Товарные знаки, относящиеся к объектам культурного

Геннадий Галифанов
Товарные знаки, относящиеся к объектам культурного,
всемирно-культурного наследия, культурных ценностей и природного наследия

Авторы: Галифанов Геннадий, Галифанов Руслан,
        Карлиев Реджеп, Галифанова Рената

           В п. 4 ст. 1483 ГК отмечено, что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
           Понятие объектов культурного наследия дается в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. . Согласно ст. 3 указанного закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
           Объекты культурного наследия в соответствии с законом подразделяются на следующие виды:
            — памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая, военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;
            — ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
              — достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории России, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
             Об особо ценных объектах культурного наследия говорится в ст. 24 Закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно указанной статье, Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Объект культурного наследия, включенный в реестр и список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке.
             Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 № 1143 утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а Указом Президента РФ от 30.11.1992 № 1487 утверждено Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации. В соответствии с ним установлена процедура отнесения объектов культурного наследия к категории особо ценных и включения их в государственный свод, депозитарием которого является Министерство культуры России.
            Согласно ст. 12 положения «организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, имеют исключительное право использовать в рекламных целях собственное обозначение (официальное наименование, товарный знак), изображения и репродукции художественных и культурных ценностей, хранящихся в их коллекциях, собраниях и фондах, а также предоставлять такое право другим юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством России».
             При этом понятие культурного наследия нельзя смешивать с понятием общественного достояния, под которым понимается свободное использование произведений науки, литературы и искусства без чьего бы то ни было разрешения, в связи с прекращением срока действия авторского права. Использование же объектов культурного наследия, как материальных, так и нематериальных, регламентируется исходя из общественных интересов.
             Не только в России, но во многих странах мира ведется работа по составлению перечня наиболее значимых объектов культурного и природного наследия. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, многократно пересмотренная и измененная, не успевает учесть все перемены, которые происходят в развивающемся мире, и то особое внимание, которое мировое сообщество стало уделять объектам культурного и природного наследия. В последние годы эти проблемы находят отражение при совершенствовании национальных законодательств в сфере охраны прав промышленной собственности. Одной из них, не имеющей однозначного разрешения, является правовое сосуществование товарных знаков с объектами всемирно-культурного и природного наследия .
             Начало охране этих объектов было положено в 1972 г., когда ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирно-культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 г. Ратифицировали конвенцию к июню 2016 г. 192 страны-участницы, включая Россию. По состоянию на 2016 г. в 165 странах — членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия в списке всемирного наследия имелось 1052 объекта, в том числе 814 культурных, 203 природных и 35 смешанных . При этом в России значится 16 культурных и 10 природных объектов всемирного наследия.
             Каждый год страны, подписавшие конвенцию, составляют список объектов, достойных особого внимания и охраны, расположенных на их территории. Затем эксперты ЮНЕСКО отбирают из них наиболее ценные, руководствуясь принципом уникальности и универсальности. Иными словами, объекты не должны быть похожи ни на что другое и должны иметь значение не только для страны или региона, но и для всего мира. Из списка всемирного наследия периодически исключаются объекты, учитывая улучшение их сохранности, ранее находившиеся под угрозой разрушения. На 2006 г. в списке находящихся под такой угрозой состоял 31 объект.
            Определение тождества заявленного к регистрации обозначения с объектами культурного или природного наследия не представляет особых трудностей. Тождественным считается обозначение, если оно совпадает со всеми элементами противопоставленного объекта. Гораздо труднее определить сходство до степени смешения, поскольку грань, за которой прекращается такое сходство, иногда бывает сильно размытой, в силу чего решение этого вопроса становится предметом судебных и апелляционных разбирательств.
