светоотражателей на самих велосипедах и электросамокатах, фар белого и красного света, а также двух тормозных ручек. Все это стоит дешево, а вот такие простые вещи дают гарантию сохранности жизни, избежания ДТП. Светоотражение в темное время суток или при тумане заметно на расстоянии в 150 метров, тогда как темная одежда видна на дистанции в 10 метров. Водитель просто не успевает принять решение: тормозить или объехать. Причем в городах скорости снижены до 50 км в час, а в некоторых зонах до 20 и 30 км в час - для этого устанавливапются знаки. Фары включаются даже в дневное время.

В Узбекистане люди видят какой-то подвох, попытку кем-то извлечь выгоду или нежелание властей решать проблемы. В Европе с дорожным полотном и инфраструктурой все отлично, однако это не снимает ответственности с граждан самим обеспечивать сохранность здоровья и жизни.