5А. 3 Западный опыт бизнеса

Моисей Харитонов
Начало систематического обучения

В газете «Современник» от 14 сентября 1991 г. Володя Рябов, как депутат горсовета и замдиректора ЦАГИ, поместил информацию «УРОКИ БИЗНЕСА ОТ ЭДИТ».

Цитирую.

Интересная встреча состоялась на днях в административном здании на улице Фрунзе, 23. По приглашению Всесоюзного аэрокосмического общества «Союз» и Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского в наш город прибыла Эдит Торн – преподаватель бизнеса. С ней и прошла встреча руководителей горсовета, горисполкома, жуковских предпринимателей и представителей системы народного образования.

Председатель горсовета Владимир Лапин, а также сама Эдит Торн рассказали о том, что ЦАГИ проводит работу по организации в нашем городе советско-британской школы бизнеса как филиала Открытого университета Великобритании. Торн приехала уже для осуществления практической преподавательской деятельности…

Необходимо отметить, что в организации её приезда активное участие приняли заместитель исполнительного директора Всесоюзного аэрокосмического общества «Союз» Сергей Щенников и исполнительный директор Фонда международных научно-технических связей молодежи Владимир Лисневич. Оба они жуковчане и, естественно, очень заинтересованы в этом деле.

===  В первую группу студентов вошли Председатель горсовета Владимир Лапин, Сергей Щенников, городские общественные активисты, среди них - Харитонов-младший.
Я поступил в студенты ШБ ОУ со следующего полугодового курса.

Иллюстрацией к качественности такого бизнес-образования служат газетные публикации десять лет спустя.

Цитирую газету ===

Радикальные перемены в бывшем советском государстве, которые в 1990-х годах социологи пытались осмыслить, где-то с упреждением и где-то пост-фактум, - состоялись.

2002 год. Теперь уже в новой городской газете «Жуковские вести» коллега-социолог подготовил публикацию об эффективной попытке конкретного предприятия оборонной промышленности перейти от политического экспорта вооружений к экспорту коммерческому.

Цитирую заместителя директора предприятия, ответственного за построение внешней коммерческой деятельности (фигура на снимке вверху).
 
«Не дай Бог жить во время перемен» - да, наверное, восточная мудрость права, но, согласитесь, эта формула – скорее оберег, чем руководство к действию. А если уже дал Бог? Что делать-то? Как жить?

НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова – одно из градообразующих предприятий Жуковского – ныне переживает не лучшие времена, а почему – нашим читателям объяснять не надо. Но и не худшие: похоже, дно «потенциальной ямы» уже позади, в последние годы наметился определенный подъем, появились заказы (в том числе - зарубежные), по крайней мере, зарплату люди на предприятии получают исправно. Но, конечно, от первых ростков до сбора урожая еще ох как далеко. Чтобы закрепить и развить первый успешный опыт адаптации к рыночным условиям, нужны еще усилия и усилия. Понимая это, новое руководство Института во главе с Юрием Ивановичем Белым в прошлом году решилось обучить в Международном институте менеджмента (МИМ) ЛИНК основам бизнеса группу сотрудников – около 30 человек. Для обеих сторон: и НИИПа, и ЛИНКа – это был эксперимент. Ну, для НИИПа – понятно: ярко выраженному предприятию «оборонки» такая «лирика», как менеджмент, всегда была глубоко чуждым жанром. Не так-то легко решиться отдать деньги не за привычные и нужные в производстве «железки» или матобеспечение, а за эту непривычную и на первый взгляд эфемерную субстанцию – бизнес-образование.