            Именно в таком ключе решался спор, фабула которого имела определенное отношение к озеру Байкал и заключалась в том, что ООО «Байкал-Инком» с 2004 г. занималось производством и реализацией питьевой воды под названием «Байкальский заповедник», не имея разрешения от ФГБУ «Байкальский заповедник» на использование данного обозначения. Разрешение на использование этого обозначения получило в 2010 г. ЗАО «Иркутский завод розлива минеральных вод» (далее — ЗАО «ИЗРМВ»), которое зарегистрировало его в качестве товарного знака для товаров 32-го класса и услуг 43-го класса МКТУ (регистрация № 412554 от 01.07.2010), после чего потребовало прекратить нарушение принадлежащих ему исключительных прав на данный знак от ООО «Байкал-Инком». В свою очередь ООО «Байкал-Инком» обратилось с заявлением о признании действий ЗАО «ИЗРМВ» актом недобросовестной конкуренции в Иркутское отделение ФАС России, которое вначале отказало в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства, но затем, изменив свое мнение, усмотрело признаки недобросовестной конкуренции в действиях ЗАО «ИЗРМВ».
                Не согласившись с таким вердиктом, ЗАО «ИЗРМВ» оспорило его в судебном порядке. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2013, оставленным без изменения постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013, оспариваемое решение ФАС России было признано недействительным. Ввиду несогласия с вынесенными судебными вердиктами ФАС России обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московского округа, который своим определением передал ее для рассмотрения в суд по интеллектуальным правам, который также поддержал решения предыдущих судебных инстанций. В частности, в процессе рассмотрения данного дела суды установили, что словесное обозначение «Байкальский заповедник» с 2003 г. является сокращенным наименованием ФГБУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник», которое входит в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО и включено в Список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО как элемент номинации «Озеро Байкал».
                Суд указал, что на сокращенные наименования некоммерческих организаций не распространяется правовая охрана, установленная нормами ГК РФ для фирменных наименований. В связи с этим ЗАО «ИЗРМВ» правомерно на основании полученного разрешения от некоммерческой организации ФГБУ «Байкальский заповедник» зарегистрировало на свое имя товарный знак «Байкальский заповедник». Это означает, что владение правом на товарный знак не означает применительно к спорной ситуации владение правом на наименование некоммерческой организации, в связи с чем говорить о наличии признаков недобросовестной конкуренции не приходится. Каждый из этих объектов — товарный знак и наименование некоммерческой организации — независимы друг от друга, поскольку находятся и используются в самостоятельных правовых режимах. Суд также указал, что кассационная жалоба ФАС России основана на предположениях и допущениях, внутренне противоречива и непоследовательна, в связи с чем нет оснований для отмены предыдущих судебных решений .
               Впервые правовая норма, запрещающая регистрировать обозначения, относящиеся к объектам всемирного наследия, без разрешения соответствующих государственных организаций была реально применена в 2007 г. В частности, на ее основании Палата по патентным спорам аннулировала регистрацию словесного товарного знака «Байкал» по свидетельству № 297460 с приоритетом от 7 февраля 2005 г. При этом палата приняла во внимание, что Байкал является не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия.
             В упомянутом решении палаты не были проанализированы конкретные услуги, в отношении которых действовала регистрация, так как основание для ее прекращения является абсолютным и не зависит от характера услуг или товаров. В связи с аннулированием данного товарного знака судьба многих действующих в России регистраций товарных знаков (регистрации № 140082, 135466, 135467, 115430, 226150, 329093, 328943, 328942, 162284, 309245, 287278, 329305, 183802, 309634 и т. д.), включающих обозначение «Байкал», стала довольно проблематичной. В частности, при любом столкновении на рынке хозяйствующих субъектов действие таких регистраций по заявлению недобросовестного конкурента может быть прекращено по аналогии с товарным знаком № 297460 «Байкал».
              По мнению В. Ю. Джермакяна и В. И. Бирюлина, такое «наказание» добросовестного правообладателя товарного знака будет несправедливым, поскольку в отношении объектов всемирного культурного или природного наследия нет прямых международных норм, регулирующих правоотношения между ними и товарными знаками. Изображения и наименования объектов всемирного культурного или природного наследия подобны как вид информации гербам, флагам, иным государственным эмблемам, клеймам контроля и гарантии, правовое регулирование использования которых предусмотрено в подпункте (с) ст. 6-ter (1) Парижской конвенции.
               Это означает, что страны, вводящие в свое законодательство прямые нормы, не допускающие регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями объектов всемирного культурного или природного наследия, должны предусматривать или непосредственно в своем законодательстве, или в правоприменительной практике основополагающий базис — добросовестность приобретения прав на товарный знак до вступления в силу в данной стране нормы, исключающей регистрацию товарных знаков, которые содержат объекты всемирно-культурного или природного наследия. Ретроспективное распространение действия новой (запретительной) нормы неуместно, даже несмотря на ее кажущийся абсолютный характер.
