Неразрешимое противоречие

Наташа Константинова
Учитель русского языка и литературы школы № 3 Анжелика Эдуардовна по-настоящему злилась. Ее любимый ученик, звезда классного театрального коллектива Иван, не мог пойти на репетицию спектакля, премьера которого должна была состояться через неделю. Да не какая-нибудь «камерная», для своих, а для гостей из администрации района, руководства соседних школ и жителей близлежащих многоэтажных домов. Все они были приглашены на большой праздник в честь окончания учебного года. Гвоздем программы обещал стать музыкальный спектакль с Иваном в главной роли – учеником знаменитого 10 «Б» под классным руководством Анжелики Эдуардовны. Так нет чтобы думать о чести школы, с мальчика пылинки сдувать и беречь его для ответственного мероприятия! Эта злыдня Светлана Михайловна опять назначила Ивану дополнительные занятия по математике – как раз на время репетиции. Уже и директор Игорь Витальевич намекал ей, что не стоит мешать мальчику готовиться украсить собой праздник. Но Светлана Михайловна стала в непримиримую позу: надо Ивану позаниматься именно в это время, и все тут. Ведь завтра итоговая контрольная, а раньше репетиции у нее уроки, позже – надо идти домой проверять письменную работу другого класса. Просто проигнорировать требование Светланы Михайловны ради высшей цели Иван не мог – годовой балл по математике пока что рисовался не совсем желательный, и это не устраивало самолюбивого мальчика.

Анжелика Эдуардовна в бессильной злости кусала губы. Ведь она все прекрасно понимала. Несомненно, при желании можно было бы найти более подходящее время для дополнительных занятий с Иваном. Но желание у Светланы Михайловны было другим: досадить ей, Анжелике Эдуардовне. Все из-за их давнего постоянного соперничества, о котором были прекрасно осведомлены все члены педагогического коллектива школы. Только директор знать об этом ничего не желал и, если обе учительницы пытались пожаловаться ему на козни «оппоненток», пренебрежительно отмахивался и советовал не выдумывать ерунду. Игорь Витальевич не допускал мысли, что в «подведомственном» ему коллективе процветают такие нездоровые отношения, и считал: если не педалировать проблему, она сама собой не будет развиваться. Поэтому и сейчас без задней мысли принял сторону Светланы Михайловны и согласился, что для репетиций еще есть несколько дней.
 
Анжелике Эдуардовне, как говорится, сам Бог велел быть «примадонной» среди учителей школы. Высокая, изящная, с пышной кудрявой прической и эффектными формами, в своем любимом наряде – кожаной юбке-миди и обуви на шпильках – она казалась воплощением изысканности. Ее даже называли супермоделью. Не менее ярким, чем внешность, был и ее артистический темперамент. Когда Анжелика Эдуардовна приняла в классное руководство после начальной школы 5 «Б», никто из учеников не занимался в театральном кружке, да и фанатов литературы среди них не находилось. Обычные современные дети, увлеченные гаджетами, перепиской в мессенджерах и просмотром клипов. Но новая классная сумела «зажечь» детей. Анжелика Эдуардовна настолько выразительно, эмоционально, когда трогательно, когда экспрессивно читала стихи и отрывки из прозы, что пробила виртуальную броню вокруг учеников. У них появилось желание самим так попробовать. Сначала это были робкие выступления на школьных мероприятиях с декламацией стихов. Затем детям захотелось чего-то более сложного и интересного. В классе организовалось целых два театральных коллектива, музыкальный и чисто драматический (Анжелика Эдуардовна обладала приятным голосом и музыкальным слухом). Появились свои звезды, проявившие наибольшие актерские способности. Да и все юные артисты, вдохновляемые Анжеликой Эдуардовной, которая искренне выражала бурный восторг каждым успехом учеников, старались от души. Театральные коллективы стали гордостью школы, слава о них разнеслась по району и даже городу. Выступления на многочисленных мероприятиях, дипломы на конкурсах… Счастливый директор Анжелику Эдуардовну холил и лелеял. К тому же ее ученики, проникшись любовью к пластическому искусству и музыке, проявляли таланты и в танцах, и в пении. За классом Анжелики Эдуардовны прочно закрепилась репутация школьной богемы, где она сама была, разумеется, Музой. Коллеги восхищались ею, кто искренне, кто просто «в унисон» с коллективом, но все признавали Анжелику Эдуардовну одаренной красавицей.