  А что же ЛИНК? Ведь через его образовательную сеть за последние 10 лет прошло уже более 40 тысяч специалистов, пожелавших вникнуть, как «мелют» рыночные «жернова», тем более что это можно сделать на своем рабочем месте, так сказать, без отрыва. У вас лично есть проблемы? Вот вам надежный, проверенный во всем мире инструментарий: идеи, концепции и модели современной науки бизнеса – берите и решайте свои проблемы. В этом и заключается учеба, на том и стоит ЛИНК – вот уже 10 лет. Здорово? Но… нет пророка в своем отечестве. Даже Иисус Христос, если верить Евангелию, не мог в своей родной деревне совершить никакого чуда и не имел успеха как проповедник. Так уж вышло, что за эти 10 лет у ЛИНКа было множество крупнейших и серьезнейших «корпоративных заказчиков»: «КамАЗ», «Уралмаш», ЮКОС, «Североникель» и т. д. и т. п. – но… за пределами родного Жуковского. Допустим, ЦАГИ обучил в ЛИНКе около 400 своих сотрудников, но, так сказать, «россыпью», в индивидуальном порядке. Тут еще надо иметь в виду, что за понятием «корпоративный заказчик» стоит, во-первых, то обстоятельство, что за обучение сотрудников платит предприятие, а во-вторых, то, что программа курса специально адаптируется под нужды предприятия и с учетом требований момента. Что естественно: кто платит, тот и заказывает музыку. Кроме того, из студентов, озабоченных схожими или смежными проблемами, формируются, так сказать, группы по интересам. Ясно, что сообща учиться и веселее, и эффективнее (а списать – не спишешь, ведь задача-то у каждого своя!), но самое главное даже не это. Самое главное – этим людям легче, чем кому бы то ни было, потом сорганизоваться в команду единомышленников, которой по плечу то, что не в силах сделать даже самый талантливый одиночка. Еще одно важное обстоятельство: предприятию обучение одного студента в таком групповом режиме обходится чуть не вдвое дешевле, чем в индивидуальном. Что тоже не удивительно: ведь в налаженном производстве крупная партия обычно выгоднее мелких…

 Более конкретно о проблематике работ: допустим, сейчас в НИИПе внешнеэкономической деятельностью занимаются чуть ли не все отделы – разработчики профильной техники, конечно, в пределах своих полномочий. Ясно, что на определенном этапе развития это становится непозволительной роскошью, нужны единая политика и концентрация усилий, но как это сделать на современном уровне с учетом глобально-рыночной специфики и без потери накопленного опыта и заинтересованности подразделений? Решению этого комплекса задач и были посвящены учебные проекты руководителя внешнеэкономической службы С. Хазова и его коллег Л. Б…, И. З…, А. А…, О. С...

Внедрение в производственную практику информационных технологий, создание компьютерных сетей, организация на предприятии единого электронного документооборота – различные аспекты этой единой по сути проблемы обсуждались в работах С. З…, А. К…, О. Д… Еще одна актуальная тема – компьютерная презентация продукции предприятия (проекты А. Н…, А. Г…, О. А…). попробуйте-ка, не владея этими технологиями, «протиснуться» сейчас вперед в толпе иностранных конкурентов! Надеюсь, читатель поймет, что у нас есть определенные ограничения на описание интересных подробностей всех этих и других работ…

Полгода учебы пролетели как единый миг, и с 18 по 26 июня прошла защита дипломных работ. Под напором заинтересованной аудитории вопросы к докладчику перерастали в общую жаркую дискуссию, но по лицам членов комиссии было видно, что они не против, «разгул» интеллектуальной «стихии» их не пугает. Конструктивное обсуждение на языке современного менеджмента группой сопричастных специалистов проблематики их общей работы на предприятии – что может быть лучше?! Ясное видение сложившейся ситуации плюс понимание тенденций развития, умноженное на четкое осознание необходимости перемен и на горячую заинтересованность в них – и все это в степени готовности составить команду единомышленников, способную эти перемены осуществить… Не так ли выглядит формула будущего успеха предприятия?

Осознание необходимости перемен… «Перемер! Мы ждем перемен!» - пел Виктор Цой на пороге нового века, и мы тогда действительно ждали перемен. Но… на деле все оказалось гораздо сложнее. Что греха таить, многое из того, что произошло потом, застало нас врасплох. Оказалось, просто ждать перемен – мало, к ним надо активно готовиться и уметь «просчитывать» последствия. Оказалось, формальные преобразования структуры, перемещение средств, фондов, техники, перестановка кадров, передача полномочий и т. д. – все это «ненароком» затрагивает глубинные интересы людей и требует адекватных изменений в сфере производственной и управленческой культуры организации. Грубо говоря, «подстройки» менталитета. А это уже серьезно, подобные изменения происходят не за один день и не сами собой. Рождение новой управленческой культуры на предприятии – это трудный и даже болезненный процесс, в чем-то схожий с рождением человека. И если рядом есть профессионал, способный хоть чуть-чуть облегчить подобные «роды», - считай этому предприятию повезло. Результат будет достигнут гораздо быстрее и меньшей «кровью». В арсенале МИМ ЛИНК есть подходящий курс под названием «Управление изменениями» и накопленный за прошедшее десятилетие опыт в деле формирования и поддержки «команд» управленцев. Все это позволяет надеяться на успех. Даже в своем отечестве…

В современном динамично изменяющемся мире с мощной конкуренцией наибольшие шансы имеют так называемые «самообучающиеся» люди и организации – те, которые умеют извлечь для себя жизненные уроки из любых, даже малоприятных ситуаций. Этому умению можно и нужно научиться. И тогда не страшны никакие перемены, никакие неожиданности не застигнут вас врасплох. «Нам выпало счастье жить в перемену времен…» - это слова уже из совсем другой песни.
Материал подготовил Ю. Полонский

