Притча о богаче и Лазаре

Валентин Ирхин
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.

Притча рассказывает о практиках классической йоги в традициях Патанджали. Речь идет о двух мирах – внешнем и внутреннем, в каждом из котором имеются свои органы чувств, числом по пять, - это пять братьев человека. Лазарь при жизни успешно выполнил все созерцания и аскетическую практику пратьяхары – отвлечения органов чувств от объектов чувств. Кроме того, он жертвовал свое тело страдающим живым существам (тибетский обряд чод). Поэтому в другом эпизоде иоаннова евангелия Иисус воскресил и вытащил из гробницы (платоновской пещеры) Лазаря как свое отражение в нижнем мире, прообразуя собственную мистерию воскрешения в космических эонах. Крошки – дхармочастицы, созерцанием которых Лазарь успешно занимался, постигая пустотность бытия. Лоно Авраамово – Чистая земля Будды.

Богач так и остался в нижних чувственных мирах – камалоке, месте мучения, где неизбежно страдание, в каббале малхут. Он напрасно ищет помощи у высших сфер бытия – привычных для него блистательных мирах богов, поскольку сам отрезал себя от освобождения низменными стремлениями: любые накопления богатств (хоть материальных, хоть духовных) дают лишь временный эффект. Моисей – шестой принцип человека, манас, низший животный ум человека, утверждающий Закон, соединяющий пятерку воедино; еще выше по духовной вертикали дерева сефирот (хотя бы по христианской семерке) забираются пророки; Иисус – высший разум, седьмой принцип, буддхи. «Омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой» – тантрические методы спуска в нижние центры. Практика перерождений тут особо не помогает.