Черновы-31. Именины Варвары

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава - http://proza.ru/2023/02/14/1474


«Начни сначала, пусть не везёт подчас, не верь отчаянью, влюбись, как в первый раз», – напевал себе под нос полюбившуюся песню Александр Павловский, одновременно освежая лицо после бритья огуречным лосьоном.

«Начать сначала не поздно нам всегда. Начни сначала, хоть и лиха беда», – Павловский надел белоснежную рубашку и привычными движениями повязал новый галстук. Александр собирался в гости к Варе, с которой последние три месяца встречался часто, обычно по воскресеньям, но в доме её после памятного ужина не бывал.
 
Вчера же Варя его, наконец, в гости пригласила, и не просто в гости – на именины, объяснив при этом, что именины её совпадают с днём рождения, поэтому и имя Варвары ей дали.

Два года после гибели мужа Варя день рождения не отмечала, а сейчас вот, посоветовавшись с матерью, решилась. Раиса Александровна обрадовалась, за старшую свою дочь очень она переживала и по некоторым признакам поняла, что с кем-то Варя познакомилась, с каким-то мужчиной встречается уже, а теперь хочет познакомить его со своей семьёй.

Костю Вариного Раиса Александровна успела всем сердцем полюбить. Не как зятя даже, как родного сына. Но Кости уже третий год, как нет, а Варина жизнь продолжается. Зарабатывает она хорошо и материально не нуждается, но не хватает ей, конечно, хорошего мужа для счастья. Не хватает своей семьи, семейного очага. Варя – она «домашняя» и сможет ещё составить счастье другому мужчине. А в том, что он Вари достоин, Раиса Александровна заранее была уверена, Варя плохого не выберет. И, зная занятость дочери, предложила помочь накрыть праздничный стол: сварить холодец, приготовить фаршированную рыбу и испечь небольшие пирожки с мясом.

Александр к Варваре относился бережно, событий не торопил, помнил Славкины слова перед прощанием. Да и не был он по природе своей скор в отношениях с женщинами. Приглашал Варю по воскресеньям на спектакли в драмтеатр Горького, в кинотеатры, на концерты столичных и иностранных знаменитостей. Иногда ужинали вместе в ресторанах, гуляли в парках в хорошую погоду, разговаривали, узнавали друг друга. Варя нравилась ему с каждой встречей всё больше - неброской красотой своей, женственностью, искренностью.

Он знал, как сложна и ответственна была её работа,  и ему очень импонировала та простота, с которой она держалась. Никакого «ученого» апломба в ней не было, зато чувствовались широкая эрудиция и искренний интерес к его жизни.  «С такой женщиной можно всю жизнь прожить, - думал Павловский,  - ей просто нужно дать время привыкнуть ко мне, а дальше видно будет. Не стоит ей навязываться, всё в своё время».

«Не всё пропало, поверь в себя. Начни сначала, ты всё начни с нуля. Сирень ночная напомнит о былом. Уже сигналит машина за углом»... –  машины своей, к сожалению, у Павловского не было. Будучи моряком, денег накопить не успел, а после развода с женой и перехода на береговую работу о собственном автомобиле и впрямь только мечтать оставалось.

Александр вздохнул, но тут же сам себе напомнил, что и без машины прекрасно обходится. Сейчас вот такси вызовет, заедет в цветочный магазин, и можно будет спокойно выпить за здоровье именинницы, а будь он за рулём? Вот то-то!

Через полтора часа, одетый в выходной темно-синий костюм и длинное вельветовое пальто, с шикарным букетом кремовых роз в правой руке и свёртком с подарком под мышкой, Саша уже стоял перед дверью квартиры Варвары.

Опаздывал он всего на десять-пятнадцать минут, в самый раз, чтобы не стоять столбом среди незнакомых людей. Почти все гости уже сидели за столом, и Варя сразу же его представила, как соученика Станислава и её друга, который вместе со Славой мебельный гарнитур собирал.
 
Стол был сервирован на двенадцать персон и плотно уставлен закусками. Человек восемь сидело уже вокруг него и все они Павловскому были незнакомы. Варя указала ему на свободный стул рядом с собой. По другую сторону свободного места сидела уже статная и красивая женщина в годах, назвавшаяся Тамарой Васильевной, за ней - мужчина лет сорока, Юрий Авдеев.