               Появление в прессе информации о том, что госдепартамент США решил принять закон, по которому затонувший лайнер «Титаник» будет отнесен к объектам мирового культурного наследия, может поставить под угрозу аннулирования множества действующих в России товарных знаков с обозначением «Титаник». Это товарные знаки за № 96073, 177197, 208181, 177198, 109894, 194764, 168204, 217105, 197914.
               Отметим далее, что в список мирового культурного наследия внесены сказки братьев Гримм, в том числе «Красная шапочка» и «Золушка». В России существуют десятки товарных знаков с названными обозначениями, а конфеты «Красная шапочка» — один из известнейших брендов в отечественной кондитерской промышленности. Следовательно, все эти знаки также будут поставлены под угрозу аннулирования.
              Необходима ясность также в отношении возможности отнесения фамилий известных личностей к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо к объектам всемирного культурного наследия. В этом отношении представляется оправданным отношение мирового сообщества в лице международной организации ЮНЕСКО к известным личностям, внесшим вклад в мировую науку, культуру, искусство. Это видно из того, что ЮНЕСКО стала объявлять тот или иной год годом прославленных деятелей мировой культуры. Так, например, 2004 г. был объявлен Годом А. П. Чехова, С. Дали, П. Неруды, 2005-й — М. Шолохова, Г. Х. Андерсена, 2006-й — Годом Ю. Гагарина, В. А. Моцарта.
             Тем самым фамилии известных людей, отличившихся в области литературы, науки и искусства, а также иных вошедших в историю личностей де-факто являются достоянием мировой культуры, что получило отражение во Всеобщей декларации о культурном разнообразии, принятой в 2001 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО. В соответствии с этим международным документом нематериальное наследие должно охраняться в не меньшей степени, чем материальные памятники культурного и природного наследия. Нужно в этой связи отметить, что Россия, как и любая другая страна, может гордиться именами своих сограждан, многие из которых по праву входят в сокровищницу всемирного культурного наследия.
            Нужно однако отметить, что охрана фамилий российских знаменитых личностей в качестве объектов культурного наследия сопряжена с достаточно большими трудностями, если учесть что такие имена, как Менделеев, Достоевский, Чайковский, Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов и др., уже давно используются в качестве товарных знаков, чему способствует их высокая охраноспособность и коммерческая ценность.   
             Так, например, имя всемирно известного российского ученого Дмитрия Менделеева зарегистрировано в качестве товарного знака «Менделеев» (рег. №№ 186467 и 112500 для товара 33-го класса МКТУ «водка» и услуг 42-го класса МКТУ «реализация водки»). Фамилия Петра Ильича Чайковского также фигурирует в целом ряде товарных знаков (рег. №№ 282249, 186628, 257797). Не избежали этой участи и «Князь Александр Невский» (рег. №№ 50821, 294484, 254427, 127100, 293644, 305010), «Кутузов» (рег. №№ 137552, 301634), «Князь Суворов» (рег. № 207770). Практически все эти обозначения наряду с некоторыми другими классами МКТУ зарегистрированы также в отношении алкогольных напитков. Исходя из приведенных примеров можно сделать вывод, что охрана фамилий знаменитых личностей в качестве объектов культурного наследия РФ, по-видимому, еще долго будет находиться в морально-этической, а не правовой сфере .
              Вышеприведенные примеры свидетельствуют, что проблем в сфере охраны культурного наследия достаточно много и вопросов больше, чем ответов, что вполне согласуется с высказыванием одного из французских правоведов о том, что юриспруденция никогда не претендовала на статус точной науки . И тем не менее, такую ситуацию следует переломить. В частности, с учетом прецедентной практики необходимо на законодательном уровне внести ясность в разрешение имеющихся проблем.
               Большую помощь в этом отношении может оказать разработка рекомендаций для внесения соответствующих норм в национальные законодательства, регулирующие правоотношения между объектами мирового культурного, природного наследия и товарными знаками. Необходимы также рекомендации по экспертизе подобных обозначений и рассмотрению ситуаций, возникающих при инициировании прекращения регистрации действующего товарного знака в случае его столкновения с названием или изображением объекта мирового культурного и природного наследия. Сохранение баланса между мировым культурным наследием и интересами многих правообладателей товарных знаков — вот тот принцип, которому, по мнению В. Ю. Джермакяна и В. И. Бирюлина, необходимо следовать правоведам и специалистам в области интеллектуальной собственности.

Литература:

1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. — URL: СПС КонсультантПлюс
2. Джермакян В. Ю., Бирюлин В. И. Товарные знаки и объекты всемирного культурного наследия // Патенты и лицензии. — 2008. — № 3. — С. 5–10.
3. World Heritage List : Official website of UNESCO World Heritage Sites [Electronic resource]. — URL: http://whc.unesco.org/en/list
4. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 декабря 2013 г. № С01-268/2013 по делу № А40-173939/2012 [Электронный ресурс]. — URL: 5. О некоторых проблемах, возникающих в связи с регистрацией фамилий в качестве товарных знаков [Электронный ресурс] // Независимое патентное агентство «Григорьева, Сулимова и партнеры». — URL: http://www.npa-patent.ru/articles/problems_registering.
6. Мельников В. М. Концепция экспертизы обозначений по абсолютным основаниям // Патентный поверенный. — 2008. — № 1. — С. 32–39