=== под этим материалом на той же странице газеты, под рубрикой «Новости оборонной промышленности», опубликована статья газетного обозревателя Ю. Пономарева с представленной им фотографией одного из «товаров» «оборонки». 
Для того, чтобы произвести и рыночно реализовать такого рода «товары», и нужны полноценные команды рыночно ориентированных специалистов. Статья «АКТИВНОСТЬ АЛЖИРА» дает читателям представление о многофакторных системах, которые приходится учитывать уже на уровне предприятий, - системах политического, рыночного, этносоциального контекста.      ===

По заявлению руководства госкомпании «Рособоронэкспорт», в прошлом году Россия получила (с учетом выплат по ранее заключенным контрактам) за продажу вооружений и военной техники 4,4 млрд. долл. Непосредственно объемы экспортных поставок из России в 2001 г. достигли суммы 3,6 млрд. долл.

В годы существования СССР крупным покупателем советского оружия был Алжир. В последние 5 лет Алжир проявил интерес к приобретению вооружений и военной техники в Российской Федерации и странах СНГ. Для возобновления военно-технического сотрудничества необходимо было решить проблему алжирского долга, доставшегося России в наследство от СССР. В конце 90-х годов алжирский долг в 4 млрд. долл. был реструктурирован.

В 1999 г. Алжир приобрел в России около 100 противокорабельных ракет Х-35 для оснащения ракетных катеров. В 2000 г. алжирцы сделали заказ на 24 фронтовых бомбардировщика Су-24. Самолеты были выведены из состава российских ВВС, отремонтированы на Новосибирском авиазаводе и отправлены заказчику.

В конце 90-х годов один из крупных заказов перехватила у России Белоруссия: белорусы заключили с Алжиром контракт на сумму около 700 млн. долл. на продажу 36 истребителей Миг-29. Белорусские истребители Миг-29 были выведены из состава национальных ВВС, отремонтированы и переправлены в Алжир. Во время МАКС-99 было официально заявлено о продаже Белоруссии восьми двухместных истребителей Миг-29УБ. Эта партия истребителей была необходима Белоруссии для того, чтобы полностью удовлетворить заявку алжирской стороны.

В зарубежной печати появились сообщения, что с помощью российских специалистов алжирцы приступили к модернизации сверхзвуковых истребителей МиГ-21 МФ. А вот для проведения программы модернизации своего парка военно-транспортных вертолетов Ми-8 и боевых Ми-24 алжирцы пригласили специалистов Украины и ЮАР.

Алжир проявил интерес и к новейшим российским военным самолетам. В октябре 2001 г. в Алжире прошла презентация реактивного учебно-тренировочного самолета (УТС) МиГ-АТ, в начале 2002 г. – была проведена презентация многофункционального истребителя Су-30МК. В СМИ просочились сведения, что Алжир готов приобрести партию УТС МиГ-АТ, но при условии оснащения самолета российскими турбореактивными двигателями вместо французских.

Алжир также заинтересован в приобретении новейших отечественных комплексов ПВО: С-300 ПМУ-1, «Тор-М1», ПЗРК «Игла» и др.

Необходимо заметить, что одновременно Алжир стремится расширить связи с США с целью приобретения новейшего вооружения.

Сейчас Алжир интенсивно развивает космическое направление. В настоящее время в этой североафриканской стране создается Алжирское космическое агентство (АКА). Помощь в подготовке специалистов для АКА и в создании необходимой инфраструктуры оказывает Великобритания. Свой первый микроспутник «Алсат-1», приобретенный в Англии, Алжир планирует отправить в космос в конце нынешнего года. Спутник «Алсат-1» будет запущен в рамках международной программы, в которой, помимо Алжира, участвуют Англия, Турция, Нигерия, Таиланд и другие страны. «Алсат-1» предназначен для проведения мониторинга земной поверхности.

Алжир объявил международный конкурс на лучший проект и строительство научно-технического и промышленного комплекса по разработке и производству микроспутников массой до 100 кг. Участвовать в конкурсе предложили и российским фирмам.

Можно предположить, что в ближайшей перспективе Алжир будет решать проблемы по приобретению и разработке ракетоносителей легкого класса для своих микроспутниов на околоземные орбиты. Но при этом Алжир, несомненно, столкнется с проблемами, которые вытекают из договора о нераспространении ракетных технологий.
Юрий Пономарев