Только Светлана Михайловна дерзко осмеливалась не тушеваться намеренно в ее присутствии, будто добровольно уступая статус «примы». И для этого были основания. Класс Светланы Михайловны, «В», тоже выделялся среди школьников, но по-другому. Светлана Михайловна считалась самым сильным учителем математики в районе и одним из самых сильных в городе. «Своим» детям она привила любовь к серьезным наукам. Для уроков математики выбирала в сборниках повышенной сложности заковыристые задачки, требовавшие изобретательности и нестандартного подхода. Так у детей развился интеллектуальный азарт, привычка получать удовольствие от решения сложных задач. Эти качества привели к увлечению другими «фундаментальными» предметами – физикой и химией. Как ученики Анжелики Эдуардовны блистали в творческих делах, так ученики Светланы Михайловны – на олимпиадах по точным наукам и на конкурсах исследовательских проектов. Завоеванными дипломами были увешаны стены их классного кабинета, куда обязательно водили всех гостей школы для демонстрации достижений. Авторитет Светланы Михайловны как лучшего педагога-олимпиадника был непререкаемым.  С этим Анжелика Эдуардовна могла бы примириться, охотно уступая пальму первенства в мужском, как она считала, складе интеллекта, себе оставляя красоту и талант. Но ее раздражало, что Светлана Михайловна явно посягала и на эти преимущества, хотя вроде бы природа не наградила ее достаточными достоинствами.

Худощавая фигура Светланы Михайловны, к тому же при маленьком росте, была далеко не такой эффектной, как у Анжелики Эдуардовны. Коротко постриженные прямые волосы не шли ни в какое сравнение с роскошной прической школьной супермодели. Сдержанные манеры резко контрастировали с ярким темпераментом Музы. Одежду Светлана Михайловна носила очень простую, не подпадающую под эпитеты «модная» и «стильная», обувь – устойчивую без каблука. Однако глубокий ум и сознание важности своего труда зажгли в ее глазах огонек непоколебимого достоинства, который придавал особое благородное и уверенное выражение ее лицу. Это выражение не менялось в присутствии Анжелики Эдуардовны, и складывалось впечатление, что Светлана Михайловна ничуть не менее уверена в своей внешности. Четкая логика и элегантное чувство юмора «математички» создавали ей определенную харизму и позволяли без труда вызвать у детей и взрослых в том числе эмоциональный отклик. А это уже было вторжение в епархию Анжелики Эдуардовны.

Так у «Василисы Прекрасной» зародилась неприязнь к «Василисе Премудрой». Та почувствовала это и вскоре ответила тем же. Вялотекущее, но устойчивое соперничество проявлялось и на уроках обеих классных руководительниц. Конечно, они позволяли себе явные выпады только перед «своими» детьми. Анжелика Эдуардовна могла, например, язвительно пройтись по наряду Светланы Михайловны, высмеять ее «претензии быть красавицей» и совсем непедагогично спародировать ее походку. Светлана же Михайловна называла Анжелику Эдуардовну не иначе как «стрекозой» из басни Крылова и иронично спрашивала учеников: «Ну что там наша стрекоза, все поет и пляшет?» Дети радостно смеялись и пересказывали, на их взгляд, не особенно умные изречения артистической дивы.

Конечно, и тем и другим ученикам доставалось от соперничающих сторон. Светлана Михайловна особенно дотошно спрашивала класс Анжелики Эдуардовны и требовала безупречной логики выкладок и строгого обоснования каждого утверждения, каждой формулы в решениях и доказательствах. Анжелика Эдуардовна нередко выражала недовольство тем, что дети Светланы Михайловны рассказывают стихи с «неправильной» интонацией или вовсе без нее, серо и однотонно. Подогреваемые своими наставницами, ученики тоже исподтишка враждовали. «Артисты» называли олимпиадников ботаниками, а те их – выпендрежниками. На школьных дискотеках, конечно, «артисты» полностью затмевали серьезных, немного скованных олимпиадников. Ученики соперниц не общались после школы, если даже жили в одном доме.

Обе учительницы понимали, что отрицать достижения соперницы невозможно, и все же старались у «своих» детей создать к ним несколько насмешливое отношение – «ах, да, там совсем заучились» или «совсем заигрались». Иногда потихоньку ставили друг другу палки в колеса, вот как сейчас Светлана Михайловна «звезде» Ивану. Анжелика Эдуардовна не отставала и не раз, зная, что ученики «математички» особенно усиленно готовятся к очередной олимпиаде, задавала наизусть и обязательно с «правильным» выражением большие литературные отрывки. Все же обе старались не доводить до крайности, чтобы их взаимоотношения слишком сильно не повредили школьным интересам (ведь это было невыгодно), и ограничивались мелкими пакостями.

