Петровское. Юля. Мужчины на одно лицо. 1963

Гульнара Элрод Умарбекова
   За полтора года в Петровском я ни разу не подумала о мужчинах. Я их боялась, как огня. Они мне все были на одно лицо.
   Один слесарь не сводил с меня глаз при встрече со мной в совхозе. Я этого не замечала, потому что я не смотрела на мужчин вообще. Мне сказали об этом женщины: секретарша, Анна, соседка Нина. Все они замечали и мне говорили. Я отмахивалась и сердито отвечала, что не обращайте на него внимание, также как и я не обращаю, что я мужчин ненавижу и никогда больше не выйду замуж. И они перестали болтать.
   Однажды одна знакомая мамаша платила мне деньги за содержание детей в яслях,  и спросила  у меня, есть ли у меня телевизор. "Откуда? Ты что? Да во всем совхозе, кроме начальства, только у двоих рабочих появились телевизоры."- сказала я. Юля засмеялась и, видно боясь, что я её сочту за хвастушку, посерьезнев, сказала:" Правильно, так вот один из этих рабочих и есть мой муж, это мы взяли телевизор в кредит."  Мы с ней раньше других знали друг друга, у неё тоже было трое детей, тоже как я, была небольшого роста, работала в овощеводческой бригаде и не смотря на мои отказы, всегда старалась сунуть в мою сумку какой-нибудь овощ. Мы быстро привыкли друг к другу, как сестры, и общались на ты и по имени.
   В тот день Юля пригласила меня к себе в гости, чтобы вместе посмотреть кино по телевизору. Я согласилась, в надежде, что потом я поведу своих детей смотреть детские фильмы, так ка для детяслей Здравотдел и Районо никак не находили средств на приобретение телевизора.
   Я пришла, Юля обрадовалась. Её дети, также как и мои девочки, были в садике, в круглосуточной группе, откуда нам разрешалось забирать детей домой в любое время. На часах было около 17:00. Наши дети должны были поужинать в 18:00, потом мы их забирали домой, почитать или сказки им рассказать перед сном.  Юля готовила ужин и кикнула мужу:" Вася, включи телевизор и приглашай Галю посмотреть кино!" "Какую Галю?" - спросил муж, выглядывая через открытую дверь зала на кухню, и увидав меня , засветился, как медный самвар - "а,а-а-! Галина Александрвовна, проходите, проходите в зал, садитесь на диван, поудобнее, вот сюда... Вам хорошо?" Я думала про себя:"Какая забота, наверно Юля счастливая, жить с таким мужем, всё в квартире есть, не то, что было у нас с Якубом".
   Началось кино. Наш Вася подсаживается ко мне всё ближе и ближе. Я отодвигаюсь от него, а он опять ко мне придвигается. Я, думая, что он хорошо подвыпил, решила звать на помощь Юлю и крикнула :" Юля, ты там скоро?" Юля по моему голосу догадалась, что Вася не дает мне спокойно смотреть кино. Она с полотенцем в руках зашда в зал и шмагнула мужа два раза по голове. К моему большому удивлению, Вася не только не рассердился,  но даже обнял Юлю, уговаривая её не обижаться.:"Юля, ну послушай меня, я же тебе гоорил, что я люблю Галину Александровну и хочу с нею рядышком посидеть, ну что тут такого? Я же тебя не бросаю..." "Да лучше бы ты меня бросил, чем каждый раз слышать, что ты любишь Галю!" - не вытепела Юля. :"Не Галю, а Галину Александровну, сколько тебе раз говорить! Она тебе не подруга!"
   При этих словах меня как током дёрнуло. Ну точно, как буд-то передо мной был не Вася, а Якуб.  Вмиг, до мельчайших подробностей, мне вспомнился Чимкентский эпизод:
   Когда я узнала, что казашка родила от Якуба второго ребенка, мне хотелось узнать, что из себя представляет этя рискованная женщина, неужели есть еще женщины, которые так же как и я могут влипнуть в такую скверную, хлипкую грязь? В тот день Якуб пришел  проведать девочек и сказал, чтобы я не переживала и не беспокоилась ни о чем. Что он меня не тронет, дал в милицию одписку, что не сделает мне ничего плохого. -"Пойдём, посмотришь, как живут казашки, которые отбирают мужей у женщин, хотя у неё никогда  не будет мужа, я тебя никогда не брошу и буду ждать пока ты меня простишь, хоть несколько лет." Немного ранее я была в милиции, встретилась с нашим  участковым лейтенантом, он показал мне подписку Якуба, я прочитала и успокоилась. Я рассказала об этом соседке Мерветке и она согласилась присмотреть за девочками, но с условием, что я вернусь через три часа. Мне хотелось так же увидеться со своей сотрудницей Зайнаб, которая жила недалеко от Каламкас.