Цветам и подарку - двухтомнику, выпущенному в честь  двадцатилетия журнала «Юность», Варя искренне обрадовалась. Александр на такую реакцию и рассчитывал, знал, что читать Варя любит, а «Юность» - её любимый журнал. Тут же начались тосты, поздравления и пожелания. Молодых женщин, школьных подруг Вари, о которых Саша уже был наслышан, за столом не было, а за другими гостями он украдкой поглядывал.

Первый тост за именинницу говорил, конечно, её отец, Иван Степанович. Сказал, что рад случаю высказать свою любовь к взрослой уже дочери, рад поздравить её с днём рождения и пожелать здоровья, всяческих успехов и, конечно, большого счастья. Лет шестидесяти дядька, Варя говорила, что инвалид войны. Первое впечатление - хорошее. Сашу глазами не буравил,  рюмку коньяка выпил до дна - молодец, отец!

Рядом с ним сидела, конечно, Варина мать, это было заметно по общим с дочерью чертам лица. Следующий – определённо, Славкин сын, похож на него. Рядом, значит, Игорь – худенький, чёрненький, лет тринадцати на вид.

Минут через пять после первого тоста с места поднялась невысокая рыженькая симпатичная женщина, крёстная Вари.

 - Варенька, - подняла она свой бокал, - дорогая моя крестница! Как же я рада тебя снова видеть! С днём рождения, и пусть у тебя в жизни всё впереди будет хорошо! Желаю тебе самого главного – женского счастья, ты его заслуживаешь, как никто другой!
- Спасибо, тётя Маня, приезжайте почаще. Всегда рада и вам, и дяде Боре!

Саша подливал Тамаре Васильевне сухого вина, сам же, заметив, что все мужчины пьют коньяк, решил не выделяться, а после третьей рюмки почувствовал себя гораздо свободнее и расслабился. Закуски превзошли все ожидания, а любимый его холодец оказался особенно вкусным.

Давние родственные и дружественные связи объединяли всех собравшихся, и ему приятно было ощущать себя в этом кругу почти своим. «Произнести, что ли, тост?» - подумал он, но сразу же и остановил себя: «Не стоит пока, Саша! Дай другим высказаться, тем, кто именинницу больше тебя знает».

- Тамара Васильевна!- обратился он к соседке, - мне о Вас Варя рассказывала, - Вы ведь её с рождения знаете, правильно?

Соседка кивнула. - Конечно, мы рядом в юности жили, на Красноармейской. Впрочем, мы с дочерью и сейчас там же.

- А она взрослая уже? Чем занимается?
- Недавно институт окончила.
- И тоже врач?
- Нет, она инженером решила стать, своей дорогой пошла. А Вы, Александр, чем занимаетесь? Тоже плаваете, как и Славик? Раньше-то он и с Наташей заходил, и один. Мы с ним часто по душам разговаривали. Думаю, что ему матери в Ростове не хватало. Увидите его, скажите, что я его вспоминаю. Пусть заходит, когда в городе будет.

- Саша, я налью? – спросил Юрий, с которым Павловский успел уже на кухне по сигарете выкурить, - пора выпить за родителей именинницы.

Александр кивнул - С удовольствием, Юра!

Посидев за столом два часа, Черновы засобирались домой, позвали с собой и обоих внуков. Авдеевы тоже стали прощаться, а подруги Раисы Александровны, давно не видевшиеся, уединились на диване. Борис с Сашей курили на кухне, а Варя убирала со стола, когда зазвонил дверной звонок, и на пороге с цветами, шампанским и пирожными появились школьные подруги Варвары.

- Что, зажать именины решила, подруга? Так не пойдёт! Доставай фужеры, поздравлять тебя будем!

Иногда Варя рассказывала о пяти подругах детства, с которыми была близка до сих пор. Саша уже знал, что они все учились в одном классе, все давно были замужем и встречались несколько раз в году. На этот раз, учитывая небольшие размеры Вариной квартиры, приехали они без мужей. Женя, работающая старшей медсестрой в клинике железнодорожников, Светлана, биолог, закончившая тот же университет, что и Варя, Надежда – врач-онколог, Марьяна – домохозяйка и многодетная мать, Юлия – тренер по плаванию.

- За тебя, Варенька! За твоё счастье! Ты у нас самая умная всегда была, выпьем за твои успехи и удачу! И познакомь нас с твоим другом!

- Спасибо, девочки, рада вас всех вместе видеть опять! А это – как раз мой друг. Знакомьтесь – Александр Алексеевич Павловский, бывший моряк загранплавания, а ныне – преподаватель морского училища имени Седова. Прошу любить и жаловать!

* Продолжение - http://proza.ru/2023/02/17/698