…Праздник по поводу окончания учебного года был в разгаре. Все гости с воодушевлением аплодировали школьным танцорам, кружившимся в венском вальсе, исполнителям песен, стихов, приветствовали победителей интеллектуальных состязаний. Когда начался музыкальный спектакль, зрители невольно затаили дыхание и следили за действием, как завороженные. Такой яркой, задорной, выразительной была игра учеников Анжелики Эдуардовны, особенно Ивана. Но вдруг посреди действия раздался свист. Начальник управления образования района удивленно оглянулась и поискала глазами нарушителя порядка, а найдя, осуждающе покачала головой. К ее удивлению, свистел хорошо ей известный десятиклассник Денис, не раз защищавший интересы района на олимпиадах по химии. Начальник управления не была осведомлена о школьных интригах, да и спектакль казался ей прекрасным, поэтому она осталась в недоумении от чисто хулиганской, как полагала, выходки серьезного парня. Впрочем, свист никто не поддержал, и гром финальных оваций стер его из памяти присутствующих как досадную нелепость.

Пролетели летние каникулы. На первом педсовете нового учебного года директор Игорь Витальевич объявил:
– Нам предоставляется возможность громко заявить о себе на конкурсе самого современного формата. Перед Новым годом состоится городской STREAM-баттл. Как вы все понимаете, – директор обвел взглядом педагогов, – STREAM значит соединение науки, исследований и искусства. К счастью, у нас как раз есть ребята с заметными способностями на этих направлениях. Класс Светланы Михайловны и класс Анжелики Эдуардовны, – Игорь Витальевич по очереди посмотрел на каждую учительницу. Обе они порозовели от удовольствия. – Очевидно, если мы объединим их усилия, – продолжил директор, – получится что-то выдающееся. Именно это мы и должны сделать для достойного выступления на STREAM-баттле. Я подумал и решил, что ученики Светланы Михайловны подготовят исследовательские проекты по физике и химии, также демонстрацию нестандартных способов решения сложных математических задач, а ученики Анжелики Эдуардовны помогут им представить разработки в виде музыкального спектакля. Завершит наше выступление парад роботов, изготовленных ребятами из кружка робототехники.

Пока он говорил, радость постепенно угасала на лицах Светланы Михайловны и Анжелики Эдуардовны, и все больше проступало несколько ошарашенное, обеспокоенное и тревожное выражение. Соперницы во все глаза смотрели на директора, умом восприняв сообщенную им информацию, но неспособные внутренне принять ее. Как, им надо работать вместе, создать общий творческий продукт? Нет, нет, это невозможно, неужели Игорь Витальевич не понимает? Так думала каждая, но возразить директору ни одна не решилась.
 
– Итак, вам ясна задача? – подытожил Игорь Витальевич.

Учительницы обреченно кивнули.
 
– Значит, построим подготовку по такой схеме. Первый месяц наши олимпиадники будут придумывать новые проекты. Затем они объяснят свои разработки нашим артистам. Те помогут их инсценировать, распределят роли, подберут музыкальное сопровождение. Последние два месяца перед баттлом нужно посвятить регулярным репетициям.
 
Анжелика Эдуардовна и Светлана Михайловна выходили из кабинета директора, облегченно вздыхая. Начать совместную работу предстояло только через месяц. Мало ли как там еще ситуация может повернуться! «Конечно, мои умницы создадут замечательные проекты, – думала Светлана Михайловна. – Стопроцентно уверена, что эти перехваленные выпендрежники не смогут в них разобраться. Надеюсь, когда они это увидят, «стрекоза» побежит жаловаться директору, и тот поймет, что нам надо готовить на баттл отдельные номера: моему классу – научные, ее классу – театральные, и чередовать их». «Пусть попытаются, начнут изобретать что-то новое, – думала Анжелика Эдуардовна. – еще неизвестно, что у них получится. А если и придумают что-то путное, вряд ли смогут объяснить это моим талантливым артистическим детям человеческим языком. Конечно, придется начать пробовать работать вместе. Уверена, ничего не получится, и тогда я смогу с чистой совестью убеждать Игоря Витальевича, что творческие личности не способны подстраиваться под «сухарей»-олимпиадников. Он сам решит, что нам надо готовить отдельные номера».