   Якуб рванул дверь частной квартиры и мы увидели женщину – любовницу Яякуба, которая только что зашла перед нами и выклладывала  из сумки что-то, но поллитру я заметила сразу. Якуб старался издеваться над ней и первым вопросом было:"Водку ты не забыла купить? Пусть Галя посмотрит, как пьют алкашки-казашки." Каламкас только рот открыла:" А что, Галя не знает?", как Якуб разьяренно закричал:" Какая она тебе Галя? Я тебе сколько раз говорил, что Галей её могут называть только я и мама, а остальные, и такие, как ты, должны назыывать её Галиной Александровной, поняла? Я тебя спрашиваю, поняла? Или тебе по-казахски перевести?  Ты никогда не забывай, что такой мусор, как ты, никогда не сравнится с Галей. Наливай!"
  Каламкас поставила на стол 3 стакана, "А зачем ей стакан?"- с недовольством спросил Якуб. "Галына Александровна будэт пыт." - съязвила она, так как знала, что я не пью. За все время Каламкас ни разу не взглянула мне в глаза. Она их закрывала, то ли нарочно, то ли ей в самом деле было стыдно. Якуб налил до краев один стакан, потом другой, и бутылка стояла пуста и не чокаясь, они проглотили по 250 грамм залпом.  Закусывали лепешками.  Потом Якуба развезло, я встала и сказала, что пойду проведаю Зайнаб, она живет рядом. Якуб сказал, чтобы зашла за ним, он проводит меня до дому.
  Моя сотрудница Зейнаб меня угощала чаем, виноградом и медом. Она рассказала, что не слышала ничего, кроме ругани и скандалов, когда приходил Якуб к Каламкас. Якуб её избивает страшно. Один раз лежала Каламкас в больнице – селезенку ей отбил, другой раз – почки.  Как она выздоравливает – все удивляются.  Старший их мальчик с двух лет убегает из дому.  Милиция привозит его домой. Никакой семьи у неё не получилось. Якуб её абсолютно не любит,  и открыто всем говорит, что ни за что не разойдется с женой. Дети Каламкас все на её фамилии– Бегимовы.
  Я сказала :"Спасибо, Зейнаб, за угощение, за теплый прием, но о них я не думаю, мне абсолютно безразлично, будут они жить вместе или нет, я зашла к тебе попрощаться насовсем, то есть навсегда – я уеду с детьми к маме, на Украину. Напиши мне свой адрес, а я пришлю тебе письмо, когда устроюсь." Зайнаб проводиала меня на автобус и, обнявшись по-казахски, мы расстались.
   Вот такой эпизод мне вспомнился, когда Вася сказал жене Юле, что я не Галя, а Галина Александровна.  Да разве в этом суть, ты будь верен своей жене, не заглядывайся на других женщин, а как жену или любимую женщину называть совершенно не важно.  А то маскируются под верного, любящего мужа, как Якуб, на глазах у жены позорит свою любовницу, надеясь этим доказать преданность жене. А Вася наоборот,  заставляет свою жену называть свою любимую женщину по имени-отчеству, потому что она якобы не достойна быть моей подругой. Этим он так мне сразу опротивел, что я решила сразу, при Юле, высказать свое мнение:"Простите, как вас зовут, меня никто с вами не знакомил, да это даже хорошо, потому что я таких мужчин ненавижу. Я пришла по пиглашению Юли, не зная, что у нее такой негодный муж. И знайте, что для меня мужчины - все на одно лицо. Я их терпеть не могу! До свидания, Юля, ты не виновата в том, что я ухожу."
   На следующий день Юля пришла в ясли и стала извиняться, что не предупредила меня, что её муж Вася, тот самый слесарь, который не скрывает ни от кого, что любит нового бухгалтера совхоза. "А когда ты, Галя, перешла работать в ясли, то он как чумной стал, собирает детей в ясли, говорит мне:" Ты, Юля, готовь завтрак, а я сам отведу детей в ясли." А такого никогда не было. Я сразу догадалась, что он хочет увидеть тебя. Я вырвала из его рук детей и сказа в ему "ненормальный!", повела детей сама.  Потом, я не знала, как отучить его от  иллюзий, я была уверена, что ты скромная женщина, связываться с ним не станешь, потому и пригласила тебя к нам. Спасибо тебе, ты положила конец этой дурацкой любви.  А смотреть телевизор ты ходи, он после твоих слов не будет цепляться к тебе." "Нет уж, Юлечка, я теперь его хамелеонскую морду и за километр видеть не желаю."- отказалась я.