Калсарикянни

Элла Титова
      
Кот Мартин метнулся на звук открывающейся двери. На пороге показался его любимый хозяин Илмари, во всей красе: при костюме и галстуке, замученный тяжелой офисной неволей. Подозрительно попахивало пиццей.

— Привет, обжора! — промямлил Илмари.

Кот обиженно посмотрел на хозяина: не слишком ли фамильярное начало?

«Парадные» туфли вольно валялись посреди прихожей, прямо на пол полетели ненавистный галстук, пиджак, брюки, рубашка… Кот в ужасе уворачивался от летящей одежды. Направление движения прослеживалось точно — в ванную.

«Страшно представить, что бы сейчас сказала Маритта",— промелькнуло на бегу в голове,— одна пицца чего стоит, да Маритта просто упала бы в обморок. И вообще, она никогда не может выйти за рамки, даже ненадолго, как-то устал я от ее правильности…»

Илмари, встал под душ. В голове крутились обрывки мыслей о сегодняшних переговорах, графики продаж, рекламные схемы, но и «преступная» мысль о Маритте не отпускала. Надо будет серьезно подумать о наших отношениях, но не сейчас, не сейчас…

«Все понятно,— нервно подумал кот,— сегодня у нас Калсарикянни и понежится в любимом кресле не удастся,  лучше бы в бар пошел вместе со своими итальянскими гостями и налаживал бы там финско-итальянские неформальные связи хоть до утра!«

Тем временем, Илмари «нырнул» в любимую пижаму, «упал» в кресло и нажал на пульт. Замелькали кадры зимней природы, сопровождаемые приятной музыкой, какие-то сводки и рейтинги... Впрочем, это было совершенно неважно… вот уж что-что, а аналитические прогнозы его сейчас точно не интересовали! На журнальном столике расположились еще теплая пицца и бутылка Кьянти, подаренная итальянскими коллегами.

Илмари выдохнул с облегчением и налил вино… Kippis! (фин. выпьем!)

Так что же означает «Калсарикянни», слово, которое вы вряд ли услышите на курсах финского языка. В дословном переводе оно означает «пить в нижнем белье». То есть, почему бы мне не выпить в подштанниках, если лень выходить на улицу?

Казалось бы все очевидно, но не совсем. Есть еще определенные негласные правила, которые все стараются соблюдать. Например, вам достаточно намекнуть, что у вас сегодня в вечерней программе Калсарикянни и вас никто не побеспокоит, но…, если на пути домой ваша машина сломалась и вы добираетесь домой на автобусе, а он заглох в суровых финских снегах, применяется противоположная техника — сису, которая говорит о том, что нужно выйти из этого самого автобуса и молча толкать его с остальными, не сетуя на судьбу. Но о сису чуть позже.

И алкоголь — в весьма умеренном количестве, пошлое опьянение совершенно не входит в ваши планы!

Думаете это суровый финский юмор? А вот и нет.

Калсарикянни — это целая философия, такая же «священная», как поход в сауну.

Идея Калсарикянни заключается в том, что человек очень устал, причем не физически, а морально, а тут еще длинная холодная зима, мороз…

Ему необходимо расслабиться дома в обстановке комфорта и уюта или его мозг уже просто «взорвется» от избытка информации и проблем!

Что нужно делать? Вся прелесть в том, что — ничего! Пижама или старая растянутая футболка, которую уже давно пора выбросить, но все как-то жалко, шерстяные носки, плед, радующий глаз уютной клеткой.

Добавьте легкую музыку, приглушенный свет, не перегруженный смыслом фильм, какую-нибудь еду, от которой вы воздерживаетесь в обычной жизни, потому что вредно, и немного качественного алкоголя, исходя из собственных предпочтений.

Интересно, что само это понятие возникло в начале 90-х годов прошлого века и первоначально не имело позитивного смысла, представьте: человек в одиночестве грустит дома, распивая алкоголь, он считает себя неудачником, одним словом, жизнь не удалась... Тут конечно и объективные предпосылки: суровый климат, не особо много людей, рассосредоточенность на больших расстояниях.

Иногда нужно проехать много километров, чтобы добраться до ближайшего жилья, даже в наше время. Разве что не пешком идти придется, а ехать…
Надо заметить, что для Калсарикянни совершенно не нужна компания, человеку важно оставаться хотя бы иногда одному (кот не считается)!

Удобно устроиться в кресле, немного выпить, закрыть глаза и просто ни о чем не думать, не мучить себя тревогами и страхами, не решать мысленно какие-нибудь бесконечные проблемы, а просто расслабиться и отдохнуть от всего и от всех.
Послушать как трещит огонь в камине и урчит кот (он уже все вам простил), почувствовать, как расправляются плечи и просветляется взор… И еще одно  важное условие: не забудьте отключить телефон, иначе сами понимаете, ничего не выйдет!

Но, если вы легкомысленно решили, что это действо ничем не отличается от обычного пьянства по выходным, — то вы ошибаетесь. На другом конце этого дзена по-фински находится сису — сложное сочетание выдержки, упорства, переходящего в упрямство, выносливости, стойкости, настойчивости, мужества, смелости и веры в себя. В Финляндии говорят о том, что философия сису «встроена» в позвоночник каждого финна, помогая ему пережить любые невзгоды.

Сису — это несгибаемое упорство в достижении цели, даже если на первый взгляд она кажется просто безумной.

«С сису ты пройдешь сквозь гранит!» — говорят финские старики.

И действительно, такая мысль приходит в голову, глядя на рукотворные тоннели в гранитных скалах.
Все-таки уметь правильно подвести базу — это искусство!

А что наша жизнь: еще буквально какие-то несколько часов назад человек умиротворял свое безжизненное тело Калсарикянни и вот пожалуйста, — сису во всей красе! И не нужно ждать мифической поломки машины или пробуксовки автобуса в финских снегах; все гораздо прозаичней: звенит будильник, а Илмари обещал помочь друзьям с ремонтом.

И Маритта конечно там будет…, она же сестра закадычного друга Аймо! А вдруг она, забыв условности, бросится на шею с криком:
 
— Илмари, я так скучала по тебе все эти дни!

 Парню показалось, что даже кот улыбнулся…

— Да ладно, Мартин, в общем-то, она хорошая девушка!  Да и мама говорит, что пора уже, наконец, жениться!» — сказал Илмари, сам себе не веря; но, в конце концов, все ведь как-нибудь разрешится?