Вначале все шло так, как и надеялись соперницы. Через месяц олимпиадники стали объяснять артистам суть готовых разработанных проектов. Те закатывали глаза, делали кислые лица, много раз переспрашивали и уверяли, что все это – какая-то галиматья. Попытка совместной работы превратилась во взаимные обвинения. В итоге дети остались просто в ярости друг от друга. «Представляете, Светлана Михайловна, – с возмущением рассказывали ученики «математички», – эти выпендрежники совсем не хотят напрягаться. Привыкли только красоваться на сцене, себя демонстрировать, и не хотят сделать небольшое усилие, чтобы понять основные идеи научных проектов. Никто же не заставляет их вникать во все детали. Но хоть бы главное могло до них дойти? Но нет, эти тупари вообще отказываются шевелить мозгами!» «Анжелика Эдуардовна, да эти сухари и зануды абсолютно несовместимы с искусством! – доказывали ученики Музы. – Они такие заученные, серьезные, просто каменные! В них нет никакого артистизма. Они не понимают юмор, говорить умеют только заумным языком, не сумеют красиво двигаться под музыку. А что они там напридумывали – чушь какая-то! Бесполезно тратить на них время, в искусстве они дубы!»

Внешне возмущенные, но внутренне очень довольные соперницы по очереди побежали к директору и пересказали ему, немного смягчая, слова учеников. Обе они убеждали Игоря Витальевича разделить их номера. Но неожиданно директор проявил твердость. Он пригласил Светлану Михайловну и Анжелику Эдуардовну зайти к нему вместе и четко сказал:
– Мне и раньше намекали, что у вас не совсем здоровые отношения, но я не хотел верить. Такие уважаемые, заслуженные педагоги! Я не позволю, извините, чтобы в вас взяли верх слепые, непродуктивные эмоции. Это слишком престижное мероприятие, городской STREAM-баттл, и ради победы надо отбросить личную неприязнь. Не хочу больше слышать, что у вас не получается работать вместе. Вы должны. Осознайте это сами и разъясните своим ученикам. Пусть поменьше думают о самолюбии и ищут общий язык. Они обязательно его найдут, если постараются. Никогда не поверю, что ученики Анжелики Эдуардовны совсем безнадежны в науках, а Светланы Михайловны – в искусстве. У нас все дети умные и талантливые. Из этого и исходите. Старайтесь, и все получится. Я верю в вас и запрещаю впредь обращаться ко мне с подобными разговорами.

Грустные учительницы шли по коридору. Их совсем не воодушевило напутствие директора. Наоборот, соперницы чувствовали себя подавленными, что их «приговорили» друг к другу и надежды избавиться от совместной работы уже не оставалось. Светлана Михайловна и Анжелика Эдуардовна избегали встречаться взглядами, а затем резко разошлись в разные стороны.
 
На следующий день они поговорили с неформальными лидерами своих классов. Анжелика Эдуардовна объяснила Ивану, а Светлана Михайловна – Миле (неоднократной победительнице интеллектуальных состязаний), что директор настроен весьма серьезно и своего решения не изменит. Поэтому о всякой личной неприязни нужно забыть и со всей ответственностью решать поставленную задачу. «Я все понимаю, как вам трудно с этими ленивыми выпендрежниками, – говорила Светлана Михайловна («заумными бездарями» – вторила ей Анжелика Эдуардовна). – Я сама не рада, что вам приходится их терпеть. Но пожалуйста, все-таки потерпите. Нам же нужно хорошо выступить на баттле. Не подведите меня, давайте не будем сердить Игоря Витальевича». Иван и Мила внимательно выслушали и согласно покивали, заверив, что все поняли и сделают как надо.

 Началась серьезная работа. Недоброжелательные взгляды, ехидные усмешки, подколки – все прекратилось. «Умники» терпеливо и подробно разъясняли научные проекты «артистам». Те задумывались, искали в своей душе творческий отклик. Вскоре стали рождаться первые музыкальные и сценические идеи. Иван и Мила сообщили свои классным руководительницам, что есть продвижение, и пообещали скоро показать черновой вариант выступления.

В день назначенного просмотра Анжелика Эдуардовна и Светлана Михайловна сидели в актовом зале в первом ряду, по обе стороны от директора, напряженно глядя на сцену. Игорь Витальевич всем своим видом показывал доброжелательную заинтересованность. Зазвучало музыкальное вступление, энергичное и позитивное. Обе учительницы расслабились и немного улыбнулись, настраиваясь на приятные впечатления. А когда на сцену вышел Иван, педагоги-зрители авансом ему зааплодировали.
 
Сначала Светлана Михайловна и Анжелика Эдуардовна следили за действием с волнением и надеждой. Но по мере развития сюжета эти чувства сменились недоумением, а затем жгучим стыдом. Закоренелые противники вовсе не перешли от «военного противостояния» к миру и сотрудничеству. Нет, они сделали, как им казалось, хитрый ход. Вы нас заставили – так что же, получайте то, что хотели, но вы сами будете этому не рады. Старшеклассники подготовили не достойную и интересную музыкальную презентацию проектов, а пародию, пасквиль. В подаче Ивана и его класса, все научные идеи выглядели абсурдными и смехотворными. А музыкальным сопровождением и интонацией они будто издевались над тем, что сами произносили. Ученики же Светланы Михайловны во главе с Милой двигались по сцене нарочито неуклюже, тяжеловесно и демонстрировали опыты небрежно, все своим видом показывая: тут нечего и стараться.

Стыд просто съедал учительниц. Они впервые до глубины души осознали, как именно они воспитывали «своих» детей, что ими внушали, на что настраивали. Осознали, что их неразумное соперничество сбило с толку юные неокрепшие умы, внушило им ложные установки. И теперь в провале перед директором виноваты сами учительницы. Не дети, которые только повторяли за своими классными, так сказать, проводили их политику. Именно на них, педагогах, лежит вся ответственность.
Перед ними разверзлась пропасть: между авторитетом в коллективе, высоким статусом, которым они наслаждались, и профессионально несостоятельными неудачницами, «завалившими» задание руководства, неспособными поддержать честь школы. Обе учительницы были не в состоянии сдержать чувства. Они разрыдались и выбежали из актового зала. Вслед за ними молча вышел Игорь Витальевич.

Дети на сцене замерли. Несколько минут они стояли неподвижно в полном молчании, с растерянными, испуганными лицами. Наконец Иван робко произнес: «Так вроде бы прикольно…» «Мы ж вроде сделали, как они на самом деле хотели», – поддержала его Мила. «Хотели, да перехотели», – тихо проговорил Иван. «И что же теперь?» – переглянулись дети. Они еще постояли, переминаясь с ноги на ногу… «Надо идти к классным!» – таким было общее решение.
 
Оба класса, каждый в своем кабинете, собрались вокруг плачущих руководительниц. «Простите, простите нас! – наперебой говорили дети. – Мы все не так поняли!» «Нет, ребята, это вы меня простите, – отвечала каждая. – Не тому я вас учила!» Долгим и трудным получился разговор старшеклассников с педагогами. Но, к их чести, обвинений они друг другу не высказывали. И дети, и взрослые за этот разговор многое поняли… Вот ведь как: хотя Анжелика Эдуардовна и Светлана Михайловна считали себя умудренными опытом, в очередной раз оказалось, что на всякого мудреца довольно простоты. Обе учительницы признали свои ошибки и пообещали детям во взаимоотношениях начать с чистого листа. И старшеклассники, хоть и трудно сворачивать с наезженной колеи, решили попробовать смотреть на бывших соперников как на товарищей.
 
Предновогодний STREAM-баттл прогремел в городе, собрав массу журналистов ведущих изданий и местного телеканала. Ставшее победным выступление команды школы № 3 все признали феерическим. Ученики легко, доходчиво, немного шутливо преподнесли в стихах и под музыку основные идеи исследовательских проектов. Убедительно и эмоционально показали напряженные раздумья для поиска идей, радость озарения, азарт и интерес в процессе работы. Демонстрация решений сложных математических задач превратилась почти в распутывание великими сыщиками хитроумных детективных загадок. И в конце ловкие, немного забавные и очень функциональные роботы – плоды трудов ребят из кружка робототехники – безупречно промаршировали по сцене по запутанным траекториям.
 
В фойе городского Центра детско-юношеского творчества, где проходили состязания, Игорь Витальевич от души поздравил Анжелику Эдуардовну и Светлану Михайловну. Переполненные счастьем учительницы искренне бросились друг другу в объятия. Неподалеку со всем юным пылом выражали свою радость их ученики. Героями дня, конечно, были Иван и Мила. Они стояли в центре огромной группы ребят, больше не разделявшихся на «артистов» и «олимпиадников». Сейчас старшеклассники являли собой иллюстрацию к знаменитой «Оде к радости» из 9-й симфонии Бетховена – радости, которая «сближает без усилья всех разрозненных враждой, где свои раскинет крылья, люди братья меж собой». Впрочем, дети давно уже не были «разрозненными враждой». Они прошли большой путь и научились не затмевать друг друга талантами, а дополнять.

«Слушай, – обратился Иван к Миле, – в наш район далеко ехать, а уже стемнело. Давай, провожу?»